Форум » ВООРУЖЕНИЕ и ТЕХНИКА ЗРВ, ИА, РТВ Московского округа ПВО » ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300 » Ответить

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300

volhovm6: ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300 Общие сведения С-300П как это начиналось Система С-300П В середине шестидесятых годов в ходе войны во Вьетнаме впервые в истории ЗРК стали фактором, в значительной мере определявшим исход боевых действий. Массовое применение ЗРК С-75 нанесло ощутимые потери американской авиации и, что не менее важно, принудило ее к действиям на малых высотах, в зоне эффективного огня ствольной артиллерии. Уровень потерь американских самолетов приближался к нескольким процентам, что близко к предельно допустимой величине. Но этот фактор мог иметь решающее значение в ходе затяжной локальной войны. В полномасштабных боевых действиях в Европе и над территорией СССР, в особенности, в условиях применения ядерного оружия требовалось прикрыть важнейшие объекты даже от ударов единичных самолетов противника, что ЗРК С-75 сделать уже не мог, несмотря на многократные модернизации. Во-первых, при массированном применении авиации вероятного противника проявлялась малая огневая производительность ЗРК С-75, ограниченная одноканальным построением его средств. Во-вторых, ожидаемая высокая напряженность боевых действий требовала быстрого восполнения расходуемых ЗУР на пусковых установках и, следовательно, скорейшего приведения ракет в боеготовное состояние, а применение жидкого топлива требовало длительных и сложных операций по заправке и переводу ракет в полную готовность. В-третьих, для прикрытия единичным ЗРК группы объектов и обеспечения возможности многократного огневого воздействия по приближающимся целям требовалось увеличение максимальной дальности пусков, а возможности дальнейшего наращивания этого показателя для С-75 были практически исчерпаны - при радиокомандном наведении точность выведения на цель падала прямо пропорционально удалению до нее. Определилась также необходимость повышения скорости ЗУР и расширения зоны досягаемости по высоте. В-четвертых, важнейшей задачей стало уменьшение нижней границы зоны поражения, сокращение мертвой зоны вблизи позиции комплекса. Применение в ЗРК С-75 двухступенчатой ракеты с началом наведения только по окончании работы стартового двигателя определяло большие размеры мертвой зоны. В-пятых, эффективность применения ЗРК решающим образом зависела от возможности его использования в условиях мощного радиоэлектронного противодействия. В реализованной в С-75 схеме построения комплекса радиолокационные средства теряли возможность слежения за целью, как правило, в дальней зоне. Мощность отраженного от цели излучения РЛС падала пропорционально четвертой степени расстояния до цели, а сигнала помехи - только пропорционально квадрату этой величины. Этого недостатка были лишены системы самонаведения или командного наведения с визированием цели через ракету, сближающуюся с самолетом противника. В-шестых, для обеспечения высокой боевой устойчивости и гибкости боевого применения была необходима высокая мобильность комплекса, а наземные средства ЗРК С-75 требовали длительного развертывания с монтажом антенных постов и пристыковкой кабелей. Так как возможности совершенствования ЗРК С-75 с одноканальным по цели радиокомандным наведением и применением двухступенчатой жидкостной ЗУР были исчерпаны, определилась необходимость создания принципиально новой системы средней дальности. Для этого к середине шестидесятых годов сформировались достаточные технические предпосылки. Ламповую технику сменили полупроводники, аналоговые вычислители -цифровые ЭВМ. Внедрение фазированных антенных решеток обеспечивало необходимое для многоканальных комплексов быстрое сканирование луча РЛС с «перебросом» в сектор обзора. Твердотопливные двигатели по массо-энергетическому совершенству приблизились к уровню двигательных установок на дол-гохранимом жидком топливе. Необходимость разработки новой системы средней дальности была очевидна для руководства не только Войск ПВО страны, но для командования Сухопутных войск и ВМФ. К середине шестидесятых годов Сухопутные войска завершали отработку ЗРК «Круг», по боевым возможностям близкого к С-75, но отличавшегося более высокой мобильностью. Находившийся на ранней стадии отработки морской комплекс М-11 обладал еще более скромными характеристиками - его максимальная дальность не намного превышала 30 км. Вызревала идея создания единой зенитной ракетной системы межвидового применения. Предложения по такой системе С-500У представили КБ-1 и Войска ПВО страны. Однако при общности требований к новой ЗРС каждый из видов Вооруженных сил уделял различное значение отдельным направлениям совершенствования этого оружия. Для ПВО Сухопутных войск решающими являлись показатели мобильности, при этом для обеспечения высокой проходимости предпочтение отдавалось гусеничным шасси. В те годы Сухопутные войска рассматривали как весьма актуальную и уже технически разрешимую