Форум » 2-й корпус ПВО (в/ч 40963, г. Ржев) » В/ч 21237(в/ч 32926), 790—й ИАП ПВО п. Хотилово "Мудрец" » Ответить

В/ч 21237(в/ч 32926), 790—й ИАП ПВО п. Хотилово "Мудрец"

Амелин: Войсковая часть 21237(в/ч 32926), 790—й истребительный авиационный ордена Кутузова полк ПВО (Хотилово) позывной "Мудрец" Командиры полка: 1969-1972 полковник Бабаскин В.И. 1972-1973 полковник Денисов Г.Д. 1973-1974 подполковник Гарбузенко В.Т. 1974-1980 подполковник Голубев В.А. 1980-1982 подполковник Тыранов Ю.Б. 1982-1987 полковник Якубенко В.Т. 1987-1989 полковник Родионов В.Н. 1989-1991 полковник Безус О.А. 1991- 1992 полковник Васимов А.Ш. 1992-1996 подполковник Воропинов В.И. 1996-1999 полковник Калякин С.И. - полковник Макушев И.Ю. (1999) - полковник Кныш В.А. (2003) Краткая история В 50—60—х годах прошлого века здесь базировались винтовые и первые реактивные самолёты. В 1964 г. Су—11 790—й иап получил в числе первых в истребительной авиации ПВО Страны Су—11. Полеты провели командир полка подполковник И.С. Куськин, заместитель командира полка подполковник И.И. Хоружий, командир 2—й эскадрильи майор А.П. Мазин, командир 1—й эскадрильи майор В.В. Резниченко. На боевое дежурство Су—11 из 790—го ИАП заступили в 1965 г. В 1967 г. полк на самолетах Су—11 принимал участие в воздушном параде в Домодедово. По итогам парада командир полка полковник И.С. Куськин был награжден орденом Красного Знамени, 22 летчика — орденами Красной Звезды. В 1979 г. личный состав приступил к освоению едва ли не самого легендарного самолета XX века — истребителя МиГ—25 в варианте перехватчика МиГ—25П. В июле 1980 г. впервые в полку были выполнены практические пуски ракет с перехватчиков МиГ—25, стреляли майор Б.И. Сбитнев и старший лейтенант В.И. Липовой. Вначале 90-х полк перевооружается на Миг-31. Первыми полеты выполнили командир полка полковник В.И. Воропинов, заместитель командира полка подполковник В.К. Меретуков и майор А.В. Майстренко. По итогам 1994 г. 790—й иап занял I место среди авиационных частей Московского округа ПВО. В 1998 г. на полигоне Ашулук впервые в полку были проведены пуски «главного калибра» истребителя—перехватчика МиГ—31 — ракет Р—33. Пуски выполнялись по двум мишеням Ла—17, одна из которых летела на высоте 400 м, вторая — на высоте 100 м. Обе мишени маневрировали по курсу, и обе были сбиты. Пуски выполняли экипажи в составе подполковник И.Ю. Макушев/капитан П.Е. Дубовик, подполковник Григорьянц/капитан Гаврилов. С апреля 2006 производилась кардинальная реконструкция :построены новые здания контрольно—диспетчерского пункта (КДП), стартового командного пункта (СКП) несколько других строений различного назначения, в том числе здание дежурного звена. После реконструкции авиабаза Хотилово—2 способна принимать любые типы российских военных самолётов, включая стратегические бомбардировщики Ту—160. Приказом командующего войсками Командования Специального назначения с 24 сентября 2007 аэродром введен в эксплуатацию и готов к приему и организации полетов государственной авиации. В настоящее время на авиабазе дислоцируются: -790—й истребительный ордена Кутузова III степени авиационный полк в/ч 21237, на вооружении которого состоят самолёты: 1, 2 эскадрилья МиГ—31, 3—я эскадрилья Су—27; -844—й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения в/ч 53993, который осуществляет радиотехническое обеспечение полётов; -259-й отдельный батальон аэродромно—технического обеспечения в/ч 32926, который осуществляет аэродромно—техническое, материальное и медицинское обеспечение боевых действий и боевой подготовки полка.

