Форум » 2-й корпус ПВО (в/ч 40963, г. Ржев) » 401—й ИАП (войсковая часть 54819) г.Смоленск » Ответить

401—й ИАП (войсковая часть 54819) г.Смоленск

Амелин: К Дню ВВС и предстоящему(2014) 70-ю формирования полка 401—й ИАП (войсковая часть 54819) г.Смоленск МиГ-19 =» МиГ-23П =» Су-27 Командир полка был полковник Голев Александр Сергеевич На аэродромеСмоленск-северный также базировался 871-й ИАП ОМО ПВО МиГ-23М/МЛД/УМ =» МиГ-29 871-й Краснознаменный «Померанский» ИАП; некоторое время базировался на аэродроме БЖЕГ (по другим данным – на аэродроме КЛЮЧЕВО (СТАРГРАД), КОЛОБЖЕГ); расформирован в 1998г.; при расформировании почетное наименование и награды полка передали 47-му ОГРАП 582-й ИАП Хойнице СГВ МиГ-15 =» МиГ-21Ф-13 =» МиГ-21ПФ/ПФМ=»МиГ-21СМТ =»Су-27 В 1950-х годах полк принимал участие в боевых действиях в Корее (аэродром ДЭНШАХЭ); в состав 239-й ИАД 4-й ВА ВВС был передан из Авиации ПВО (1955г. (?)); встречается другая транскрипция названия аэродрома базирования (ХОЙНА); на Су-27 был перевооружен в 1989г.; в 1992г. был выведен на аэродром СМОЛЕНСК и расформирован 1986, Смоленск, ОБС РТО(в/ч 36642): 1-й ряд, слева направо 1-й пп-к Волков, 2-й м-р Фроленков, 4-й к-н Лопатко, 6-й к-н Полуэктов(фото Лопатко С.) В/ч 36642 ОБС РТО "Смоленска-Северного", офицеры на 1986-87г.: Ккомандир - подполковник Волков, Начштаба - майор Хрипанков, Замполит - майор Фроленков Зампотех - майор Андреев, Командир роты связи - капитан Полуэктов, Командиры взводов - л-ты Лысенко и Гришин

