Форум » ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ,УЧЕБНЫЕ ВОИНСКИЕ ЧАСТИ и ПОЛИГОНЫ » Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО » Ответить

Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО

Timoga: 50-ЛЕТИЕ НВЗРКУ 15 октября 2001 года исполнилось 50 лет со дня образования Нижегородского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО. В гарнизонном Доме офицеров 12 октября с.г. состоялось торжественное собрание и концерт, посвященный этому знаменательному юбилею. В этом мероприятии приняло участие более 500 ветеранов и выпускников училища. На бывшем КПП училища была открыта памятная доска с информацией о том факте, что в комплексе "Тобольских казарм" с 1951 по 1999 год размещалось НВЗРКУ ПВО, внесшее большой вклад в подготовку кадров для Войк ПВО страны. Этот праздник ветераны и выпускники встретили с двойным чувством: радости встречи с друзьями - однополчанами и горечи от сознания того, что училище было ликвидировано (01 апреля 1999г.). ОДНА ИЗ СТРАНИЦ ИСТОРИИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА Приказом Министра Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза Василевского А.М. 15 октября 1951 года начало полноправно функционировать Горьковское радиотехническое училище (ГРТУ) Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. 48 лет училище, реформируясь и изменяясь, готовило офицеров-профессионалов для Войск ПВО. Оно оставило заметный след в истории города и области. НАЧАЛО Уже летом 1951 года началось формирование ГРТУ ПВО. В августе был назначен его первый начальник полковник Пирогов Л.Н. Это был всесторонне подготовленный офицер, имеющий богатый боевой опыт. В годы войны он командовал зенитно-артиллерийским полком, был награжден пятью боевыми орденами и многими медалями. Полковник Пирогов Л.Н. имел также не малый опыт организации учебного процесса. Он длительное время возглавлял курсы усовершенствования офицерского состава при Артиллерийской радиотехнической академии Вооруженных Сил СССР. Начинать, как говорится, и завершать сложнее всего. И все же, полковнику Пирогову Л.Н. удалось за короткое время организовать и сплотить деятельный коллектив единомышленников. Он пользовался уважением и авторитетом не только в училище, но и в коллективах партийных, советских и хозяйственных организаций города. В феврале 1958 года ему заслужено было присвоено очередное воинское звание генерал-майор. Структура училища соответствовала классической структурной схеме военного учебного заведения СССР: управление; политический отдел; учебный отдел; циклы обучения; подразделения курсантов и офицеров-слушателей; подразделения обеспечения и обслуживания учебного процесса. Каждая из структурных единиц занималась конкретной по организации и обеспечению учебного процесса работой. Уже первые выпуски подтвердили, что училище способно готовить высококвалифицированных офицеров. ПЕРВЫЙ ТЕЛЕЦЕНТР ГОРОДА Создавая учебно-лабораторную базу в основном силами собственных изобретателей и рационализаторов, преподавательский состав преуспел в создании экспериментальных образцов приемо-передающих систем телецентра. А в то время в стране функционировало всего три телецентра - в Москве, в Ленинграде и в Харькове (любительский). Весной 1953 года начальник училища обратился в городской комитет партии и в горисполком с предложением создать силами группы офицеров училища любительский телецентр. Идея была очень смелой, поскольку в городе были более авторитетные вузы и научные центры. Предложение поддержали и обещали помочь. Многие предприятия сочли для себя честью внести посильный вклад в создание Горьковского любительского телецентра в клубе училища. В инициативную группу вошли талантливые радиолюбители-офицеры. И все же главным энтузиастом и руководителем работ был начальник училища полковник Пирогов Л.Н. 30 апреля 1953 года рядом с клубом училища высилась 40-метровая ажурная телевизионная мачта с трёхъярусной телевизионной антенной. Первая телевизионная передача состоялась 11 мая 1953 года. Так был создан Горьковский малый телевизионный центр (ГМТЦ). Популярность ГМТЦ быстро росла. В городе на домах начали появляться телевизионные антенны. Наши передачи смотрели в Городце, Дзержинске, Кстове и других городах области. О том, что принимают наши передачи, пришло сообщение из Мурома. Большой радиус уверенного приёма обеспечивался точно рассчитанной многоярусной антенной и удачным ее расположением на высоком берегу Оки. Для ознакомления с принципиальной схемой телецентра нас посетили радиолюбители из Краснодара, Архангельска, Новосибирска, Перми, Свердловска, Ташкента и других городов страны. В ноябре 1954 года в училище была проведена первая научно-техническая конференция по вопросам устройства и функционирования телевизионной техники. Доклад о строительстве и работе ГМТЦ вызвал огромный интерес ее участников. Их удивляло, что самое сложное оборудование, включая передающие камеры, были смонтированы энтузиастами инициативной группы. Телецентр совершенствовался. Приемная сеть стремительно росла. Вел передачи первый наш телеоператор рядовой В.