Ответов - 18

volhovm6: Фото , конечно, киношное... В 1982-м как раз стали призывать из тех институтов, где не было военной кафедры. Меня забрали после первого курса Школы-студии МХАТ. И хорошо, что забрали, иначе я бы плохо кончил. Мог спокойно в тюрьму загреметь: и за то, что валютой торговал немножко, и просто за хулиганство. В общем, по многим причинам я пошел в армию. Помню, как какой-то парень довез меня до части в Вышнем Волочке, что в Калининской области (теперь — Тверской) на багажнике велосипеда. Это было часов в одиннадцать вечера. Я поддатый, естественно. А утром как заорали: «Рота, подъем!» Я подумал: «Ну все — привет. И это на два года?» У мамы моей до сих пор хранятся письма первых двух недель моей службы, где я просил: «Сделайте хоть что-нибудь, я буду вести себя хорошо». Где служил Вышний Волочек Армейский период 1982–1984 Войска ПВО Звание рядовой Служил я в авиационной части, механиком третьего разряда по радиоэлектронному оборудованию. Мог бы стать первым, если бы поехал на землю — в полки. Я даже писал прошение отправить меня в Афганистан. Мне казалось, что там теплей, потому что понимал: зиму в части я не выдержу. И потом, тогда все прошения писали. Заявление прочитал командир и позвонил моей маме. Она тут же приехала в часть, а с ней ее подруга, Ия Сергеевна Саввина. Она устроила концерт для офицеров, потом меня в чайную пригласили вместе со взрослыми. Даже разрешили выпить стакан вина. В общем, обошлось. Хотя вряд ли я бы попал в боевые действия. Мы же не десантники, хотя погоны, как и у них, голубые, а простые работники аэродрома. Кто по вооружению, кто по противообледенительной жидкости. А она же и внутрь идет, «мадера» называется. Помню, как в часть привезли МиГ, то ли 21-й, то ли 25-й. И все: офицеры, прапора — бежали к нему с трехлитровыми банками, канистрами, чтобы сливать противообледенительную жидкость. Первые полгода я был не пришей ни к чему рукав и болтался как кусок чего-то в проруби. Служил как все, и даже хуже, чем все. Во второй роте, в первом взводе. Всего рот было десять, и считалось, что вторая — это что-то вроде дисбата. А первый взвод второй роты, которой командовал сержант Микелайтис, — большой ему привет, если он это прочитает, — это дисбат в дисбате. На территории части стоял храм, в котором когда-то снимали фильм «Праздник святого Йоргена». И поговаривали, что на том месте, где у нас был плац, раньше стояло кладбище. По нему я утром и бегал километра по три в противогазе. Первые полгода я был не пришей ни к чему рукав и болтался как кусок чего-то в проруби. Служил как все, и даже хуже, чем все. Потом меня приняли в постоянный состав. Хорошее в этом было то, что у меня образовалось много свободного времени, я ходил в библиотеку и очень много чего прочитал. Достоевского, Некрасова, Тургенева, Гоголя. А плохое то, что меня назначили помощником начальника политотдела по комсомольской работе и для этого прямо в армии приняли в комсомол. Должность эта была прапорщицкая, а кроме того — политическая, воспитательная. Я отвечал за концерты в клубе и получал двадцать восемь рублей, будучи простым рядовым. Как режиссер ставил концерты на Новый год, 23 февраля. Помню, перед 8 Марта собрал солдат, которые могли что-то читать, и они декламировали Пушкина, Лермонтова, Фета. Я видел, как женам офицеров это нравится: негромкий рояль, молодые парни читают стихи о любви — и ни слова о коммунизме. Мы из-за этого заняли только второе место. Если бы прочитали хотя бы одно стихотворение про партию — было бы первое. Служба моя обошлась без подвигов. Я не был на передовой, не участвовал в боевых действиях. Ну с парашютом один раз кидали. Но и то — я ничего не выдергивал: он сам раскрылся. Вообще в армии каждый день кажется достаточно обыденным. Только в воскресенье хорошо, потому что дают яйца и масло. Как-то я стоял в карауле, охранял склады. Мне дали реально заряженный автомат. Дело было зимой, я ходил так где-то полчаса, а потом начал поглядывать в сторону забора — вот бы полезла какая-нибудь сука. Шмальнуть хотелось, хотя бы в воздух. А то что просто так ходишь по кругу, да еще и на морозе. Во время моей службы генеральные секретари умирали один за другим. Брежнев вообще умер в мой день рождения. Я из-за этого уехал в командировку — так тогда называли отпуск — на месяц позже. Часть наша была очень большая — что-то между дивизией и полком. У нас в роте было много литовцев, через год приехали азербай-джанцы, еще через полгода ребята с Кавказа: ингуши, карачаевцы. Из-за интернационального состава бывали и драки, и какие-то трения, но я не видел по-настоящему серьезных конфликтов на национальной почве. Матом все равно все ругались по-русски. Один азербайджанец как-то ногу сломал, когда все бежали вниз с третьего этажа на построение. До этого он вообще по-русски не говорил. А как сломал ногу, сразу вспомнил: «врач», «немедленно», «домой», «мама». Дедовщина была — и меня в душу, то есть в грудину, били. И я давал пару раз. Но не скажу, что было что-то, от чего можно повеситься. У меня уже было два фильма к тому времени, все знали, что я артист. Старослужащие вызывали к себе: ну давай, рассказывай, как у вас там, в Москве? А я выдавал какие-то истории. Что-то привирал, конечно. В армии каждый день кажется достаточно обыденным. Только в воскресенье хорошо, потому что дают яйца и масло. У меня было много суток губы — за всякое, я же хулиганистый человек. А последняя губа была такая. За неделю до дембеля мы с Лешкой Ткачевым — армейским товарищем, с которым я до сих пор дружу, — пошли в самоход. В Вышнем Волочке всего два ресторана: «Березка» и «Цна», названный так по имени речки. И нет бы нам пойти в более гражданский, «Цну». А мы заявились в «Березку», где часто сидели офицеры. Сначала они на нас не обращали внимания. Все же знают, что мы почти дембеля. Уже и приказ вышел, нам идти через неделю. Но мы поддали немного, стали итальянские песни петь, маршировать. В общем, нас забрали на губу, где мы и просидели три дня. А после еще и устроили дембельский аккорд: приказали покрыть потолок караульного помещения щитами, покрасить их в два слоя водоэмульсионкой и еще узор нанести через трафарет. Если бы мы делали это вдвоем, ушел бы месяц. Но два взвода сделали это часа за четыре. Уходя из армии, мы с Лехой спросили лысого на КПП: «Сколько тебе служить, парень?» Он ответил: «Два года». Мы ему: «А нам два шага: раз, два». И пошли не оборачиваясь. Такая традиция. Ну а потом зашли в ресторан «Березка»... В общем, так мы в первый день никуда и не уехали, ночевать вернулись снова в роту. Когда вернулся, сверстники смотрели на меня абсолютно спокойно: подумаешь, не повезло человеку. Тогда все косили со страшной силой. Вплоть до того, что писались в кровать. Но я никогда не вспоминал об армии как о зря потерянных годах. Первые две недели — да, но потом... Именно там я научился подчиняться. Подчинение, повиновение — без этого в обществе очень трудно. ОТСЮДА

Вице-Председатель: В мае 2017 года Хотиловский полк отметит 75-летие! Боевые действия полк начал с аэродрома ст. Мэрия 15 мая 1942 года. В апреле 1952 года полк перебазировался на аэродром Хотилово, где личный состав переучился на самолёт МиГ-15.С 1994 года по настоящее время полк вооружен высотными истребителями-перехватчиками МиГ-31. 24 мая 1954 года приказом МО СССР установлен ежегодный праздник - День годовщины полка - 15 мая. В настоящие время полк несёт боевое дежурство по охране и обороне воздушных границ города Москвы и центрально промышленного района РФ. Полк неоднократно принимал участие в учениях, где отрабатывались вопросы по перехвату воздушных целей. Каждый год полк проводит боевые стрельбы на полигоне 'Ашулук' и 'Ладога', повышая этим мастерство своих летчиков. Александр Гирлин Сначала служил в в/ч 40912 (Брянск) с 1992 по 1998 гг.и в в/ч 32926-21237 (Хотилово-2) с 1999 по 2009 гг. ` На этом фото:Сергей Парфёнов,Андрей Кольцов,Александр Кривунов,Александр Гирлин Владимир Скребцов г, Белгород, ДВВАИУ им. Я. Фабрициуса, 1969—1972 21237 1972—2003 Николай Морозов 790 иап аэр Хотилово с 1992 по 2007 год в службе ИАС, специалист по РЭО. Михаил Мосин г. Вышний Волочек АВВАКУЛ ПВО им. П.С. Кутахова 1985—1989 В/ч 21237 1993—2006 Заместитель начальника,Вышневолоцкий учебно-спортивный центр ДОСААФ России 2014 Михаил Мосин Вадим Лагно Валерий Жук Инструктор Гусев К ДНЮ ВВС 2014 Амелин пишет: Вначале 90-х полк перевооружается на Миг-31. Первыми полеты выполнили командир полка полковник В.И. Воропинов, заместитель командира полка подполковник В.К. Меретуков Виталий Кошукович Меретуков г. Москва

добрый: Городок и аэродром были перенесены в сторону от автомобильной трассы в начале 60-х гг., до 1964 г. В 1964 г. строительные работы в городке не велись, он был полностью отстроен. Старый гарнизон был неудобен не только тем, что находился прямо вдоль автомобильной трассы, метрах в 50 от нее, но в добавок аэродром находился с одной стороны трассы, а военный городок с другой. Офицеры к 1960 г. жили в финских домиках Кажется в 1965 или в 1966 г. на Су-11 разбился капитан Немчевский. Помню это, потому что мои родители (отец тогда служил в этом полку) были дружны с ним и его женой.