задачу борьбы с баллистическими оперативно-тактическим ракетами противника, которые по своим летно-тактическим характеристикам были ближе к традиционным аэродинамическим целям. Задача их перехвата решалась более простыми средствами, чем создание обороны от стратегических ракет, представлявших основную угрозу для объектов на территории СССР. Кроме того, перехват ракет противника можно было осуществлять на меньших высотах, так как укрытая в бронеобъектах и фортификационных сооружениях живая сила Сухопутных войск была не столь уязвима к поражающим факторам ядерного взрыва, как гражданское население. Тем не менее даже создание системы борьбы с оперативно-тактическими ракетами, в наше время именуемой за рубежом как "ПРО театра военных действий", требовало применения высокопотенциальных РЛС и противоракет с высокими разгонными и скоростными показателями. Флот также предъявлял специфические требования к перспективной зенитной системе. Помимо особенностей эксплуатации в коррозионноопасной среде, при длительном воздействии вибраций и качки, электромагнитных наводок от других корабельных систем, радиоэлектронные средства должны были обеспечить наведение ракеты вблизи морской поверхности со сложными и нестабильными показателями отражения излучения. Моряки всегда трепетно относились к соблюдению массо-габаритных ограничений - размещение значительного боекомплекта на корабле исключало применение громоздких изделий. Попытка совместить требования всех заказчиков в единой зенитной ракетной системе привела бы к ухудшению ее технико-экономические показателей и ставила под сомнение возможность осуществления разработки в сжатые сроки. В результате разработчики и Заказчики перешли к концепции создания трех унифицированных систем с существенно различными радиоэлектронными средствами, единой противосамолетной ракетой и, в дополнение к ней, специальной противоракетой для системы Сухопутных войск. Зенитные ракетные системы для Войск ПВО страны разрабатывались возглавляемым Генеральным конструктором Б.В. Бункиным МКБ «Стрела» (в дальнейшем - ЦКБ «Алмаз») Минрадиопрома, для Сухопутных войск - НИИЭИ Минрадиопрома (ныне - концерн «Антей») во главе с главным конструктором В.П. Ефремовым, а для флота - ВНИИ РЭ Минсудпрома (ныне - ГНПО «Альтаир»), руководимым В.А.Букатовым. Кроме того, привлекались к работе оба основных разработчика ЗУР - П.Д. Грушин, возглавлявший МКБ «Факел», и Л.В. Люльев, руководивший свердловским КБ «Новатор». Основные положения принятой концепции легли в основу Постановления ЦК и Совмина от 27 мая 1969 года «О создании унифицированной системы С-300», которым предусматривалась разработка фактически трех систем: С-300П для Войск ПВО страны; С-300В для Сухопутных войск; С-300Ф для ВМФ. Разработка ракеты В-500 для поражения аэродинамических целей и баллистических ракет с дальностью до 140км была поручена П.Д. Грушину, противоракеты КС-96 - Люльеву. Предусматривалось создание ЗУР В-500 в трех вариантах - самонаводящейся В-500Р, упрощенной В-500К с радиокомандным наведением и В-500В, адаптированной к радиоэлектронным средствам комплекса С-300В. Предусматривалось, что ракета В-500К будет многократно дешевле В-500Р, а ее простота позволит ускорить отработку системы. Забегая вперед, отметим, что в дальнейшем унифицированными остались только наименования зенитных ракетных систем. Уже в начале семидесятых годов Сухопутные войска отказались от применения В-500В, поручив Л.В. Люльеву разработку 9М83 - уменьшенного варианта противоракеты 9М82. Творческая самостоятельность головных разработчиков привела к тому, что унифицированными оказались только создававшиеся в Новосибирском НИИ измерительных приборов под руководством главного конструктора Юрия Александровича Кузнецова радиолокаторы обнаружения (РЛО) комплексов С-300П и С-300В, а также ракеты комплексов Войск ПВО и флота, спроектированные под руководством Грушина. Пусковые установки создавались в ленинградском КБСМ под руководством главного конструктора Николая Алексеевича Трофимова. Основой радиоэлектронных средств системы С-300П стал разработанный в МКБ «Стрела» под руководством В.Д.Синельникова радиолокатор подсвета и наведения (РПН) с фазированной антенной решеткой, решающий задачи автономного обнаружения и сопровождения цели, приема информации с борта ЗУР, выдачи команд управления на ракету. К началу создания системы С-300 в СССР велись разработки отдельных необходимых микросхем, намечался переход на новую элементную базу. Для одной фазированной антенной решетки радиолокатора подсвета и наведения требовалось более 10 000 ферритовых элементов. Взамен первоначально рассматривавшегося применения на ракете аналогичной комплексу С-200 сложной полуактивной радиолокационной ГСН, в системе С-300П в дальнейшем была принята схема так называемого «наведения через ракету». Информация от размещенного на борту ЗУР относительно простого радиолокационного визира передавалась на наземные средства. Используя ее и получаемые от РПН данные о ЗУР и цели, вырабатывались команды наведения. В