Ответов - 17

sedoi: Колчева Любовь.Козарчук Анатолий. Баллада о 401 истребительном полку.Смоленск 2004г. Исполнилось нам ровно шестьдесят! Мы вновь собрались, чтоб проститься. Чтоб тост поднять в кругу друзей За наш кумир – стальную птицу! 401-й. Твои позывные летят. Их принимает отец твой родной - Ленинград. Смоленск, Забайкалье пусть примут призывный сигнал. Историю вспомним, откуда свой путь ты начал… Ропша – сорок четвёртый. Кольцо блокады прорвано. Именно здесь на берегу Невы холодной В военном мае было всё рождено. Были бои, и какие бои! Фашист такого не видывал! Он боялся «один на один» Выйти с Георгием Жидовым! Герой Советского Союза, первый командир 401 полка, полковник Георгий Никонорович Жидов выполнил 366 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, в которых уничтожил 29 фашистских самолётов. Год 45-ый – казалось мир Вновь наступил на планете, Но в Забайкалье враг не добит. Там ещё плачут дети. И совершив большой переход Полк вновь вступил в сраженье. Он самураев японских бьёт Нанося ему пораженье. Лётчиками полка выполнено более 80-ти боевых вылетов, в которых уничтожено 4 японских самолёта. «Разгромили басурманов, Разогнали воевод...» И в Смоленске, Полк закончил свой поход… Мы вспомним тех, кто начинал Кто не жалея сил горел в работе. Кто полк наш славный укреплял. …Уже не многих вы найдёте. Много полезных и нужных слов Нам передать сумел Бывший командир наш Соколов. Был он отзывчив и смел. Мужеству он учил и нас, Состарившееся поколение. Чтобы смело в трудный час Вступали с врагами в сраженье. Герой Советского Союза,Полковник Леонид Михайлович СоколовВыполнил 251 боевой вылет. Участвовал в 63 воздушных боях. Уничтожил 17 самолётов противника. Давно уж нет в живых Героя Супруна. Других мы ветеранов уважаем. Им всем пришлось здесь начинать И мы их с Днём Победы поздравляем! В полку у нас - отрадный факт. Свою дорогу начал к звёздам Отважный лётчик – космонавт, Хоть и живёт сейчас он в Звёздном. Лётчик–космонавт 3, Дважды Герой Советского Союза, Почётный житель Смоленска, Андриан Григорьевич Николаев Дважды покорял космические высоты. Пусть давно не носим мы мундиры, Но выправка – она всегда видна. Привет вам, боевые командиры. За вас, родные, выпьем тост до дна! Потёмкин. Глущенко – летал. Он к людям строго относился. В работе спуску не давал. На пенсии… «в Онегина влюбился». Гвозденко - тот умел гвоздить, А Морин, говорят, морил. И Колчев всем давал здесь прикурить. А Юра Гармаш по-отечески журил. При Новикове жизнь пошла иной. И оттепель была без напряжёнки И служба шла, и был покой, Но почему-то часто возмущались жёнки. При Голеве настал другой «компот». Прежней «лафы» вы больше не найдёте. Чуть что не так – он сразу отдерёт И сам горел до ночи на работе. Не забывает ветеранов. Молодец! Традиции полка, как видим, продолжает. Для всех он, как родной отец, Вот потому его и ПАПОЙ называют. Кто их пытается судить, Бросая горькие упрёки. Для всех хорошим трудно быть, Им жизнь даёт свои уроки. Она решает наперёд, Она, ох жёстко, нажимает. Вот в 91-ом;- Кто дал нам тот отход? Только судьба об этом знает. Нельзя же с авиацией шутить Покой - он только расслабляет. Не сможет Руста нам народ простить И как-то даже меньше доверяет… Наш добрый полк - ты принял всех. Ты дал закалку – вот что важно для пилота. И многим обеспечил ты успех И был площадкой стартовой для взлёта. Сейчас куда не бросишь взор Везде они – его орлята И бороздят России небосвод Надёжные и прочные ребята. Вот командир, ведущая рука Горбатов Вася – выкормыш полка. Достойная ушла нам смена - Золотарёв, Крисанов и Васильев Гена. Кто их искусству обучал Кто мастерство им передал Прекрасные пилоты – первый класс. Лев Палыч Панин – называют Вас. Третья эскадра растит мастеров Свидетель тому Михалыч, наш Иванов. Таранным ударом Саша Грицик блистал И этот пример Щегринец перенял… Зима 79-го. Сковало землю льдом. Но жарко в небе было, необычно. В ту ночь понервничал наш Том От обстановки непривычной. «Я, триста пятый, всё нормально. Крыло, закрылки кран – нейтрально.» И четко выполнив вираж Вдруг лётчик ощутил помпаж! Машина падает всё ниже, А город спящий ближе, ближе. Секунды долгие проходят, Но обороты не выходят. И капитан Быстринин смело Вступил с бедой в неравный бой Он самолёт не бросил свой. С победой прилетел домой. В переделках бывали,- а как же иначе Коробков, Щегринец, Черных и Горячев. Последний ли случай и есть ли предел? В любви к полётам никто не охладел… Не обошла нас стороной беда - Калинина с Шумеевым мы потеряли. Пускай, дай бог, не повторится никогда Чтоб мы кого-нибудь так поминали. Свой тост за дружбу поднимаю я, Друзей мы радостно встречаем. Да,- собирается орлиная семья, В полку давно традиция такая. Живи НАШ ПОЛК! И крепни с каждым днём ТЕБЯ в душе сегодня поздравляем. Мы, ветераны, лишь ТОБОЙ живём На славныё дела ТЕБЯ благословляем! Стихи. Авиационная тема на пушкинские строки. Старшему поколению авиаторов проложившим нам дорогу в небо посвящается. Глущенко Ефим Ефимович Командир 401 иап войск ПВО 1959-1970гг. Нет, я не Пушкин, я другой, Еще неведомый избранник. По штатной должности механик, Но с поэтической душой... г. СМОЛЕНСК Ефим Ефимович Глущенко говорил, что не является автором этих строк. Автор мне неизвестен, но Ефим Ефимович очень часто, по просьбе друзей, читал эти стихи. Он помнил их наизусть и шпаргалками не пользовался. Предлагая эти строки вашему вниманию, прошу вспомнить «стариков авиации» ходивших в бой в одиночку и группами. ЧЕСТЬ И СЛАВА НАШИМ ОТЦАМ И ДЕДАМ проложившим нам дорогу в небо. Издаётся на правах «ПРОЧЁЛ САМ-ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ» Публикатор А. Быстринин Нет, я не Пушкин, я другой, Еще неведомый избранник. По штатной должности механик, Но с поэтической душой. Хотя моих произведений Не выпускает в свет ОГИЗ. Хоть не совсем я полный гений, Но вам готовлю я сюрприз. Я первый раз пишу поэму, И каждого прошу прочесть. Что выбрал я большую тему. И много здесь ошибок есть. Конечно, быть легко талантом. Когда другой заботы нет. Но если б Пушкин был сержантом, То вряд ли был бы он поэт. Итак, начнем без лишних фраз Наш скромный, искренний рассказ. Глава I Мой летчик самых честных правил. Когда начался перелет. Он за семь дней меня заставил Готовить этот самолет. Там, где пример другим наука. Но, боже мой, какая скука Найти во чтобы то ни стало Дефект, чтоб стрелка не дрожала. Так думал молодой механик. Готовя к вылету свой Ил. Слил конденсат, законтрил краник, И командиру доложил. Но вылетать пока что рано, И потому, мои друзья С героем нашего романа Решил вас познакомить я. Подобно всем моим ребятам Он призван был военкоматом. Забрал повестку, сел в вагон, И, в общем стал военным он. Кто может знать, где наше счастье, И по каким путям искать. Он мог попасть в мех. (иные) части. Артиллеристом мог бы стать. Но все же волею небес Попал Онегин в ВВС. Конечно, не по доброй воле, Учился долго в Вольской школе. Увы: он зря протестовал, На то ведь создан трибунал В сорокаградусный мороз. Не замечая горьких слез. Весь день, с зари и до зари Учил он части ТБ-3 Курсантом плохо быть везде, И в Вольске, и в Кызыл-Орде. Так год прошел в Воздушном флоте, Всему на свете есть конец Он получил любовь и радость И аттестат по форме шесть. Глава 2 Вот мой Онегин на свободе. Сперва работал на заводе , Потом, как долго ни рыдал, Он прямо в пятый ЗАП попал. Увы! Но в ЗАПе было хуже, Он затянул ремень потуже, И, хоть хотелось очень есть. Пришлось забыть про норму шесть. Пока работал на заводе, Стал ТБ-3 уже не в моде. И вот пришлось ему начать Ил-2 прилежно изучать. И