Амелин: 28 октября 1966г. катастрофа в сложных метеоусловиях самолёта Су-7БМ аэродром Хотилово.Ошибка пилота. Лётчик капитан Немчевский погиб. Эксплуатация Су-11-х не обошлась без катастроф. 6 мая 1968 г. днем в сложных метеоусловиях при выполнении полета на перехват с посадкой на аэродроме Кричев разбился истребитель-перехватчик, пилотируемый капитаном А.П. Пикулиным. 21 января 1977 г. в ходе учений, проводимых министром обороны СССР, разбился Су-11, пилотируемый старшим лейтенантом А.Г. Бубновым. Причина катастрофы — неграмотное руководство полетами с КП полка. 18 июля 1977 г. из Су-11 катапультировался лейтенант Яхно. Подробности катастроф 20 марта 1990г. катастрофа самолета МиГ-25ПД, аэродром Хотилово, лётчик ст. л-т Бабаханов К.А. Метеоусловия: ДСМУ, нижний край облачности 300м, видимость Зкм, дождь. Летчик выполнял задание по упражнению 19 КБП АПВО ИДД-86 «Воздушный бой со скоростной высотной неманеврирующей целью при сближении на пересекающихся курсах». При заходе на посадку в условиях значительного ухудшения погоды на удалении 4км он доложил о проходе ДПРС и наблюдении полосы, приняв за нее створ, маркированный огнями подхода, и за 800м до ВПП произвел посадку на два основных колеса. Однако, поняв, что допустил ошибку, взял ручку «на себя» и увеличил обороты двигателя. Самолет отошел от земли, но запаса энергии не хватило дотянуть до ВПП. За 300м до полосы на больших углах атаки самолет грубо столкнулся с основанием бруствера водной преграды, разрушился и загорелся. Летчик погиб. Причинами ЛП явились: - посадка самолета на грунт до концевой полосы безопасности с последующим его разрушением вследствие восприятия летчиком огней подхода за огни ВПП; - потеря управления экипажем лицами ГРП на предпосадочном планировании самолета и непринятие ими мер по предотвращению непреднамеренной посадки. 16 июля 1996 г. катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Хотилово-2, КК замкомандира АП по ВР п/п-к Ананко В.Ф. и ШК ст. л-т Левченко К.П. ДПМУ. После получения разрешения на взлёт КК увеличил обороты двигателей до максимальных и включил форсажный режим. До начала подъема передней стойки шасси разбег самолета происходил без особенностей. Во второй половине разбега, перед отрывом самолета от полосы, возникло усложнение условий полета – началось уклонение самолета влево от оси ВПП. Командир корабля принял решение на прекращение взлета: выключил форсажи обоих двигателей, опустил переднюю стойку шасси, применил средства торможения, выпустил ТП и начал исправлять возникшее уклонение самолета от оси ВПП. РП, увидев выключение форсажных режимов двигателей (сначала правого, а через 2-3 с – левого) и выпуск ТП, подал команду на прекращение взлета, выключение двигателей и торможение. Вследствие большой скорости движения и малого остатка длины ВПП остановить самолет в ее пределах экипажу не удалось. Это обусловило возникновение и развитие сложной ситуации. Аварийная ситуация возникла при выкатывании самолета за пределы ВПП на скорости 250 км/ч. РП, наблюдая выкатывание самолета за пределы ВПП, дважды подал команду экипажу на катапультирование. Самолет при движении вне ВПП порвал сетку АТУ. Катастрофическая ситуация возникла при столкновении самолета с препятствием (КРМ ПРМГ), в результате которого самолет перевернулся через правую консоль крыла и загорелся. Летчики средствами спасения не воспользовались. Экипаж и офицер части, находившийся в данное время в районе АТУ, погибли. Причина ЛП: отказ левого двигателя самолета из-за усталостного разрушения шестерни центрального привода, обусловленного возникновением в ее материале переменных напряжений высокого уровня, наиболее вероятно, в результате возбуждения резонансных колебаний.

бедровый142: В 56 г. в Хотилово стояло 2 полка: 790-й, на вооружении которого были МиГ-17П, и 805-й иап , где летал отец, на МиГ 17.

Вице-Председатель: Фото Вячеслава Козлова (Ульяновск) Мне удалось списаться с ветераном части Вячеславом Козловым старшим преподавателем Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации Короткое интервью Вячеслав Козлов г, Ульяновск Вячеслав Козлов Служил в 153-м иап г.Моршанск 3 года ( Горьковский корпус), затем в 790-м ИАП Хотилово 7 лет Ржевский корпус... Николай Карпешин В Хотилово под чьим началом были? Вячеслав Козлов В Хотилово был от старшего летчика до зам.комэска. Командирами эскадрилий были Безус , Щуплецов, Панов, Меретуков. Полком командовали -Якубенко, Родионов..Безуса застал уже в академии! Николай Карпешин А кто были техниками Вашими? Вячеслав Козлов Ну много было... Хорошо помню Саню Вяткина, Часовских, Петрова, Клагиш (он кажется АОшником был..., Кузьменков, Саня Брылев ... сейчас пофамильно сложно всех вспомнить....:-)) Я не совсем сведущ в компьютере, да и времени не очень..(:: Вот сайт Хотиловский, может там кто...http://xotilovo.ru/ Из личного архива Вячеслава Козлова: Дмитрий Кустов, Хотилово 21237 1995—2006 Алексей Трушин . Хотилово-2, смело написал Председателю: Из Всех командиров , с кем довелось служить в Ржевском районе и Московском округе .... а сейчас и в 1 ом Командовании в 7000 ав Базе 1ой категории.... САМЫМ ГРАМОТНЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТОЛКОВЫМ И ТАЛАНТЛИВЫМ командиром 6 бригады ВКО был гвардии полковник ОМЕЛЬЧЕНКО АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ. Он, как никто, умел организовать людей на службу так, что они знали свои действия до секунды ....а щас ...бутафория..... ГДЕ ЭТО ВИДАНО ЧТО БЫ ЛЁТЧИК ИМЕЛ 6 ТЕТРАДОК ОТ 96 ЛИСТОВ ДО 200 ..РАЗНОГО ЦВЕТА ...СТРОГО ОПРЕДЕЛЁННОГО....ПО ТЕЛЕГРАММАМ УКАЗАННЫМ.... А ЛЕТАТЬ ТО КОГДА ....НАДО ИХ ВСЕ ЗАПОЛНИТЬ ...скажу одно ...история повторяется Спасибо Алексей за прямоту! Не только Вы, но и другие лётчики недоумевают "школярский " подход к организации боевой службы и учёбы в боевых частях ВВС. И без того в наших войсках достаточно учебных центров, где такой подход необходим и обязателен. Но частях, несущих боевое дежурство излишнее бумаготворчество пагубно влияет на весь процесс службы... И не только я так думаю.Есть масса других действенных способов, методов и приёмов в организации службы... С уважением-Ваш Председатель Позволю себе выложить фото Ваших доблестных сослуживцев из Вашего замечательного альбома Игорь Блащук,просто Михалыч,Жека Трегубов Рюмин,Андрей Лесницкий,Ортабаев,Макс Григорянц,Рома Вдовыдченко 2АЭ Проводы Школенко,Владимир Лавриненко,Игорь Блащук