результате упрощалась и удешевлялась бортовая аппаратура ракеты, а совместное использование информации о цели от визира ЗУР и наземных средств для наведения ракеты повышало помехозащищенность комплекса. Ракета В-500 была выполнена по одноступенчатой схеме, что исключало необходимость отчуждения значительных территорий под зоны падения ускорителей. Первоначально для ЗУР была принята нормальная аэродинамическая схема с крыльями очень малого удлинения, зачастую именуемыми пилонами. Внешне ракета напоминала американскую ЗУР «Тартар» или отечественные ракеты, разрабатывавшиеся в те же годы для комплекса «Бук». При дальнейшем проектировании выяснилось, что при характерных параметрах полета ракеты комплекса С-300 вклад крыльев в улучшение маневренности и повышение аэродинамического качества невелик. В результате, для В-500 была выбрана бескрылая схема "несущий корпус" с четырьмя цельноповоротными аэродинамическими рулями, точнее, рулями-элеронами в хвостовой части. Принятая компоновочная схема обладала малым сопротивлением и при небольшой продолжительности работы твердотопливного одноре-жимного двигателя обеспечивала полет на заданную дальность с допустимой потерей скорости на пассивном участке траектории. Использование твердого топлива в ракете обеспечивало постоянную готовность к применению, исключало необходимые в ЗРК С-75 рискованные операции по заправке токсичными и агрессивными компонентами жидкого топлива. Ракета В-500 всех модификаций имела корпус из высокопрочного алюминиевого сплава. Для ракеты был принят вертикальный старт, что позволило не только обеспечить пуск в любом направлении без какого-либо наведения пусковой установки, но и упростило саму конструкцию ПУ и снизило ее массу. Стрела, на которой крепились контейнеры с ЗУР, только медленно поднималась в вертикальной плоскости, а азимутальное перемещение не требовалось. Снижались нагрузки и газодинамическое воздействие на ПУ при старте ЗУР, двигатель которой включался на высоте более двадцати метров. Сила отдачи действовала по вертикали, передаваясь на поверхность стартовой площадки - опрокидывание ПУ не грозило. Новые технические решения потребовали и решения вновь возникших проблем. В частности, для уменьшения поперечных габаритов ракеты при нахождении в транспортно-пусковом контейнере и, следовательно, диаметра и массы контейнера, пришлось применить раскрываемые при старте аэродинамические рули. Для быстрого разворота ЗУР в направлении цели после вертикального старта в дополнение к аэродинамическим устанавливались и крупногабаритные газовые рули - их консоли доходили почти до продольной оси ракеты. Немало проблем было связано с обеспечением старта ракеты из контейнера. На ранних стадиях предлагались контейнеры с глухим дном, из которых ЗУР стартовали на собственном двигателе. Но при этом возможный взрыв запускаемого двигателя грозил трагическими последствиями, особенно тяжелыми в корабельных условиях. В августе 1972 г., после нескольких десятков испытаний, по инициативе «Факела» от этой схемы отказались. Прорабатывался также и вариант минометного старта с выбросом ЗУР давлением продуктов сгорания порохового аккумулятора давления (ПАД) и запуском двигателя на высоте 5... 10 м над верхним срезом контейнера. В этом варианте использовался обтюратор (поршень), перемещавшийся с установленной на нем ЗУР. Для корабельного ЗРК был разработан специальный контейнер, в верхней части которого обтюратор затормаживался, чтобы не нанести повреждений палубным надстройкам. Этот контейнер получился сложным и дорогим. В конечном счете, для комплексов С-300П и С-300Ф к 1979 г. был отработан способ выброса ракеты из ТПК с использованием катапультного устройства, задействовавшегося при подаче продуктов сгорания ПАД и представлявшего собой 2 газовых цилиндра со штоками-тягами, соединенными под ракетой поддоном. Унификация ЗРК С-300П и С-300Ф не только по ЗУР и части радиоэлектронного оборудования, но и по контейнерам, а следовательно и по средствам доставки, хранения и обслуживания ЗУР, сулила значительную экономию средств. Первоначально С-300П задавалась как самоходная система со временем развертывания не более 5 минут. В качестве базового шасси для размещения всех боевых элементов системы был принят четырехосный МАЗ-543, уже применявшийся к тому времени как шасси пусковых установок оперативно-тактических ракет Р-17 (Scud) и «Темп-С». Для размещения части средств ЗРК выбрали полуприцепы. Однако создание унифицированного шасси с размещением систем энергообеспечения, связи, приборов ночного видения, а также контейнеров с аппаратурой требовало существенной доработки МАЗ-543. С учетом меньшей длины зенитной ракеты по сравнению с баллистическими, на модифицированном шасси МАЗ-543М главный конструктор Минского завода колесных тягачей Б.