П. Терновой. По инициативе полковника Пирогова Л.Н. проводились исследования возможностей приема передач Московского телецентра и их ретрансляции через ГМТЦ. В итоге была найдена необходимость самолетного ретранслятора. Результаты исследований были реализованы. В определенное время суток самолет барражировал примерно на средине трассы радиосигнала Москва - Горький. При помощи специального гирокомпаса бортовые антенны были сориентированы - приемная на Москву, а передающая на Горький. ГМТЦ усиливал и ретранслировал принятый сигнал. В результате вечерние Московские передачи смотрели далеко за пределами города Горький. ГМТЦ проработал более 4,5 лет (до 7 ноября 1957 года). Затем еще долгое время был резервным телецентром города. Его работа имела существенное значение. Наш опыт способствовал распространению и развитию телевидения в общегосударственном масштабе, подготовке технических кадров для "будущего" областного государственного телевидения. Окрепли также научные и производственные связи училища, его авторитет. В 1958 году генерал-майор Пирогов Л.Н. возглавил Артиллерийскую радиотехническую академию им. Маршала Советского Союза Говорова Л.А. Начальником ГРТУ был назначен полковник Трошин В.А., офицер с богатым боевым опытом и опытом работы в военно-учебных заведениях. В 1959 году ему было присвоено очередное воинское звание генерал-майор. НАД СТРАНОЙ РАЗВЕДЧИК - "ЛОКХИД-У-2" Прочная связь с войсками положительно сказалась на практическом обучении курсантов. Стали популярными новые войсковые традиции: поражать цель первой ракетой; уничтожать воздушного противника с первой атаки; быть боеготовыми постоянно и другие. На них воспитывались наши курсанты и результат не заставил долго ждать. Вся страна встречала 1 мая 1960 года. Готовились к праздничному построению и воины подразделения ЗРВ, дислоцирующегося в уральской тайге. В нем служили старший лейтенант Букин Георгий Дмитриевич - выпускник нашего училища. В 1957 году он закончил ГРТУ с отличием. Перед построением торжественную тишину тайги нарушил всегда тревожащий звук сирены. "Боевая тревога!" Офицер Букин включил аппаратуру наведения и пуска раньше временных нормативов. Поступило сообщение с вышестоящего командного пункта: "В небе самолет-нарушитель!" Боевой расчет работает слаженно. Доклад: "Цель сопровождаю! На запрос не отвечает". Команда: "Уничтожать!" Теперь главное - определить момент пуска. Его офицер пуска Букин Г.Д. определил точно. Затем радостное сообщение: "Цель поражена!" Нарушитель сбит. Самолет-разведчик обломками упал на землю, а летчик - американский гражданин Франсис Г. Пауэрс спустился на парашюте и был пленен. Указом Президиума Верховного Совета СССР группа воинов-ракетчиков, успешно выполнивших боевое задание Советского правительства по защите воздушных рубежей Родины, награждена орденами и медалями. Наш выпускник старший лейтенант Букин Г.Д. был удостоен Ордена Красной Звезды. УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ В сентябре 1962 года начальником ГРТУ ПВО был назначен полковник Колесниченко С.П., который также имел продолжительный боевой опыт и не мало боевых наград. После Великой Отечественной войны ему пришлось непосредственно перевооружать подразделения и части Войск ПВО. Он хорошо знал цену профессионализма командиров, их нравственным и боевым качествам. Большой служебный и жизненный опыт позволили новому начальнику училища внести много нового в учебно-воспитательный процесс. Это был вдумчивый аналитик, замечательный организатор и практик, образованный офицер. Он живо подмечал сильные стороны подчиненных и умело использовал их в учебно-воспитательной работе с курсантами. Он был нравственно воспитанным офицером и обладал высокой культурой. Был чрезвычайно требовательным к себе и подчиненным, но голоса не повышал. Говорил спокойно, не громко, но его слышали всегда. Ему принадлежит