Амелин: К Дню ВВС 2013 Сергей Разумный 47 лет, Краснодар Служил в авиации ПВО, в Тверской области п.Хотилово-2, с 1987 по 2011 года. Начинал служить при командире полковнике Родионове, полковник Безус О.А.1989 полковник Васимов А.Ш.1991 подполковник Воропинов В.И.1992 полковник Калякин С.И.1996 полковник Макушев И.Ю. а завершил службу при гв. полковнике Кныш В.А. 6968—я авиационная ордена Кутузова база (в/ч 32926, Тверская область, Бологовский район, дер. Хотилово) Насколько мне известно, что командовал этой базой с 2001-2009гг. заслуженный офицер полковник Беликов Александр ...(отчества не помню) Командиром в/ч 32926 (АвТехБ , Хотилово) с2001 по2009гг сменил п-ка Курякина А.И. По роду службы должен отметить , что твёрдость характера командира -обеспечила крепкую дисциплину и порядок в части!

Слава: Вышневолоцкий Центр боевого управления авиацией Вячеслав Тхоривский г, Санкт-Петербург, Служба 35519 1970—1974 21237-А ЦБУ 1980—1985 92926 1988—1994 в 1979 году из ГСВГ попал в Хотилово на должность нач. КП в Вышнем Волочке, командир полка был Валерий Голубев, на штаба Гонтарь Николай, короче долго перечислять не буду, вся службо в ПВО, Хотилово, Андреаполь, Ржев, там должность старший штурман АСУ, командир корпуса был Марков, порядочный человек. С 1988 года, после пролёта Руста перевели в Смоленск Нач. Ценра Боевого управления авиацией, командир полка 54819 был Голев Александр Сергеевич и 1994 году уволился Тхоривский Вячеслав, службу в Хотиловском полку начинал в 1979 году, на должности начальник КП, командир был Голубев В.

Вице-Председатель: Слава Благодарю за отклик: Служил в Хотилово, Андреаполе, в Ржеве до пролёта Руста, затем в Смоленске где и уволился в 1994 году с должности нач. ЦБУ. В Ржев я пришёл на место Дация Виктор Ивановича на должность старшего штурмана АСУ. Может быть встречались, я многих знал. На слуху многие в памяти, только лично не со всеми встречался...

Вице-Председатель: Курякин Андрей Служба в в/ч 21237с 1981—2002 в/ч 30194 1984—1993 в/ч 32926 1994—2002 В 1981году,после окончания АВАТУ прибыл для дальнейшего прохождения службы в в/ч 21237(Хотилово-2), 790 иап МО ПВО и службу закончил в в/ч32926(Хотилово-2) командиром АТБ в 2002г.С 1984г-в/ч30194 Инженерно-аэродромном батальонеМО ПВО Николай Полторацкий г. Гатчина 35468 1980—1990 21237 1992—1996 23599 1996—1999 09436 1999—2007 Заместитель ген. директора, "218 Авиационный Ремонтный Завод" с 2009 Сергей Шевернович г, Вышний Волочек Служил в полку 21237 с 1975 по 2002 Юрий Тарасенков г. Великие Луки

Вице-Председатель: К 6-летию Форума! Александр Семенюта г. Орел Служба Кричев 1977-1993 21237 1993—2007

KAV: Уважаемые форумчане, проходившие службу в славном 790-ом ИАП. Обращаюсь к вам с просьбой. Некоторое время назад один мой товарищ с приятелями (отношения к авиации не имеют) обнаружили в районе озера Селигер останки боевого самолета. У местных жителей они установили, что предположительно в ночь с 19 на 20 августа 1980 года там потерпел катастрофу боевой самолет, предположительно вылетевший с Андреаполя и фамилия погибшего летчика была предположительно Муратов. В минувшие выходные ребята вновь вышли на место происшествия и сфотографировали найденные обломки самолета. На некоторых из них был обнаружен заводской (формулярный) номер 84002344. В результате дальнейших поисков удалось установить, что этот серийный номер принадлежал самолету МиГ-25ПД 790-го ИАП, на котором 20.08.1980 разбился начальник штаба 1 АЭ майор Муратов Х.А. Уважаемые форумчане! Интерес к этому происшествию не праздный. Ребята хотят на месте гибели летчика поставить памятник или, как минимум, памятную плиту. Для этого было бы неплохо как минимум узнать полные данные майора Муратова (Имя, Отчество, дату рождения), возможно кто-то располагает краткой информацией об обстоятельствах происшествия. Если кто-либо поделится информацией, будем вам очень, очень благодарны.

курников: сергей курников , москва служившие в в\ч 21237, хотилово 2 октябрь 1972г - июнь 1974г. ИЩУ: Кац Леонида, Швец Владимира, Дорошенко Славу, Василия Мутелику. мой адрес москва 123423 ул Народного ополчения д28 корп 1 кв412 электр почта ksv2153@mail.ru

Вице-Председатель: Валерий Матвеев Г, Архангельск АВАИ, Армавирский военный авиационный институт 1970—1974 ВА ВКО им. Г.К. Жукова, 1984—1988 21237 1974—1986 35468 1986—1988 Личные фото Валерия Матвеева Юрий Поляков г, Кинешма Из ФОТОАЛЬБОМА ♥Альберт♣♠♦♥ Р 790 ИАП в/ч 21237 1989-1991 техник самолёта , выпускник МАИ 1989г. Геннадий Ладнюк г, Ярославль ДВВАИУ им. Я. Фабрициуса 1981—1986 21237 1986—1989 844 обс рто (в/ч 53993) 1989—2009 32926 2009—2010 Ржевский корпус ПВО, 790 иап( потом авиабаза, авиагруппа и наконец снова полк). с 1986 по 2011гг. Александр Папушин г, Москва