часто не смыкая глаз Почти всю ночь читал НИАС, Пока комэска не решил, Что он не плохо знает Ил. Среди друзей моих, немало В то время в ЗАПе пропадало. Якушин Слава! Юрий Неверь! Один из них там жизнь отведав, Придя затем из ЗАПа в полк, Три дня смотрел на хлеб как волк. Потом, набрав чуть-чуть силенки, Решил, что есть не может пшенки. Ho тут,- скажу я вам во-первых. Что он не плохо жил в резервах. Завел хозяйство и жену. Имел пристрастие к вину. На человека стал похож. А, в общем, не тужил и там. Ведь ЗАПы тоже нужены нам - Готовить летчиков к боям. И я с двенадцатью друзьями Был в тех. бригаде ВВС. В «очко» играли мы ночами, Ходили с девушками в лес. В шестом часу ложились спать. Чтоб в восемь снова день начать. Я помню славные попойки, Веселье зимних вечеров. Друзей, сосущих смесь из стойки. По женской части мастеров. Островский умным был сержантом. Он быстро женщин покорял. Знакомил с Гегелем и Кантом, Потом шампанским угощал. И, обсудив пять женских тем. Ложился с ними спать затем. А Фалин наш кичился блатом, Он мог везде и вес достать. Его и с Бендером Остапом Не стыдно было бы сравнять. Он посвящал полжизни джазу, И в этом так преуспевал, Что покорял всех женщин сразу. Когда гитару в руки брал. Но после шелкового рая Он дал себе зарок один, Что женщин можно трогать, Когда имеешь сульфидин Глава 3 Прости, читатель, вспоминаю…, Но ты простишь, я это знаю. Итак, продолжим наш рассказ. Судьба Онегина хранила, Он получил три новых Ила Отвертки, трубки, три ключа, И стал работать сгоряча. Жизнь протекала очень гладко, Когда весеннею порой Пришла большая разнарядка, И в полк поехал наш герой. Он мог без лишних разговоров Сменить в неделю пять моторов. И мог почти что без ключей Сменить две дюжины свечей Итак, он техник был прилежный. Чтоб самолет его был чист Ему был дан помощник верный Владимир Ленский – моторист. Они сдружились понемногу, В работе обгоняя всех. Жизнь протекала, слава богу Без шума, крика и помех. Казалось, и не быть раздорам. Но тут, придя в недобрый час Татьяна Ларина из школы. Успешно кончив Тульский ШМАС. Ефрейтор Ларина Татьяна Была без липшего изъяна - Решил единодушно полк, У нас ведь знают в этом толк. И сколько было разговоров О ней… под плоскостью машин. Блестели глазки у майоров. Сверкали глазки у старшин. И командир полка упорно Твердил, надеясь на успех: Любви все возрасты покорны. Она сильней законов всех. Но равнодушно, без привета Она относится к чинам, Один просвет, иль два просвета Напрасно ходят по пятам. Лишь одного горячим взглядом Она встречает каждый раз. Дрожит, когда он с нею рядом И отвести не может глаз. Онегин, статный и плечистый, Других красивей, веселей. Хоть получал он в месяц чистых Всего лишь триста шесть рублей. Но, наш Онегин хладнокровно На красоту ее глядит, И сердце бьется очень ровно. И не теряет аппетит. Слаба техническая кровь, И не доступна ей любовь. Глава 4 Скользит луна по небосводу, Гуляет ветер под окном. Предвидя лётную погоду Весь лагерь спит спокойным сном. Не спится лишь одной Татьяне, И там, в тумане Вдруг видит милые черты. Онегин! Женя, это ты? Но нет, лишь ветер завывает, О чем-то шепчутся кусты. Невольно Ларина вздыхает. Одни мечты, одни мечты! Так думать нету больше силы, Дневальный, дай-ка мне бумагу, Перо и скляночку чернил. Весенней воздух свеж и чист. Коптилка нежно освещает Ее письма тетрадный лист. Я вам пишу, и что же боле. Что я могу еще сказать. Я вся горю, я вся пылаю В душе моей полно огня . Онегин, может быть с презреньем Вы отвернетесь от меня. Я вас ждала, о вас мечтала. Так не останьтесь же глухим. Я много-много написала Различной женской чепухи. Письмо угольничком свернула. Вписала адрес и зевнула. Глава 5 Весна, механик торжествует. Сливает в бочку антифриз. Вдали комиссию почуяв, С усердьем драет верх и низ. Рвет на портянки отепление Смотреть не хочет в МЗС. Пора любви и вдохновений Уже настала в ВВС. Вот как-то раз в начале марта, Хваля красавицу - весну, Владимир Ленский шел со старта, И встретил девушку одну. Он пять ночей не знал покоя. Казалось, чем-то увлечен. Не мог понять, что с ним такое, И все решили: он влюблен. Предмет его горячей страсти Хорошей девушка была. Она была немного в части, Но многим счастья принесла. Она разумно, так вначале, Лечила боль сердечных ран, Что полк решил единодушно У них получится роман. Но Ольге скоро надоело. Он был застенчив, не речист, К ней подойти боялся смело, К тому же только моторист. Он тоже вскоре понял это. Но все ж продлился их роман. Теперь слез горьких нам дороже Нас возвышающий обман. И сердце Ленского кипело. Он побледнел и занемог. Ревнивый, злобный как Отелло, Найти соперника не мог. Заменив однажды спарку, Шел Ленский, направляясь к парку, Он должен был ей объяснить. Пусть скажет: быть или не быть. И вдруг он вздрогнул в изумлении. Сказать не может ничего: Она стояла в отдалении, И с кем? С механиком его. Она смеялась, жала руки, И взгляд ее был очень мил. Онегин с видом, полным счастья Ей что-то тоже говорил. Теперь я вас отлично вижу. Поймал вас все же, наконец. Онегин, вас я ненавижу, Онегин, знайте, вы - подлей, В груди его клокочет мщенье, Кричит поруганная честь. И бросил он врагу с презреньем Торцовый ключ на 36 К ним подбежали их друзья, Но поздно, помирить нельзя. Такого дерзкого обмана Нельзя спокойно перенесть. Дуэль! Отлично. У ангара. Я буду ждать вас ровно в шесть. Глава 6 Надев суконные пилотки. Накинув на плечи шинель, И вымочив в грязи обмотки, Друзья явились на дуэль. Они готовились с рассвета Стреляться в цвете юных лет, С собою взяв два пистолета И десять штук цветных ракет. Сначала было неприлично Нам всем. Дуэль! Вот ерунда. Но все же Ленский, как обычно Просил куда, куда, куда! Умчались дни, возврата нету, Они уж не вернутся вновь. Быть может я уйду со света Пролив техническую кровь. Ах, Ольга! Я тебя любил, С тобою время проводил. О! Я несчастный человек! Теперь прощай, прощай на век. И Ольга слышит в шуме ветра Последний пламенный привет. И отсчитав пятнадцать метров, Владимир поднял пистолет. Враги! Давно ли вместе мыли Столь милый летный аппарат. Враги! Давно ли вместе жили Как с другом друг, как с братом брат. Одни страдания и муки Давно ли переносили вместе вы К чему дуэль, пожмите руки. Забудьте это. Но, увы! В руках блеснули пистолеты И ярко красные ракеты, Пронзив заоблачную высь, Со страшным воем пронеслись. Онегин знал, что по роману Он в этой схватке победит. И если в книге нет обмана, То моторист его - убит! Терзаясь муками сомнений, Сказать: прощай! - ему хотел. Но тут увидел с изумлением. Что Ленский тоже жив и цел. Они опять на место встали, Еще достали по одной, Но им стреляться помешали: Пришел из штаба посыльной. Что? К командиру вызывают? Да, друг, попались мы теперь. Пришел, и робко открывает Владимир Ленский штаба дверь. Он получил большую взбучку За самовольную отлучку. За хулиганство, за стрельбу, И был посажен на губу. Онегин, грустный и печальный, Проходит молча в кабинет. Глядит сочувственно дневальный, Ему всего лишь 20 лет. От вас, Онегин, я, признаться, Таких вещей не ожидал, Чтоб с подчиненными стреляться, На всю дивизию скандал. Чтоб больше не было такого, Тут на минуту он замолк, Подумал, и сказал сурово: Перевести в соседний полк. Эпилог Как жаль, что Пушкин умер рано. Ведь, если б знал он техсостав, Он посвящал бы им романы В 15, 20, 30 глав. Но Пушкин жил в туманной дали. Тому назад сто с лишним лет. Тогда по небу не летали, Тогда хватало и карет. Меня нередко подгоняют. Пиши еще, еще пиши. И, улыбаясь, называют: Поэт технической души. составил А.Быстринин Смоленск май 2004 г. Быстринины Смоленск