важная роль в совершенствовании учебно-материальной базы. В 1964 году его распоряжением на территории училища был создан комплекс рабочих мест, отвечающих требованиям войск. В том числе были построены две пусковые установки ЗРК С-25 и пункт управления стартом. Появилась возможность проводить занятия по приему и установке ракет на пусковые столы и с помощью имитационной аппаратуры имитировать их пуск. На училищном полигоне "Золотово" были развернуты радиолокаторы разведки и целеуказания, аппаратура сопровождения цели и наведения ракет, три стартовые площадки, пункт управления стартом, пункт заправки ракет компонентами топлива и сжатым воздухом. С 1968 года выпускные экзамены по спецдисциплинам проводились на полигоне. Недостатком работы генерала Колесниченко С.П. была его любовь бросать большие силы курсантов на помощь городу в ущерб учебному процессу, разумеется. Об этом свидетельствует он сам в своей поэме "Романтика службы". Приведу одно из многих ему подобных четырехстиший его поэмы: "Ты помнишь, мой друг, как трамвая Курсанты сносили пути? Работа району большая, И нам от нее не уйти …" Сама жизнь доказала, что учебно-воспитательный процесс в военных учебных заведениях должен быть священным, что облик офицера должен формироваться в условиях высшей степени нравственности, достоинства и чести. По этому и сегодня понимающим эту непреложную истину офицерам больно наблюдать курсантов, убирающих урожай на полях Подмосковья. Больно и стыдно. Нельзя подменять учебный процесс ликвидацией силами курсантов чужих недоработок, извлекая из этого индивидуальную выгоду в какой бы то ни было форме. Всякая попытка оправдать "дармовой" труд курсантов является софистикой и фарисейством. И СНОВА ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ В августе 1967 года начальником училища назначается Вундер В.Ю., сорокатрехлетний полковник, закончивший Командную академию ПВО и Академию генерального штаба. Фронтовик. Награжден восьмью боевыми орденами и многими медалями. В 1970 году ему присвоено очередное воинское звание генерал-майор. Проработал он в этой должности пятнадцать лет. В этот период под воздействием научно-технической революции в войсках и в училище произошли существенные перемены. К концу 60-х училище готовило специалистов исключительно для ЗРВ ПВО. Поэтому приказ Министра обороны от 12 апреля 1968 года о переименовании ГРТУ ПВО в Горьковское зенитно-ракетное училище (ГЗРУ) ПВО отвечал реальности. На вооружение ЗРВ ПВО поступают новые образцы ЗРК С-200 и С-300 с бортовыми цифровыми спецвычислителями. Они представляют собой воплощение передовой научной мысли и требуют новых подходов в их изучении. В ГЗРУ ПВО прошли первые раздельные наборы, т.е. часть набора курсантов начинали готовить по специализациям ЗРК С-300. Он относился к боевой технике четвертого поколения с повышенной степенью помехозащиты и по сложности построения был близок к космическим аппаратам. По боевым возможностям ему не было и нет равных в мире. Американский подвижный всепогодный ЗРК "Пэтриот" по основным параметрам боевого применения уступает нашему С-300. Для освоения ЗРК С-300 требовалась переработка учебных программ всех наукоемких и военно-инженерных учебных дисциплин. На уровне среднего образования освоить их было невозможно. Именно по этому решением Политбюро ЦК КПСС, подтвержденным постановлением Советского правительства, все средние военно-учебные заведения были переведены на высшие с четырехгодичным сроком обучения. В августе 1974 года ГЗРУ ПВО было переименовано в Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище (ГВЗРКУ) ПВО. О РОЛИ КОМАНДИРА-ВОЕННАЧАЛЬНИКА В 1982 году начальником училища был назначен зам. командующего Уральской армией ПВО генерал-майор Осьмачко Г.И., внесший свежую струю в жизнь военно-учебного заведения. Исключительно требовательный и образованный генерал, он заметно активизировал работу всех служб и курсантских подразделений, взял под контроль командирскую подготовку офицеров-преподавателей, обеспечил прикладной характер ее технической подготовки. Именно это и обеспечило завершение совершенствования учебных программ в кратчайшие сроки. Он развернул при училище первый вычислительный центр, оборудовал ангар со стартовым вооружением изучаемого ЗРК. Новый начальник училища обладал дипломатическими способностями. При катастрофической нехватке учебных площадей строительство нового учебного корпуса было актуальным лет пятнадцать назад. Генералу удалось добиться разрешения на строительство нового учебного корпуса, составить и утвердить проектно-сметную документацию строительства. Однако его планам не суждено было сбыться. Уже в январе 1985 года ему на смену был назначен новый начальник училища генерал-майор Давыденко С.