Вице-Председатель: Амелин пишет: Командиры 790-го истребительного авиационного полка: - полковник Макушев И.Ю. (1999) [img]http://www.aviaport.ru/_apc/i/325/325658,fill=400x400,auto=200x0,makushev.jpg[/img] Генерал-майор, Игорь Юрьевич Макушев родился в Петропавловске-Камчатском. Проходил службу на различных авиационных должностях от летчика до заместителя командующего воздушной армии - Командующего войсками командования ВВС и ПВО ,в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах. Освоил различные типы истребителей, имеет налет более 3000 часов. Yагражден государственными наградами Российской Федерации, имеет квалификационную категорию "Летчик-снайпер".

volhovm6:

Вице-Председатель: К ДНЮ ВВС 2016 Легендарный Хотиловский! В 1979 г. личный состав приступил к освоению едва ли не самого легендарного самолета XX века — истребителя МиГ-25 в варианте перехватчика МиГ-25П. Освоение «Фантомаса», или «Ушастого», проходило на аэродроме Котлас. В связи с переучиванием на новый тип, боевое дежурство на аэродроме Хотилово несли истребители МиГ-23М из 401-го ИАП. Первые «25-е» (шесть МиГ-25ПУ и четыре МиГ-25П) приземлились в Хотилово в декабре 1979 г. В июле 1980 г. впервые в полку были выполнены практические пуски ракет с перехватчиков МиГ-25, стреляли майор Б.И. Сбитнев и старший лейтенант В.И. Липовой. Первый раз двумя экипажами на самолетах МиГ-25ПД в готовности № 3 полк заступил на боевое дежурство 1 декабря 1980 г. В 1981 г. на вооружении полка состояло 30 истребителей-перехватчиков МиГ-25ПД и шесть спарок МиГ-25ПУ. Большинство летного состава 790-го ИАП составляли летчики 1-го класса и военные летчики-снайперы, что не удивительно для полка, прикрывавшего Москву от возможного нападения вероятного агрессора. К примеру, в 1 982 г. в 790-м полку служило 26 летчиков 1-го класса и шесть пилотов 2-го класса, военных летчиков 3-го класса не имелось. Высокая классность, однако, не гарантирует от катастроф, авиация — есть авиация. В катастрофах гибнут не только «зеленые» лейтенанты... 20 августа 1980 г. разбился МиГ-25ПД, который пилотировал начальник штаба 1-й эскадрильи военный летчик 1-го класса майор Х.А. Муратов. 3 марта 1981 г. погиб в катастрофе на МиГ-25ПД старший штурман полка военный летчик-снайпер подполковник В.К. Фадеев. 3 сентября 1982 г. — заместитель командира полка военный летчик-снайпер подполковник В.М. Клюкин. Один из маршрутов, по которым летали и летают перехватчики 790-го ИАП, проходит над жемчужиной России — озером Селигер. На Селигере есть поверье: лед с озера не сойдет и не встанет, пока Селигер не заберет себе жизни троих человек. К сожалению, чаще всего поверье подтверждается (осторожнее рыбу надо ловить по первому и по последнему льду). Каждый год, за первые три года эксплуатации в 790-м ИАП, перехватчики МиГ-25 уносили по одной жизни... Последняя в полку катастрофа МиГ-25-го произошла 20 марта 1990 г. — на посадке разбился старший лейтенант К.А. Бабаханов, самолет упал между торцом ВПП и ближним приводом. В начале 80-х годов появилась новая угроза — крылатые ракеты большой дальности, осуществлявшие полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и маневрированием по курсу. Поначалу адекватного ответа на появление у вероятного противника нового типа стратегического оружия у нас не имелось. Перехватчик МиГ-25, вне всякого сомнения, являлся эпохальным аэропланом, но «пониже и помедленнее» — не его стихия. Однако, за не имением других средств, к отражению налета крылатых ракет стали готовить пилотов МиГ-25П. В 1982 г. 14 летчиков полка прошли подготовку к ведению воздушных боев в составе пары на малых и предельно малых высотах, то есть — к уничтожению крылатых ракет «Томагавк». Тут уместно опять вспомнить про Селигер. В конце 80-х годов, в соответствующих обстоятельствах, среди местных рыбаков хитами считались две байки. Первая — как один мужик с моторной лодки заблеснил лося в надежде порадовать домашних необычным уловом. В результате дяденьке пришлось вытаскивать свою «Казанку» из леса, куда ее затащил лось. Вторая — такой большой самолет с двумя хвостами волной лодку накрыл. В первом случае возникает закономерный вопрос: а какой толщины леска была на спиннинге того рыбака, ежели ее лось не порвал при буксировке? Со второй байкой все не так просто. «Медицинский факт» — деревянные домики селигерских деревень и поселков нехило качались, когда над ними на форсажах проходила пара 25-х, а один из ветеранов полка вспомнил, что действительно был в части любитель погонять рыбаков... Это называлось «отработка воздушных боев на малых и предельно малых высотах». В 1987 г. над боевыми порядками полка пролетел Руст. Полет Руста и сегодня хранит немало загадок. До сих пор так и не опубликован маршрут, по которому летел германский «ас». Известно, что к «Цессне» подходили советские истребители-перехватчики. В любом случае, посадка Руста на Красной площади стала возможной отнюдь не по причине потери бдительности ПВО в его нижнем и среднем звене. Кто-то опять не решился взять на себя ответственность... Оргвыводы после того, как Руст сделал из Васильевского спуска «Шереметьево-3», последовали, и еще какие. Волна отстранений от должностей генералов и офицеров прокатилась с самого верха до полкового уровня. Как и другие полки, 790-й ИАП отрабатывал маневр перебазирования на аэродромы рассредоточения. В 1988 г. личный состав освоил аэродромы Правдинск, Пермь, Омск, Сарышаган, Летнеозерский, Ржев. На постаменте в гарнизоне Хотилово установлен МиГ-25ПУ с бортовым номером «51». Летчик-космонавт Светлана Савицкая установила мировой рекорд на строевом МиГ-25ПУ с бортовым номером «51» голубого цвета. Номер на «хотиловском» МиГе вначале тоже был голубым, потом его перекрасили. В формуляре же самолета есть роспись Савицкой. Не исключено, что памятником стал тот самый рекордный МиГ. Перехватчики МиГ-25 790-го ИАП эксплуатировал едва ли не дольше всех, перевооружение на МиГ-31 началось только в 90-е годы. Перехватчик МиГ-31, к сожалению, остается в тени всемирно известных МиГ-29 и Су-27, особенно — среди публики, от авиации достаточно далекой. Оно понятно: на шоу сердца зрителей покупают высшим пилотажем. И совсем не обязательно, чтобы в кабине 29-го сидел Николай Дятел, а в «сушке» Игорь Ткаченко... Самолеты такие! Ну и летчики тоже. Тем не менее «чемодан» МиГ-31 тоже способен «пощекотать» нервы, но такие полеты не для авиационно-космических выставок. В частях ходит видеозапись прощального полета одного из командиров полков, вооруженных 31-ми. Перехватчик несется на высоте фонарных столбов, после чего пилот начинает в плавном (!) наборе высоты выполнять бочку. Поверить со слов в подобный полет невозможно, но существует видеоподтверждение. Конечно, полет является воздушным хулиганством чистейшей воды, только вот пока существует истребительная авиация будет существовать «воздушное хулиганство» (Редакция журнала категорически против воздушного хулиганство и обеими руками за жесткое выполнение всех требований относительно безопасности полетов). Летчик-испытатель А.