Вице-Председатель: sedoi Более 40 лет, с 1951 по 1991 годы, базировался на аэродроме Смоленск-Северный 401-й истребительный авиационный полк. Всё это время он прикрывал с воздуха город-герой Смоленск и охранял западные подступы к Москве. Полк входил в состав авиации Московского округа ПВО. Задачи полк выполнял ответственные, и значение ему придавалось огромное. Лётчики сюда направлялись, как правило, высококлассные, и самолёты – самые современные. Например, в 1976 году 401-й ИАП первым во всей авиации ПВО страны получил новейшие самолёты-истребители МиГ-23 и одним из первых в 1989 году – самолёты Су-27. Полк длительное время числился резервом главнокомандующего войсками ПВО. Это было очень высокое доверие. Самый известный летчик 401—го полка не только в нашей стране, но и в мире, — это, конечно, Андриян Григорьевич Николаев. Космонавт СССР №3, дважды Герой Советского Союза, совершивший два космических полёта, почетный гражданин города—героя Смоленска. Хочется отметить, что в этом полку лётчиком авиации ПВО начинал свою авиационную службу космонавт №3, дважды Герой Советского Союза, почётный гражданин города-героя Смоленска Андриян Григорьевич Николаев. Из Смоленска он в 1960 году уехал в первый отряд космонавтов. К Дню ВВС 2013 Амелин пишет: 4-й к-н Лопатко, Сергей Лопатко г, Смоленск передача боевого знамени 871 Померанского Краснознамёного иап и вымпела МО на хранение в г Шаталово г.Смоленск 1998г. \после расформирования\ Боевое знамя 871 иап \вч 53990 г.Смоленск АТЕХБ в\ч62332 г.Смоленск 1986г.ОБС иРТО В\Ч36642г.Смоленск 40578 1974—1980 55412 1980—1982 36642 1982—1987 54819 1987—1991 53990 1991—1998 Илья Филиппов Срочная в 1985-87 в/ч 36642 - ОБС РТО г.Смоленск, хотя в основном все эти 1,5 года на КП 401 ИАП в/ч 54819 под Гнёздово, механиком-телеграфистом ЗАС, позывной "Малиновка"