Л. Шапошник отказался от правой кабины и разместил ряд автомобильных агрегатов выше двигателя, справа от оставшейся кабины. На первых порах разработка радиоэлектронной части системы опережала замедлившиеся работы по автомобильному шасси. Руководство МКБ «Стрела» предложило Заказчику первоначально создать систему в транспортируемом варианте, в котором все боевые элементы ЗРК и средства управления системы выпускались в контейнерном исполнении и перевозились с помощью полуприцепов и транспортных автопоездов. На полевой позиции при боевой работе контейнеры с оборудованием располагались на грунте или в укрытиях на специальных основаниях, а на заранее подготовленных позиции - в железобетонных укрытиях. С учетом того, что значительная часть ЗРК выделялась для стационарных объектов, Заказчик согласился с опережающим созданием системы в контейнерном исполнении под наименованием С-300ПТ (транспортируемая), а вариант на шасси МАЗ-543М получил обозначение С-300ПС (самоходная). Время развертывания комплексов увеличилось в сравнении с первоначально заданным, но не должно было превышать одного часа. В дальнейшем разработка комплекса С-300ПТ велась опережающими темпами, он первым прошел испытания, был принят на вооружение и освоен в серийном производстве. Первый вариант перевозимой ПУ под обозначением 5П85П представлял собой стартовый стол, обеспечивавший развертывание на неподготовленной позиции. На ПУ предполагалось разместить связку - кассету с пятью ЗУР в контейнерах диаметром по 1,1 метра. Связка контейнеров доставлялась на позицию и устанавливалась в вертикальное положение транспортно-установочной машиной на шасси МАЗ-543. Проработка связки контейнеров выявила неудобство ее эксплуатации. При выходе из строя одного контейнера или при отстреле части ЗУР в связке, их замена требовала проведения дополнительных операций со всей связкой. При согласовании технического задания число контейнеров в связке сократили до 4. Была выпущена рабочая документация по 5П85П, но «в металле» данный вариант не изготовлялся., так как он не обеспечивал заданный темп старта ракет. Старт первой же ЗУР ракеты приводил к раскачке связки. Кроме того, эта ПУ имела значительные демаскирующие признаки. Поэтому в дальнейшем разработали буксируемую ПУ 5П851 с размещенными на полуприцепе качающейся части со связкой из четырех контейнеров и гидравлического привода для перемещения контейнеров и выдвижения опорных домкратов. На боевой позиции после отцеп-ления полуприцепа, установки разводимых гидравлических опор и горизонти-рования ПУ соединялись кабелями с расположенным в нескольких десятках метров контейнером подготовки ракет и управления стартом и с системой электропитания. Опытные образцы всех средств системы в конце 1973 г. вывезли на 10 Государственный научно-испытательском полигон Войск ПВО в районе города Сары-Шаган у озера Балхаш, где проводились испытания и доведение опытного варианта. Для заводских и совместных испытаний системы опытным производством МКБ «Факел» было изготовлено около пятидесяти ЗУР, которые успешно прошли испытания. Для проведения совместных и Государственных испытаний использовались ЗУР серийных заводов. В ходе испытаний имели место аварии, в ряде случаев обусловленные несоблюдением технологической дисциплины на серийных заводах. При пусках по низколетящим целям несколько ракет потерпели аварию из-за разрушения аэродинамических рулей. Как оказалось, не был выдержан режим сушки консоли руля после чистки бензином перед нанесением теплозащитного покрытия. От аэродинамического нагрева невыветрившиеся остатки бензина испарялись, отслаивая теплозащитное покрытие рулей. Серийный выпуск системы С-300ПТ начался в 1975 г. Производство основных радиоэлектронных средств системы было освоено на Московском радиотехническом заводе и ряде других заводов страны. Серийное производство ракет 5В55 и транспортно-пусковых контейнеров для них было развернуто на головном Московском машиностроительном заводе «Авангард» и Ленинградском Северном заводе. Позже к выпуску подключился Жулянский механический завод - филиал Киевского машиностроительного завода имени Артема, на протяжении многих десятилетий осуществлявшего выпуск управляемых ракет «воздух-воздух». В 1978 году испытания перевозимого в контейнерах комплекса С-300ПТ были успешно завершены, и в следующем году система была принята на вооружение. С-300П «Бирюса» Основное назначение зенитной ракетной системы средней дальности С-300П - оборона административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военно-морских баз от воздушного нападения. Впервые в Советском Союзе былс создана система с полной автоматизацией боевой работы, решающая задачи обнаружения, сопровождения, целераспределения, приема и обработки целеуказания, захвата цели, сопровождения, пуска и наведения ЗУР, оценки результатов стрельбы. С-300П построена по схеме организации группы дивизионов вокруг командного пункта системы. Система С-300П способна в автоматическом режиме осуществлять отбор целей в зависимости от потенциальной угрозы. Стрельбовая ЭВМ системы определяет приоритет целей для одновременного и последовательного обстрела: баллистические цели, постановщики помех, маловысотные, атакующие (движущиеся с нулевым параметром) и другие цели. При "разделении" цели, означающем сброс бомб или пуск ракеты, автоматически берется на сопровождение и обстреливается цель, движущаяся на расположение дивизиона. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЭВМ, оценив обстановку, производит подавление пассивных и активных помех. Функции боевого расчета сводятся к контролю над работой этих средств и, при необходимости, вмешательству в ход боевой работы. Комплекс С-300П принят на вооружение в следующем составе: командный пункт комплекса (контейнеры Ф и Ф2); стартовая батарея (до 12 ПУ, 4 контейнера подготовки старта ФЗ); ракета 5В55К (В-500К); система электропитания. Зенитная управляемая ракета 5В55К (В-500К) - первая серийная ЗУР для С-300П с командной системой наведения. Разрешение на пуск ракеты выдавалось после 15 секундного цикла подготовки, в ходе которого проверялись бортовые системы ракеты, вводилось полетное задание. Далее срабатывал пороховой аккумулятор давления (ПАД), при этом ударной волной выбивалась заранее ослабленная радиальными канавками крышка контейнера, сделанная из композиционных материалов. При срабатывании еще одного ПАД газ поступал в 2 расположенных вдоль контейнера цилиндра катапульты, приводя в движение размещенные в них штоки. Для исключения перекоса ЗУР штоки соединялись размещенной под хвостовым отсеком балкой. Ракета принудительно катапультировалась на высоту около 20 метров. Одновременно с выходом ракеты из контейнера раскрывались аэродинамические поверхности. Запуск двигателя ракеты 5В55 производился с использованием блока задержки через одну-полто-ры секунды после выхода ЗУР из контейнера и при достижении практически нулевой скорости. Для скорейшего вывода на заданную траекторию в точку встречи с целью ракета 5В55 была оснащена газовыми рулями, которые по программе, заложенной в автопилот перед стартом, энергично разворачивали ракету вокруг продольной оси для совмещения основной плоскости ЗУР и плоскости наведения и склоняли ее по углу тангажа в плоскости наведения. Полет по заложенным в автопилот параметрам начального участка траектории ракеты происходил до захвата ее системами слежения радиолокатора подсвета и наведения, после чего начиналось наведение ЗУР на цель по командам, передаваемым на борт ракеты через РПН. Точка встречи ракеты с целью постоянно определялась цифровым вычислительным комплексом (ЦВК) кабины боевого управления Ф2 исходя из текущих параметров полета цели и ракеты, при этом применялся метод наведения, отличный от "трехточки" и "половинного спрямления", реализованных в комплексах ранних поколений С-75 и С-125. Подрыв боевой части при встрече ЗУР с целью осуществлялся по команде от бортового полуактивного радиовзрывателя. В зависимости от класса и параметров движения цели его режим работы задавался командами, поступавшими на борт ЗУР через РПН. Стартовая батарея комплекса и аппаратура наведения обеспечивали темп стрельбы в 3...5 секунд. Одновременно ЗРК мог обстрелять 12 ракетами до 6 целей. Ракетные контейнеры на позиции располагались на специальных основаниях или стойках непосредственно на грунте, или в укрытиях. Для транспортировки контейнеров Ф2 и ФЗ при смене дивизионом позиции использовались транспортные автопоезда 5П58. Взаимодействие элементов ЗРК осуществлялось по радиолинии. С-300ПТ с ракетой В-500Р (5В55Р) В 1981 году была принята на вооружение система С-ЗООПТ с новой ракетой В-5ООР с увеличенной дальней границей зоны поражения, а также с усовершенствованной аппаратурой командного пункта. Тем самым были полностью реализованы принятые технические решения и достигнуты заданные ТТТ характеристики системы. Первый полк, вооруженный системой С-ЗООПТ с ракетами В-500К и В-500Р, был поставлен на боевое дежурство 23 февраля 1981 года под Северодвинском. В-500Р (5В55Р) - согласно информации, опубликованной в томе V справочника «Оружие России» (Военный парад, М., 1997г), стр. 135 ракета 5В55Р обеспечивает поражение целей со скоростями до 4300 км/час на удалении от 5 до 75 км в диапазоне высот от 0,025 до 25 км. Масса ракеты составляет 1665кг, включая боевую часть массой 130 кг, длина - 7,25 м, диаметр - 508 мм, размах крыльев - 1125 мм. Бортовая аппаратура обеспечивает метод «наведения через ракету». Испытания при низких температурах эксплуатации система С-ЗООПТ успешно прошла зимой 1983-1984 гг. в горно-лесистой местности на полигоне Телемба. Комплексы С-300ПТ в начале восьмидесятых годов были усовершенствованы с доведением возможностей до уровня ЗРК С-300ПС, получив обозначение С-300ПТ-1 Все контейнеры этого варианта комплекса при боевой работе находились на автомобильном шасси (полуприцепах). Применялись ПУ 5П851А - доработанные 5П851, для. перезаряжания которых использовались заряжающие машины 5Т99 на шасси КрАЗ-255 или самоходные крановые средства. Непродолжительное время выпускался доработанный вариант ЗРК - С-300ПТ-1А, а ранее выпущенные комплексы С-300ПТ проходили доработку в войсках или при проведении плановых ремонтов на предприятиях Министерства обороны. В настоящее время комплексы С-300ПТ всех модификаций сняты с вооружения.