В. Федотов в 60-е годы на МиГ-25-м установил несколько мировых рекордов скороподъемности. МиГ-31 тоже обладает завидной скороподъемностью, только одно дело — смотреть цифры в справочнике, и совсем другое — видеть, как 31-й эту скороподъемность демонстрирует. От дымных шлейфов, которые тянутся за работающими на форсажах движками оторвавшегося от полосы МиГа, до белоснежной инверсии в лазурной синеве неба проходит всего минута — другая! Ощущение такое, будто бы самолет набрал высоту почти вертикально. И еще один момент. МиГ-31 официально является «кораблем». Эскадрильи, вооруженные перехватчиками МиГ-31, состоят не из звеньев, а из отрядов. Во время оно, командиры отрядов получали денежных знаков ощутимо больше, чем командиры звеньев. Сейчас тоже получают больше, но уже не так ощутимо. О том, что МиГ-31 является кораблем, многие и не задумываются. В 2002 г. произошел интересный казус. Тогда впервые 790-й полк привлекли к совместным учениям с 37-й ВА ВГК (СН) — Дальней Авиацией. Паре 31-х предстояло сопровождать Ту-22М3 из Сольцов. Предполетную подготовку проводил новый командующий Дальней Авиацией генерал-майор Хворов*. Командующий лично знакомился с экипажами перехватчиков: — Командир отряда МиГ-31. — Отряда? Звена! — Отряда, товарищ, генерал-майор! — Взлетный вес самолета?. — 46 т. — Нет вопросов, отряда. «Кораблем» считается самолет, взлетная масса которого составляет не менее 40 т. «Разборки», шуточные и не очень, между пилотами Су-27, МиГ-29 и МиГ-31 — вещь настолько обыденная... Интересна оценка 31-го одним, не самым последним в наших ВВС пилотом Су-27, немало полетавшим и на пилотаж, и на боевое применение: — МиГ-31? Не истребитель!!! ... но сбивает все, что в воздухе шевелится. Переучивание личного состава 790-го ИАП на новый тип, «корабль», началось в 1994 г. Новых самолетов в середине 90-х промышленность не производила, поэтому матчасть поступала «с бору по сосенке» — из Савастлейки, Моршанска, Правдинска, Ростова. В конечном итоге, после расформирования в начале 2000-х гг. полков в Правдинске и в Моршанске, в Хотилово оказалось несколько десятков 31-х. Столь мощное сосредоточение на одном аэродроме лучших истребителей-перехватчиков мира не укрылось от «глаз» американских разведывательных спутников. На тверскую землю нагрянула иностранная инспекция — имеют право, есть договора. Если верить словам самих инспекторов, то контроль приехали осуществлять сплошь танкисты и артиллеристы. А кому еще инспектировать ВВС России, как не танкистам армии США? Бытовало в годы застоя такое выражение «искусствоведы в штатском». После расформирования 3-й эскадрильи «лишнюю» матчасть отгоняли во Ржев. Та была еще эпопея, хорошо, лететь недалеко. На самолет ставили исправные двигатели, а которые похуже грузили на автотранспорт. Самолет перегонялся во Ржев, там с него снимали хорошие движки и ставили не очень хорошие, для отчетности. Хорошие же двигатели на машине ехали назад в Хотилово. Здесь их ставили на очередной МиГ, после чего процесс повторялся. За год техники порядка 80 раз поменяли двигатели! На самолетах, предназначенных для постановки на хранение, работоспособным оставляли вообще только то, без чего полет не представлялся возможным. Иногда приходилось лететь парой — навигация на самолете ведущего более или менее работала (скорее менее, чем более), на самолете ведомого — не работала совсем. В число переданных в 790-й ИАП самолетов попало несколько любопытных, с точки зрения окраски, бортов, в частности самолет из Савостлейки, украшенный двуглавыми орлами на воздухозаборниках. Фотографии этого перехватчика публиковались неоднократно у нас и за рубежом, еще когда самолет принадлежал Центру в Савостлейке. Менее известны «тамбовские волки» из 153-го ИАП ПВО, точнее — совсем не известны. Незадолго до расформирования на бортах перехватчиков 2-й эскадрильи 153-й ИАП нарисовали оскаленную пасть волка. Теперь волки сменили регистрацию с Тамбовской области на Тверскую. Собственную символику самолеты 790-го ИАП не получили. Пока. В 1944 г. на капотах истребителей Ла-5 790-го ИАП были нанесены знаки быстрого опознавания в виде крупных скобок-стрел белого цвета. Понятно, что для МиГ-31-х, которые атакуют с удаления в 80—120 км, знаки быстрого опознавания смысла не имеют. В настоящее время много говорится о возрождении традиций, в том числе и военных традиций. Вместе с тем существует приказ, запрещающий «посторонние» изображения на самолетах ВВС. Определенный смысл в данном приказе наверняка есть — в бурные 90-е чего (и кого) только на самолетах не рисовали. В то же время почему бы не вернуться к традиционной символике полка? Тем более что 790-й ИАП ни разу за все время своего существования не сменил номер и не получал почетных наименований «по преемственности». Капота двигателя в носовой части фюзеляжа МиГ-31 нет, но есть большие воздухозаборники... Первая летная смена на истребителях-перехватчиках МиГ-31 была проведена в Хотилово 20 апреля 1994 г. Первыми полеты выполнили командир полка полковник В.И. Воропинов, заместитель командира полка подполковник В.К. Меретуков и майор А.В. Майстренко. По итогам 1994 г. 790-й ИАП занял I место среди авиационных частей Московского округа ПВО. По известным причинам налет за 1995 г. составил всего 29% от планового, сильно по сравнению с советскими временами урезанного. Тем не менее 12 апреля 1996 г. впервые на боевое дежурство в готовности № 3 заступило два экипажа истребителей-перехватчиков МиГ-31. До конца года из состава дежурных сил было выполнено семь вылетов на перехват воздушных целей. Экипажи в очень непростых условиях освоили сложнейший авиационный комплекс. Освоили так, что порой сами удивлялись. Бомбардировщики из Сольцов не всегда выступали «друзьями», порой они «играли» за противника. В одном из полетов паре 31-х была поставлена задача перехватить и условно уничтожить четверку Ту-22М3. В начале все было как обычно — 22-е «змейкой» пытались сорвать захват, но потом поставили активные помехи. Тем не менее штурман ведущего МиГа «пустил» ракеты по всем четырем целям. Уже после пуска на экране прицела он обнаружил засветку только от одной, а не от четырех целей. Тем временем МиГ сблизился с «противником» на расстояние прямой видимости. Летел действительно один бомбардировщик. На аэродром экипаж возвращался в унылом настроении — три цели, прикрываясь помехами, оторвались. Объективный же контроль показал — сбиты все четыре! Выше уже говорилось о «корабле». МиГ-31 роднит с Дальней Авиацией еще одна вещь — застарелый спор о летчиках и штурманах. «Летчик нужен только для доставки штурмана к месту работы.» Что тут сказать? Ничего. Да, за боевое применение отвечает штурман, но летать, а тем более маневрировать на «корабле» с ограниченным запасом устойчивости и без ЭДСУ тоже работа не из легких. И все-таки легкая обида штурманов на главенствующее положение летчиков порой оправдана. В строевом экипаже, первым пустившем Р-33, летчик получил орден, а штурман медаль... Доставить штурмана к «месту работу» бывает совсем непросто. Увы, без катастроф и аварий не обошлось. 16 июля 1996 г. при взлете с аэродрома Хотилово разбился МиГ-31 из 180-го гв. ИАП, летчик погибли. 26 сентября 1997 г. произошла авария МиГ-31 (бортовой номер «45»). На самолете возник пожар сразу двух двигателей. Летчик, заместитель командира полка по летной подготовке, подполковник С.В. Кургузов и штурман майор Р.К. Мугинов катапультировались. В результате катапультирования оба получили травмы позвоночника и были списаны с летной работой. Средний налет на летчика в 1997 г. составил 9 ч. Наши вероятные друзья в таких случаях говорят: «No comment». 1 июля 2005 г. произошла авария МиГ-31 (экипаж: летчик 3-го класса майор О.В. Заболотный, штурман 2-го класса капитан А.В. Абушенков). В 00 ч 44 мин. Московского времени менее чем через секунду после касания самолетом ВПП в 5 м правее оси и на удалении 507 м от торца произошел подлом и отделение тележки левой основной опоры шасси. Несмотря на принятые летчиком меры, самолет начал неуправляемое движение по полосе под углом к ее оси. Движение сопровождалось значительной боковой перегрузкой. На удалении 927 м от точки приземления самолет сошел с полосы на грунт, после чего резко развернулся, подломив правую стойку шасси, в результате чего произошел разрыв топливной магистрали. Самолет остановился в 12 м левее боковой кромки полосы на удалении 1582 м от торца. Сразу после остановки самолета экипаж по команде руководителя полетов катапультировался из горящего перехватчика. Причиной разрушения левой основной опоры стали усталостные напряжения оси навески тележки левой основной опоры шасси. В 1998 г. на полигоне Ашулук впервые в полку были проведены пуски «главного калибра» истребителя-перехватчика МиГ-31 — ракет Р-33. Пуски выполнялись по двум мишеням Ла-17, одна из которых летела на высоте 400 м, вторая — на высоте 100 м. Обе мишени маневрировали по курсу, и обе были сбиты. Пуски выполняли экипажи в составе подполковник И.