Аранович: В "одноклассниках" есть Александр Голев. Он тоже командовал 401иап в 80х годах.

Командир73-76: Практиеские полёты руководящего лётного состава 401 иап на аэродроме Савостлейка проходили с 13.01.1976г. по 12.02.1976г. Начало полётов на аэродроме Смоленск на Миг-23м было 15.03.1976г с одновременным освоением эксперементальной системы обслуживания авиационной техники, которая позволяла летать пять дней в неделю. Это позволило совместно с самоотверженным трудом лётного, инженерно-технического состава 401 иап, личного состава 403 ОБАТО и 760 ОДСРПС успешно провести переучивание лётного состава и осенью 1976г. заступить на боевое дежурство на Миг-23м днём и ночью при установленном минимуме погоды. В октябре месяце прибыл новый командир полка Колчев А. И, который продолжил работу по переучиванию лётного состава. В декабре месяце 1976года на подведении итогов за год Командующий войсками МО ПВО объявил 401 иап отличным и вручил переходящее Красное Знамя Военного Совета МО ПВО, а командир 401 иап Колчев А. И. был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Благодарю за публикацию "Уточнение переучивания на самолёт Миг-23м в 1976". Командир 401 ИАП ПВО в 1973-1976гг полковник Гармаш Ю.М. "Заслуженный военный лётчик СССР"

Председатель: Аранович пишет: В "одноклассниках" есть Александр Голев. Он тоже командовал 401иап в 80х годах. Я приглашал всех сослуживцев смоленского авиаполка на Форум... Думаю, что Армену нужно продублировать приглашение! Игорь Горобец , Единец, , служивший в Смоленске-Северном с 1986 по 1991г. сообщил Председателю: Крайним командиром до 1991г- 401 ИАП -в/ч 54819 был полковник Голев Александр Сергеевич -46 ОБАТО- в/ч 62332 был подполковник Диваков. Сослуживцы помнят своих "отцов"

Лапшин: Амелина Н.И. с наступающим Днём ВВС Аэродром «Смоленск—Северный», на котором базировались с 1951 по 1991 годы 401—й ИАП в/ч 54819, 871—й ИАП и в 1946—2009 годы 103—й гв. ВТП в/ч 15401 На аэродроме базировались истребители МиГ—23П, истребители Су—27 и в последние годы военно—транспортные самолёты Ил—76М и Ил—76МД. 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром «Смоленск—Северный» разбился самолет Ту—134 с президентом Польши Лехом Качиньским. Из интернета

Вице-Председатель: Вспомним ветеранов ВВС Николай Епишов Я с 1970 по 1974 служил в Смоленском полку, Епишов и Владимир Виноградов Лётчики отличной 2 АЭ г. Смоленск 401 ИАП 1973 г. А.Лобцов, В.Иванов,Е.Черных,В.Осокин,А.Котельников,В.Черенков После самостоятельного вылета на самолёте МиГ-19п №23 г.Смоленск 1971г. Лётчики В.Осокин, Е.Черных,Н.Епишов,А.Денисов на торжественном собрании в штабе полка г.Смоленск Н.Епишов и В.Виноградов в общежитие г.Смоленск 1970г. Владимир Виноградов г. Москва Сулимов, Рубцов, Денисов (йог), Смоленск Смоленск, построение полка, со знаменем: Ю. Барашкин, Я, А. Елгин Г. Шевченко, А. Елгин, П. Антонов, Ю. Барашкин, Барашкин, Я, Аракилян, Панин, Сулимов, Чуриков