Ответов - 51, стр: 1 2 All

ст.оператор: Вышла 2 часть статьи о ПВО 4 поколения цитата: ЗРС С-300В4 обеспечивает как ПРО, так и ПВО на ТВД и во фронте, поражает все типы аэродинамических и стелс-целей до 380–400 километров. Борется с БР тактического, оперативно-тактического классов и средней дальности (ТБР, ОТБР и БРСД) при точке старта до 2500 километров и скорости полета головных частей до 4500 метров в секунду (т. е. гиперзвуковой, превышающей 12 М, что крайне актуально сейчас и в ближайшей перспективе). С-300В4 может вести одновременный обстрел до 24 аэродинамических целей или в зависимости от класса – 4–8 БР. По возможностям и боевой эффективности она не имеет равных себе в мире среди средств ПРО/ПВО наземного базирования, уступая, пожалуй, только новейшей американской системе THAAD, развертываемой в настоящее время на территории США. Но борьба с ВКС, ГЗКР на больших высотах, в ближнем космосе и наращивание возможностей поражения головных частей БРСМД (существенное увеличение площадей, обороняемых от ударов этих ракет) требуют новых подходов к созданию ракет-перехватчиков. На высотах 34–36 километров (в так называемой зоне Кармана) заканчивается атмосферный слой Земли. Ракеты-перехватчики с аэродинамическим способом управления, успешно действующие в плотных слоях атмосферы, неспособны «работать» там. Требуется переход на газодинамическое управление ракетой, что сложно реализовать технически и технологически. Практически весь задел по имеющимся в мире ЗУР ориентирован на аэродинамические способы управления. Не случайно, что на сегодня только Россия и США (ЗУР 9М82МВ ЗРС С-300В4 наземного и SM-3 «Стандарт-3» ЗРС «Иджис» морского базирования соответственно) имеют гиперзвуковые ракеты-перехватчики с газодинамическим управлением. Но если американская, хотя и крупногабаритная ЗУР SM-3, обеспечивающая заатмосферный (сверхвысокий) перехват баллистических целей, выпускается серийно и уже начинает представлять угрозу нашим стратегическим ядерным силам, то ЗУР 9М82МВ заатмосферного перехвата после успешных конструкторско-заводских испытаний нашим МО «не замечена» и в состав ЗРС С-300В4 не введена. В США, понимая, что характеристики ЗРК «Пэтриот» невозможно довести до уровня гиперзвукового заатмосферного перехватчика, ограничили его модернизацию уровнем РАС-3. Функции ПРО на ТВД отдали ЗРС наземного базирования THAAD. Возможно, поэтому американцы в свое время и закупили у нас боевые средства системы С-300В, уж очень хотелось им позаимствовать наши технические решения при разработке собственной новейшей ЗРС. Использовать свой технической задел, скажем, из ЗРС морского базирования «Иджис» с ракетой-перехватчиком «Стандарт-3» не представилось возможным, так как эта крупногабаритная ракета на подвижных наземных средствах не размещается. В развернутом в Румынии наземном варианте ЗРС «Иджис Эшор» ракеты-перехватчики «Стандарт-3» размещены в шахтах, что исключает маневренность и приводит к высокой уязвимости системы. В отличие от США мы имеем необходимый научно-технический задел. Поэтому уже сейчас можно создать отвечающую современным требованиям и не имеющую равных в мире действительно единую (для ПВО ВКО и войск ПВО СВ) ЗРС ПРО-ПВО модульного построения на базе ЗРС дальнего действия С-300В4 и С-300ПМУ2 (в перспективе – С-400), которые, не конкурируя, дополняют друг друга, и ввести в состав этой системы ракету заатмосферного перехвата типа 9М82МВ. Это может существенно сократить сроки поставки перспективного зенитного оружия в ВС, резко снизить затраты на его создание и закупки, обеспечить конкурентоспособность наших средств ПВО-ПРО на мировом рынке. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/3528

mat: Здравствуйте. Ребята, я к ПВО не принадлежу, разве что инициалами но, в свете последних событий в Сирии, когда США атаковали Томагавками аэродром и реакции некоторых жителей Украины, хочу задать вопрос, в действительности, может ли система С-300 уничтожать эти ракеты ? Я понимаю что, высота малая и пока не подлетит, радар её не видит и времени соответственно остаётся слишком мало... Но кругом только и пишут, любые цели и на любых дистанциях- высотах будут уничтожены. Чувство патриотизма вроде уязвлёно... Что можете сказать ?

Амелин: mat пишет: в свете последних событий в Сирии, когда США атаковали Томагавками аэродром и реакции некоторых жителей Украины, хочу задать вопрос Для начала спрашивающему не мешало бы ПРЕДСТАВИТЬСЯ на военном (для служебного пользования) сайте. Благодарю за ПОНИМАНИЕ.