Ю. Макушев/капитан П.Е. Дубовик, подполковник Григорьянц/капитан Гаврилов. Второй и пока крайний раз ракеты Р-33 пускали в 2005 г. по двум мишеням «Стриж», представляющим собой переделанную ракету комплекса С-75. Пуски выполнили экипажи майор Бабкин/майор Грушин, майор Емельянов/ капитан Ладошин. Одну мишень сбить не удалось из-за постановки активных радиоэлектронных помех. ---------- Уже несколько лет ежегодно летом на южных полигонах России «воюют» друг с другом ПВО и 16-я Воздушная Армия. Чаще перевес оказывается на стороне «ПВОшников». Обе стороны относятся к учениям максимально серьезно. Готовят друг другу «сюрпризы». На Западе стало уже традицией считать советских, а теперь и российских летчиков-истребителей малоинициативными в воздушных боях пилотами. Дескать — все по шаблону и по командам с Земли. В наибольшей степени «безинициативностью» шпыняют перехватчиков. Еще бы — на советские перехватчики всегда ставили аппаратуру автоматизированного наведения с наземного КП. Да, наземные КП активно помогают... Штурману МиГа-31-го достаточно получить с земли примерный курс на цель и также приблизительные данные о высоте цели относительно перехватчика. Далее штурман работает сам, инициативно. На учениях же имел место случай, когда не Земля, а МиГ-31 выдавал целеуказание. «Противник» исхитрился: Су-24-е пошли на прорыв ПВО на предельно малой высоте. Наземные РЛС бомбардировщиков просто «не увидели». Зато самолеты «противника» отлично видел «дежурный в воздухе» перехватчик МиГ-31. На учениях 2005 г. пара 31-х атаковала Ан-12, который имитировал АВАКС. Атака выполнялась на сверхзвуке. Ведущий перехватчик обнаружил цель на дистанции 120 км, на удалении 86 км цель была поражена; атака ведомого перехватчика не потребовалась. В тот момент на КП находился генерал из штаба КСПН, немало полетавший на МиГ-29 и Су-27: «Одно дело слышать, другое — когда на твоих глазах с такого удаления...» «Войнами» с 16-й армией боевая учеба полка не ограничивается. Весной 2007 г. пара 31-х 790-го ИАП прикрывала пару Ту-95 из 184-го ТБАП на маршруте. Истребители «противника», Су-27, пытавшиеся атаковать стратегические ракетоносцы, были «сбиты». Учеба — учебой, но полк выполняет самые настоящие боевые задачи: 9 мая 2005 г. из положения дежурства в воздухе полк несколькими экипажами обеспечивал безопасность воздушного пространства во время проведения в Москве торжественных мероприятий в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Броня крепка и танки, в смысле МиГи, наши быстры? Оно так, только армия не более чем зеркало страны, а в стране проблем — выше крыше. Раньше в полки ПВО Московской зоны отбирали лучших из лучших. Сегодня в полк приходят лейтенанты с налетом в 100 ч, ни разу не летавшие на МиГ-31-х. С таким налетом на тяжелых перехватчиках самостоятельно не летают, с инструктором — тоже. Лейтенантов приходится отправлять в Вязьму, Мичуринск добирать налет до 250—300 ч на L-39. Затем лейтенанты делают 12-15 полетов на МиГ-31 с инструктором (в качестве инструктора часто выступает командир полка), ну а первый самостоятельный вылет молодые летчики выполняют штатно со штурманом во второй кабине. После полета, по древней авиационной традиции, свежеиспеченный летчик-перехватчик одаривает окружающих сигаретами. В полку есть несколько МиГ-31, оборудованных системами дозаправки в воздухе, но в полку ни разу не выполняли дозаправку. Как известно, все «настоящие» танкеры Ил-78 состоят на вооружении Дальней Авиации, причем их не хватает для самой Дальней Авиации. Планы сделать тактические заправщики из бомбардировщиков Су-24, по большому счету, так и остались планами. В авиации ПВО дозаправку сегодня выполняют только экипажи из Савостлейки, да и то «по большим праздникам». Дело даже не в количестве воздушных танкеров. В силу ряда причин дозаправка строевых МиГ-31-х превращается в аттракцион покруче полета на уровне высоты фонарных столбов. Максимум — сухой контакт, но не прием керосина. Другая проблема заключается в том, что уже почти год полк живет на два аэродрома. Аэродром Хотилово находится на капитальном ремонте, поэтому большая часть самолетов «сидит» в Бежецке, там же экипажи 790-го ИАП несут боевое дежурство. В сложившейся ситуации труднее всего приходится инженерно-техническому составу (а когда техникам легко?). Перехватчики МиГ-31 в Бежецке базировались, но несколько лет назад и совсем недолго. Местная ТЭЧ ориентирована на Су-27, а не на МиГ-31. Тем не менее большинство перехватчиков 790-го полка — летающие. По нынешним временам — почти подвиг. Объективности ради стоит отметить, что самолеты из 790-го полка стали регулярно проходить капремонт на АРЗ во Ржеве. Проблема с базированием после завершения ремонта обещает обернуться огромным плюсом: прекрасная монолитная полоса, с «карманами», рулежками, стоянками, но самое главное для личного состава — домик дежурного звена. Такой «домик» в отечественных ВВС появится впервые. Внешне он больше напоминает кемпинг или гостинцу для туристов. Внутри — все «по-взрослому»: отдельные комнаты отдыха для экипажей, тренажерный зал, помещение для техсостава. Кажется, наконец-то вспомнили, что не только технике стоит уделить внимание, но и людям, на ней работающим. Нормально в наших ВВС — это когда авиационный комплекс четвертого поколения, а домик дежурных сил остался если не от Ла-11, то от МиГ-15 точно, с туалетом типа «сортир». Правда, один из строителей заметил: «Первый раз такой аэродром строю, наверное, и последний». Хорошо бы — крайний, а не последний. Есть и еще один вопрос: не отберут ли превосходный аэродром, где есть все для машин и для людей, ведомства, более «крутые», чем ВВС? Очень бы не хотелось... Как бы то ни было, но свое 65-летие личный состав 790-го истребительного авиаполка отмечал 25 мая 2007 г. на родной базе — на аэродроме Хотилово. Герои Советского Союза Рыкачев Ю.Б. Бабайлов П.К. Командиры 790-го ордена Кутузова III степени истребительного авиационного полка год вступления в должность майор Рыкачев Ю.Б.* 1941 майор Никонов Б.С.** 1943 подполковник Краснов Ф.С. 1943 подполковник Кулякин Ф.Н. 1944 подполковник Терпугов Л.П. 1946 подполковник Ивлев С.Т. 1949 подполковник Кулешов Н.А. 1950 полковник Кобзев Н.Л. 1951 полковник Козыревский А.Д. 1954 полковник Пакин Б.М. 1960 полковник Куськин И.С. 1964 полковник Баьаскин В.И. 1969 полковник Денисов Г.Д. 1972 подполковник Гарбузенко В.Т. 1973 подполковник Голубев В.А. 1977 подполковник Тыранов Ю.Б. 1980 полковник Якубенко В.Т. 1982 полковник Родионов В.Н. 1987 полковник Безус О.А. 1989 полковник Васимов А.Ш. 1991 подполковник Воропинов В.И. 1992 полковник Калякин С.И. 1996 полковник Макушев И.Ю. 1999 полковник Кныш В.А. 2003 "Звание указано на момент вступления в должность. **Начальник штаба, временно исполнял обязанности командира полка. Большое спасибо за помощь в подготовке материала для статьи и предоставленные фотографии командиру 790-го ордена Кутузова III степени истребительного авиационного полка полковнику Валерию Александровичу Кнышу, штурману полка майору Ильшату Товабилову, штурману капитану Сергею Махалову. ИСТОЧНИК 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк

KAV: Уважаемые форумчане ! К частям ПВО не имел отношения, но хотел бы задать вам один вопрос. Один мой знакомый со товарищи летом т.г. обнаружили обломки самолета в окрестностях озера Селигер. Ребятам удалось узнать у местных жителей, что в ночь с 19 на 20 августа 1980 года произошла авиационная катастрофа. Фамилия погибшего летчика вроде бы Муратов. И предположительно, предположительно, что самолет вылетал с аэродрома Андреаполь. Есть ли у вас, Уважаемые форумчане информация об этом летном происшествии? Вопрос не праздный, ребята хотят на том месте поставить памятник летчику или хотя бы памятную плиту. Как минимум нужно подтверждение факта, инициалы летчика, дата рождения, как максимум хотелось бы знать его полные имя и отчество и краткую биографию. Уточнение по предыдущему сообщению. В минувшие выходные ребята снова выходили на место авиационного происшествия и сфотографировали останки самолета. В частности на одном из обломков был найден заводской (формулярный) номер самолета 84002344. Далее удалось установить, что это был самолет МиГ-25ПД, принадлежавший 790-ому ИАП в Хотилово. В дальнейшем вот в этой теме http://www.prowars.ru/ALL_OUT/AiKOut06/790iap/790iap006.htm была найдена вот такая информация: Высокая классность, однако, не гарантирует от катастроф, авиация — есть авиация. В катастрофах гибнут не только «зеленые» лейтенанты... 20 августа 1980 г. разбился МиГ-25ПД, который пилотировал начальник штаба 1-й эскадрильи военный летчик 1-го класса майор Х.А. Муратов Быть может кто-то из форумчан поможет установить полные данные летчика и обстоятельства его гибели. Тем более, что вариант поиска значительно сузился.



полная версия страницы