Вице-Председатель: Илья Филиппов В/ч 36642 ОБС РТО "Смоленска-Северного", офицеры на 1986-87г.: командир - подполковник Волков, начштаба - майор Хрипанков, замполит - майор Фроленков, зампотех - майор Андреев, командир роты связи - капитан Полуэктов, командиры взводов - л-ты Лысенко и Гришин, и капитан Лопатко, должности не помню, это что в моей памяти осталось через столько лет. 1986, Смоленск, ОБС РТО(в/ч 36642): 1-й ряд, слева направо 1-й пп-к Волков, 2-й м-р Фроленков, 4-й к-н Лопатко, 6-й к-н Полуэктов(фото Лопатко С.)

Амелин: В небе над городом-героем Формировал полк и был первым его командиром Герой Советского Союза майор Георгий Жидов. Впоследствии генерал-майор авиации, Г.Н. Жидов в годы Великой Отечественной войны выполнил 366 боевых вылетов и в 70 воздушных боях сбил 29 самолетов противника. Со дня формирования полк участвовал в воздушных схватках с противником в небе Ленинграда. После освобождения Ленинградской области и продвижения фронта на запад полк остался в местной зоне ПВО для защиты неба северной столицы. Здесь 401-й полк продолжал боевую работу до победной весны 1945 года. В апреле полк перебазировался в Читинскую область, где до осени 1945 года выполнял задачи обеспечения боевых действий против милитаристской Японии. Полк прикрывал наземные войска, а также сопровождал наши бомбардировщики и транспортную авиацию в ходе нашей наступательной операции. В конце 1945 года личному составу полка была объявлена благодарность от Верховного Главнокомандующего за отличные боевые действия против японцев. В конце октября 1950 года полк был командирован в Китайскую Народную Республику, а с ноября 1951 года перебазирован в Смоленск, где началась новая страница истории – освоение реактивной авиационной техники. В эти годы полк выполнял основную боевую задачу: защищал западные воздушные рубежи нашей Родины на подступах к Москве. В течение ряда лет (50-е – 60-е годы) все 45 летчиков 401-го иап имели высшую лётную квалификацию первого класса. Лётный состав был подготовлен к ведению боевых действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, т.е. в облаках. Полк нёс постоянное боевое дежурство в составе четырех экипажей (звена), готовых в считанные минуты взлететь на перехват воздушной цели. В декабре 1960 года полк входил в состав 2-го корпуса Московского округа ПВО и состоял в резерве Главнокомандующего войсками ПВО страны. Это была очень высокая оценка боевого мастерства смоленских военных лётчиков-истребителей со стороны руководства. В 1963-64 гг. весь полк освоил и летал на самолетах "МиГ-19", в то время самых современных истребителях-перехватчиках. Кстати, 401-й полк во время базирования на Смоленской земле всегда первым из авиационных полков ПВО переучивался на современную авиатехнику, и на "МиГ-19", и на "МиГ-23". Из этого наглядно видно, какое значение Министерство обороны СССР придавало прикрытию с воздуха западного направления. В этот период полком командовали участники Великой Отечественной войны: Герой Советского Союза полковник Леонид Михайлович Соколов (в годы Великой Отечественной войны выполнил 251 боевой вылет, участвовал в 63 воздушных боях, уничтожил 17 самолётов противника), полковник Борис Васильевич Потемкин, полковник Ефим Ефимович Глущенко. В августе 1968 года в связи с событиями в Чехословакии 401-й полк получил задачу перебазироваться в ЧССР. 45 экипажей на самолетах "МиГ-19" с посадкой на промежуточном аэродроме "Стрый" (г. Львов), несмотря на неблагоприятные погодные условия, совершили перелёт и приступили к несению боевого дежурства на аэродроме "Ческе-Будеёвице" (Чехословакия). Летчики несли боевое дежурство, охраняя небо Чехословакии от вторжения самолетов НАТО. Правительственная командировка в Чехословакию продолжалась два с половиной месяца. 401-й истребительный авиационный полк поставленную задачу выполнил. На аэродром постоянного базирования ("Смоленск-Северный") лётчики вернулись без потерь. По итогам этой работы личному составу полка была объявлена благодарность от министра обороны СССР за отличное выполнение интернационального долга. К началу 70-х годов полк сохранял лидирующие позиции не только в Московском округе, но и в целом в истребительной авиации ПВО (весь лётный состав был I класса, полк состоял в резерве ГК войск ПВО страны). Смоляне первыми в авиации ПВО страны осенью 1975 года выехали в учебный центр "Савостлейка" для переучивания на новый самолет "МиГ-23м". Весной 1976 года практическое освоение самолета было закончено. Летом того же года полк выполнил боевые стрельбы на полигоне "Красноводск", и приступил к несению боевого дежурства на аэродроме постоянного базирования "Смоленск-Северный". А уже через два года, в 1978-м, полк пересел на более современный самолет – "МиГ-23п". На протяжении всех последних лет своего боевого пути полк нес дежурство, совершенствовалось боевое мастерство лётного состава. Личный состав полка неоднократно выполнял боевые стрельбы ракетами «воздух-воздух» и из пушек по воздушным и наземным целям. В течение ряда лет 401-й иап награждался почетными грамотами и переходящими Красными Знаменами. Так, по итогам выполнения боевых стрельб на полигоне "Сарышаган" полк в 1987 году был награжден переходящим Красным Знаменем Московского городского комитета КПСС и Моссовета. В разное время у нас служили известные в авиации ПВО лётчики и наземные специалисты. В 1944-45 годах в полку воевал лётчик лейтенант Ю.М. Вышинский, после войны – режиссер «Мосфильма», автор шести полнометражных фильмов («Апассионата», «Океан» и др.), лауреат Государственной премии СССР. Лётчиком начинал службу в полку впоследствии командующий войсками Московского округа ПВО генерал В. Царьков. Но самый известный летчик 401-го полка не только в нашей стране, но и в мире, – это, конечно, Андриян Григорьевич Николаев. Космонавт СССР №3, дважды Герой Советского Союза, совершивший два космических полёта, почетный гражданин города-героя Смоленска. В конце 1950-х годов, после окончания Черниговского авиаучилища, Андриян Григорьевич прибыл в 401-й иап и летал здесь на самолете "МиГ-17". В Смоленске на доме, где жил Андриян Григорьевич, в настоящее время установлена памятная доска. Отсюда, из 401-го полка, он и уехал в отряд космонавтов. Одна из улиц Смоленска носит имя А.Г. Николаева. Последним командиром полка был полковник Александр Сергеевич Голев. Не крайним, как принято говорить в авиации, а именно последним, потому что в 1991 году полк был расформирован. Через тринадцать лет, в 2004 году, ветераны полка собрались в военном городке на Покровке, чтобы отметить юбилейную дату – 60 лет со дня формирования полка. Многие жили здесь же, неподалеку. Другие приехали из Белоруссии, Курска, Армавира. Из Москвы приехали бывшие в свое время командирами полка: Ю.Т. Новиков, Ю.М. Гармаш; летчики: В.П. Горячев, В.В. Горбатов; инженер полка А.Н. Цикунов и многие другие. Бойцы вспоминали минувшие дни… Сколько было радостных встреч, горячих объятий и воспоминаний, воспоминаний… Александр ШКОЛЬНИКОВ, ветеран 401-го истребительного авиационного полка, член Союза журналистов России