volhovm6: mat пишет: в действительности, может ли система С-300 уничтожать эти ракеты ? Как практик трехсотки скажу - у нас есть крылатые ракеты Х-55 \ аналог Томогавка\ , так мы их сбивали трехсоткой еще на учениях в 1984-м году первыми ЗРК С-300, а теперь комплексы стали дальнобойнее и мощнее, так что завалить крылатку нет проблем. Другое дело, что их может быть в налете на страну одновременно до 5000 штук, на всех не хватит каналов... вот это написано было про учения , в которых участвовал наш 628-й зрп когда то я писал как это было в прозе " Весной, наконец- то в Кап. Яре получили и обстреляли технику. Эшелоном доставили на базу в Белых Столбах и растянувшись на несколько километров ночью своим ходом добрались до места. Сами, а где не получалось с помощью представителей промышленности, развернулись в боевой порядок и заступили на боевое дежурство. И вот новая боевая задача - Горизонт -84. Боевые стрельбы по новым крылатым ракетам, которые должны были запустить за несколько сот километров против группировки ПВО. Техники в степь нагнали всех видов и типов. Все ЗРК ПВО страны – мы с С300, с200, с75, с125 и кроме этого в первые ряды прогрохотала гусеницами ещё никому неизвестная «Тунгусска». Поставили всех на дежурство и стали ждать «внезапного» налёта противника. Откуда и сколько его будет мы – расчёты, не знали. Свою задачу командира взвода я выполнил – проверили и обслужили пусковые комплексы, привезли за сотню километров и зарядили десяток ракет и теперь покуривали в укрытии и следили за работой локаторов. С ребятами из командного пункта дивизиона договорились заранее - при появлении целей, перед пуском первой ракеты они должны дать гудок сирены, что бы мы случайно не попали под струю старта. Нервы, конечно, у всех – офицеров и солдат как струны. Сигарета за сигаретой. Никто ни о чём не говорит и не спрашивает - всё обговорено сто раз. Хотя и ждали сигнала, он прозвучал совсем неожиданно. Значит, появились на экранах цели - жди старта! Глаза прилипли к пусковым - какая из них?.. И вдруг грохот где то справа , потом ещё и ещё – это дальнобойная двухсотка пустила несколько ракет в цели за несколько сот километров, значит летят высотные, жди теперь «своих». Если они и попали , всё равно увидеть это невозможно – далековато. А мы ждём. Только тарахтят Джоновские дизельгенераторы, жужжит низковысотный обнаружитель и дёргается локатор наведения. И снова грохот – одна, вторая, третья ушли в небо ракеты с75…и тут хлопок у нас - катапульта выбросила нашу ракету из контейнера на 30 метров и оглушительный рёв двигателя…через пару секунд второй…Трёхсотка, как на автогонках, легко обошла ракеты с75 и сверху вниз долбанула что то над землёй.… Сразу же ещё два старта…Соседний дивизион тоже не спал - и у него несколько ракет ушли вверх, что бы найти «врага». Где - то слева вертляво ушли ракеты с125, забубнила своими пушками Тунгуска. Снова взрыв,… что это?! У нашего, первого дивизиона при старте очередной ракеты взорвался двигатель или боевая часть - прямо над позицией… Живы, нет? Сейчас никто не сможет сказать. А кубических осколков в боевой части ракеты немало - 20000 штук, плюс почти 900 кг пороха в двигателе и 90 кг в боевой части. Мои солдаты попрятались на дно окопа, даже пилоток не видно. Снова наша пошла, вторая.. Секунд 20 полёта и я рассмотрел далёкий разрыв на фоне чистого неба - попали! Вот это зрелище! Стреляли со всех сторон все комплексы, казалось бы в полном беспорядке, но это только казалось. Далёкие белые сполохи указывали, где ракета нашла цель. Сколько их было и сколько сбили расскажут потом ребята из боевого расчёта КП, но у меня всё равно уже легче стало на душе - взвод , стартовая батарея всё сделала правильно – народ и техника не подвели. Очень я любил в этот момент своих узбеков и таджиков, киргиза и двух москвичей. Постепенно стали глохнуть дизеля. Что там? Попали? Вышли офицеры управления из кабины – красные как раки, но гордые! Значит всё в порядке. Так и оказалось, мы завалили две низколетящие и одну на большой высоте, первый успел одну, помешала самоликвидация ракеты. Ещё три сбили остальные комплексы. Всего было шесть крылатых ракет и несколько высотных. Уничтожили все. Конечно наша трёхсотка лучше всех, и при желании мы сами бы справились со всеми, но на ВКП решили по своему и выдали нам ЦУ только на эти цели. Всё равно – половина наша, а остальные поделили другие. На следующий день стреляли по самолётам постановщикам помех и высотным целям – ракетам, пущенным за сотню километров. Завалили всех. Итог подводили на построении полка. Командир полка Владимир Иванович Вересков скомандовал -Лейтенанты выйти из строя! Нас, выпускников Горьковского и Минского училищ, закончивших их два года назад, было человек восемь. -Приказом …всем присвоено звание «старший лейтенант»! Кроме этого полку был вручён вымпел Министра Обороны…" ПОДРОБНЕЕ

mat: Моя служба в рядах СА, МВО, закончилась в июне 1975 года. Военный- строитель, рядовой запаса. Спрашиваю из желания узнать истину. СМИ веры нет. Или от меня нужна другая инфа ? Ребята, я не шпион, просто обидно, когда нас всякие и без конца унижают, а мы только заявления делаем да утираемся...