Связист: После Смоленского полка Ю.Т. Новиков командовал центром в Савостлейке , а закончил службу в звании генерал-майора авиции оперативным дежурным МО ПВО. После увольнения с военной службы встречал его в Центральном банке РФ , где он работал в службе безопасности. А в 2009 году узнал на форумавиа от его сына что Юрий Тимофеевич погиб, деталей узнать не удалось.

Амелин: Связист Помним Юрия Тимофеевича и скорбим! Лучшие люди уходят безвременно

Сережа: Ищу сослуживцев. Служил 401—й истребительный авиационный полк противовоздушной обороны (в/ч 54819) г.Смоленск третья эскадрилия техник по САУ П на 23-МИГ, 1976-1977г.г. старшина был прапорщик Дралов Петя, мои лейтенанты Новиков. Фомин. Прошу откликнутся.

Вице-Председатель: Анатолий Цикунов г. Москва С1976 по 1986гг в/ч 54819 г.Смоленск,с 1986 по 1992в управлении авиации МО ПВО

Вице-Председатель: 46 ОБАТО- в/ч 62332 Игорь Дмитриевич Тимофеев г, Великий Новгород Я служил в 1976-1978 годах на окружном авиационно-техническом складе(в/ч 29692, действительное наименование не помню), начальники: майор Оглоблин, затем подполковник Максин. В 1976-1982 я служил в отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения(в/ч 62332) 401 иап. Командиры обато - подполконик Журавлев, подполковник Шкуркин, подполковник Пакус. С ДНЁМ ВВС Во главе ОБАТО -командир п/п-к Пакус. Начальник политотдела полка Золотовский. Сзади справа - командир ОБАТО Шкуркин и начштаба Тимофеев 1982 г. Командир ОБАТО п/п-к Пакус и Евгений Фесюк

Эстина: Вице-Председатель пишет: Начальник политотдела полка Золотовский Я уже встречался с полковником Золотовским. Он был заместителем командира авиационного центра по политической части. Это в/часть 28025 Астрахань полигон АШУЛУК. Лётчик был от бога. Настоящий воздушный ас. К сожалению его уже давно нет среди нас.

Гармаш: В Списке Заслуженных военных лётчиков СССР авиации ПВО отсутствует Глущенко Ефим Ефимович командир 401 ИАП г. Смоленск

Вице-Председатель: Гармаш пишет: Глущенко Ефим Ефимович командир 401 ИАП г. Смоленск Родился 3 мая 1923 года в городе Армавир ныне Краснодарского края. В 1940 году окончил 9 классов школы, в 1941 году – 1 курс Орджоникидзевского горно-металлургического техникума (Северная Осетия). В армии с марта 1941 года. В октябре 1941 года окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков, в июле 1942 года – Конотопское военное авиационное училище, в январе 1943 года – курсы командиров звеньев при 2-й запасной авиационной бригаде (станция Сейма Горьковской области). Участник Великой Отечественной войны: в феврале-декабре 1943 года – лётчик 632-го истребительного авиационного полка ПВО (Восточный фронт ПВО). Нёс боевые дежурства по охране Горьковского промышленного района. После войны до февраля 1958 года продолжал службу в 632-м истребительном авиационном полку командиром звена, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи, заместителем командира авиаполка по лётной подготовке (в Горьковской области). В марте 1958 года окончил 1-е Центральные лётно-техническое курсы усовершенствования офицерского лётного состава. В марте-июне 1958 года – старший лётчик-инспектор по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе 56-го истребительного авиационного корпуса (в Ярославле). В июне 1958 – феврале 1959 года – заместитель командира 145-го гвардейского истребительного авиационного полка по лётной подготовке (во Владимирской области). С февраля 1959 года – командир 401-го истребительного авиационного полка (в Смоленске). Летал на самолётах МиГ-17 и МиГ-19. В августе 1968 года участвовал в вводе советских войск в Чехословакию. С марта 1970 года полковник Е.Е. Глущенко – в запасе. Проживал в Смоленске. Умер 18 ноября 2002 года. Похоронен на Тихвинском кладбище в Смоленске. Награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), тремя орденами Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги" и рядом других медалей, в том числе чехословацкой медалью "За укрепление дружбы по оружию" I степени. Удивляюсь, с какой легкостью некоторые авторы указывают номера вч, пп, и полные наименования частей, в которых они сами не служили. Как я помню, такая информация не афишировалась. Даже наши соседи, мотострелки и танкисты, которые нас прикрывали, и с кем мы тесно общались, говорили (в пол-голоса) откуда они прибыли. А фамилия командира -вообще секрет. Пожалуй единственным исключением был наш командир полка, п-к ГЛУЩЕНКО ЕФИМ ЕФИМОВИЧ. Поскольку, кроме руководства полком, выполнял ещё и обязанности коменданта гарнизона, и тесно общался с местными властями. Наш полк, в числе первых покинул Чехословакию и вернулся в Смоленск. Александр Вашунин Прошло какое-то время, запустили двигали, начли выруливание. Встали на исполнительном, и очень долго (как нам показалось) стояли с работающими на взлётном режиме двигателями… Наконец, самолёт тронулся с места, и, начал разбег, но как-то медленно, неохотно… Не мне, на этой ветке рассказывать об ощущениях, об ускорении, которые испытываешь, находясь в самолёте…Так вот, ускорения взлетающего самолёта не чувствовалось, мы, как будто находились в электричке, не спеша отправляющейся от станции… В момент начала разгрузки амортизаторов, от ударов колёс на стыках плит, опять возникло ощущение, что находимся в электричке, но, уже в момент торможения…В иллюминаторах медленно проплыл домик ИПУ, обычно в этом месте транспортники уже отрывались от полосы, а мы продолжали катиться как бы слегка притормаживая… Вновь возникло ощущение некоторого ускорения, скорость начала нарастать… Проскочили вышку дальнего СКП, оставшиеся чуть больше двухсот метров бетонки ВПП, прогремели под колёсами почти все триста метров стальных листов, оставшихся от старой полосы (а дальше метров двести пашни и поднятое АТУ), самолёт слегка качнулся, грохот листов резко оборвался…. Мы взлетели….Правильнее сказать, самолёт оторвался от полосы и продолжил взлёт… Появился шанс (надежда) на благополучное завершение перелёта. Взлетали мы курсом на восток, а маршрут наш был на запад. Насколько можно было судить по картинке, открывающейся из иллюминаторов, набор высоты проходил медленно, а разворот практически без крена, блинчиком… Долетели благополучно, сели удачно. Как нас встретила гостеприимная земля братской республики, будет возможность, расскажу. Чуть позже, когда приземлились другие борта, нам рассказали, что к моменту взлёта нашего АН-12, к месту погрузки полка прибыл наш Командир. Когда наш АН-12 неспешно выкатился из-за изгиба полосы, в первый момент все подумали, что он прекратил взлёт и завершая пробег, свернёт на рулёжку. Но звук работающих двигателей, без реверсирования, не оставлял надежды на торможение, а стремительное приближение торца ВПП неумолимо уменьшало шансы на благополучный взлёт… Все молча смотрели на происходящее, сознавая свою беспомощность, и только наш Командир, во весь голос просил: -«На себя штурвал! На себя…!», и обеими руками тянул воображаемый штурвал на себя… Кто это видел, говорили – зрелище было жутким… Что пережил наш Командир, остаётся только догадываться… Это был полковник ГЛУЩЕНКО ЕФИМ ЕФИМОВИЧ… А вот фамилию того, с широкими лампасами, мы так и не узнали, а он наверняка был награждён за образцовое выполнение поставленной задачи…



полная версия страницы