Дознаватель: mat пишет: просто обидно, когда нас всякие и без конца унижают, а мы только заявления делаем да утираемся... См. Правила и Устав, любезнейший...Анонимам ответа и участия-нет!!!

Elena: В ответ - MATу Миссия у России - БЕРЕЧЬ МИР ВО ВСЕМ МИРЕ ! Отсюда и отношение к жизни должно быть - ФИЛОСОФСКИ _ СДЕРЖАННОЕ......

mat: Ясно, спасибо !

РИЦак: mat пишет: Ясно, спасибо ! Для радиосвязи, обнаружения целей РЛС,наведения ЗУР в диапазоне сантиметровых частот имеется некоторая печалька связанная с формой нашего шарика. Попробуем разобраться,что к чему. Кривизна поверхности земли приводит к наличию под линией горизонта области радиолокационной тени. Поэтому с помощью РЛС можно наблюдать только такие цели, которые находятся на высотах полета в пределах прямой видимости - цель №1 на моей картинке. Иногда РЛС помогает рефракция которая увеличивает дальность обнаружения. Рефракция радиоволн обусловлена тем, что при удалении от поверхности земли параметры атмосферы (температура, давление, влажность .) существенно меняются. В результате изменяется диэлектрическая проницаемость воздуха, что и приводит к преломлению радиоволн различными слоями атмосферы, положительная рефракция способствует проникновению радиоволн в область радиолокационной тени, увеличивая максимальную дальность действия РЛС. Поэтому становится возможным наблюдение целей, которые находятся ниже линии горизонта -цель №2 . Существует и отрицательная рефракция, отрицательная рефракция приводит к уменьшению дальности прямой видимости. Теперь попробуем обнаружить цель"Томагавк". Возьмем мнимую РЛС с упрощенными параметрами: Геометрическая площадь антенны S = 1 м2, а антенный пост РЛС расположен на высоте h1 = 9 м. Зададим параметры цели: «Томагавк» (σ = 0,015 м2, высота полета КР h2 =25 м.) Отсюда, согласно уравнению радиосвязи-радиолокации: Дальность радиогоризонта РЛС при данной высоте полета : 32,8 км, отсюда дальность обнаружения, захвата цели 32.8. Так,что я думаю не для наших ПВО, не для ПВО вероятного противника данные цели не являются легкой добычей.

hakkapeliittaa: Уважаемый mat, надеюсь, Вы прочитали о системе С-300 в нашем форуме и пост нашего уважаемого участника РИЦака про некоторые проблемы радиолокации. Что можно добавить... С-300 разрабатывался в 70-е годы, с начала 80-х стал разворачиваться по стране. Прежде всего, трёхсотка была придумана для борьбы с низколетящими целями, которыми, безусловно являются и Томагавки любого типа запуска - с самолёта, с корабля и наземного. Для этого в составе дивизиона С-300 имеется низковысотный обнаружитель (НВО), который устанавливается на специальную передвижную вышку. Но просто иметь где-то дивизион или полк С-300 не достаточно. Крылатая ракета "вероятного противника" тоже не лыком шита, и просто так её запускать вряд ли кто-то будет. Это достаточно миниатюрное, по сравнению с истребителем, а тем более, пассажирским самолётом, изделие; при удачном раскладе Томагавк может быть обнаружен и дивизионным НВО, но с небольшого расстояния. Но, кто знает, какая цель вложена в полётное задание того Томагавка? Одна из задач которого - подавление ПВО. Может быть, как раз данный дивизион с-300? Поэтому для эффективного использования комплекса С-300 необходимо серьёзное взаимодействие с целой кучей всяких систем. Где-то в районе операции должны постоянно в воздухе находиться самолёты ДРЛО, данные могут поступать и со спутниковых систем, все вместе объединяется при помощи АСУ. Всё это в Российской Армии есть... Что касается ситуации вокруг Сирии - никому не надо начинать мировую войну из-за какого-то Асада. Скорее всего, в следующий раз, когда американские ракеты упадут где-то еще в Сирии, конечно же, не на базу российских ВКС, как потом выяснится, по "совету дочери Трампнаша Иванки", будет много визгов в ООН, и много фекалий выльется из телевизоров. И так будет продолжаться.... Зато по "тель-а-визору" вам покажут много всего интересного - про РЭБ, которая может ослепить головки самонаведения, например. Знайте. В Томагавках давно реализован принцип - нажал кнопку и забыл. Ракета имеет современную инерциальную систему навигации, цифровую карту местности и много всяких других интересных вещей, позволяющих долететь, куда надо, и довезти туда смертоносный груз не особо засветившись. Полёт проходит на малой высоте по складкам местности, никакого радиоконтроля и радиокоррекции нет. GPS? Возможно. Но GPS не является основной системой навигации даже в гражданской авиации... Именно появление крылатых ракет с малой высотой полёта сильно возбудило военно-политические руководства СССР и НАТО в 70-е годы, это был серьёзный этап в гонке вооружений, которая, как оказалось, продолжается. Простите за многабукав, не забудьте выключить телевизор!

volhovm6:



полная версия страницы