В. Безусловно, талантливый генерал. Он умел подчинить своим замыслам волю всего коллектива училища. Имел большой опыт руководства частями и соединениями ПВО, знал значимые для вхождения в должность недостатки в подготовке выпускников училищ. Основным из них была недостаточная практическая выучка выпускников. Ликвидации этого недостатка он отдал много сил. Его заботами полигон училища был оснащен несколькими комплектами функционирующей изучаемой боевой техники, после чего полигон превратился в постоянно действующий учебный центр для выпускных курсов. Генералом можно гордиться. И остается только сожалеть, что многое при нем делалось в ущерб фундаментальной теоретической подготовки будущих офицеров. Не исключено, что он понимал буквально мудрость Козьмы Пруткова: "Нельзя объять необъятное". Уже к началу 1985 года стало очевидным, что для самодостаточного изучения сложнейшего ЗРК С-300 с учетом необходимости подготовки офицера в общевойсковом плане четырех лет обучения в училище - срок недостаточный. Осенью 1985 года на стол начальника училища легла научно обоснованная докладная одного из начальников кафедр о необходимости пятилетнего срока обучения в училище. Генералом Давыденко С.В. вопрос был поднят на всеармейском совещании начальников военных вузов в Министерстве обороны СССР. Ответ был однозначным: "У государства нет пока средств". После распада СССР они появились. В 1992 году директивой Генерального штаба Вооруженных Сил РСФСР училище было переведено на пятилетний срок обучения. Но еще в 1991 году в связи с изменением наименования города наименование училища также было изменено. До конца своих дней училище именовалось: "Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище" (НВЗРКУ) ПВО. КОНЕЦ Конца никто не предвещал. Скорее наоборот. Начальником училища в 1992 году был назначен генерал-лейтенант Гончаров Г.Л., бывший командир 16-го корпуса ПВО. Училище было определено базовым по подготовке специалистов ЗРК С-300. При училище была образована собственная адъюнктура. Начал функционировать собственный ученый совет. Были защищены первые докторские диссертации, появились первые профессора. Казалось, училище набирает силу. Однако оставался прежний дефицит учебных площадей. К его ликвидации никто не приступал. Это было самое слабое звено базового училища. Кроме того, с 1991 года учебно-материальная база практически не обновлялась. Вряд ли можно винить в выше сказанном начальника училища. Ситуация в стране развивалась так, что средств не хватало на выплату денежного довольствия военнослужащим. Если кто и виноват в ликвидации училища, то это были Б.Е.Немцов и С.В.Кириенко. Они, в то время правители России, не могли не понимать, что отдавать преимущество учебным площадям перед научными, за полтора десятка лет вышколенными, профессионалами своего дела преступно. Для достижения того же уровня в обучающем ранее по совершенно иному профилю Ярославском училище потребуется полная смена поколений преподавателей. Жизнь подтверждает сию истину. Последнюю точку в судьбе училища поставил и.о. председателя Правительства России В.С.Черномырдин. 28 августа 1998 года он подписал Постановление о ликвидации училища. История даст заслуженную оценку этому государственному деятелю. Суд истории неизбежен. 1 апреля 1999 года НВЗРКУ ПВО свое существование прекратило. ЭПИЛОГ Училища нет. Но остались люди - рабочие и служащие, выпускники, профессорско-преподавательский состав, ветераны. Многие престарелые, больные и уже одинокие. Молодых и невостребованных ученых высшей и средней квалификации осталось еще больше. Перечеркнуты судьбы, рухнули надежды. Нанесен непоправимый ущерб обороноспособности страны. Нет уже на своих постах руководителей всех рангов, прямо или косвенно повинных во всем произошедшем. Осталась боль и горечь досады за их равнодушие и безразличие к судьбам Отечества и людей. Остались ветераны, сплоченные в единую ветеранскую организацию. И вместе с ними осталась надежда на щедрость Земли Нижегородской, способной возродить свои славные творческие и ратные традиции. Так тому и быть! Степан Фединчик, полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент. Совет ветеранов НВЗРКУ Источник информации: Вестник ПВО - http://pvo.guns.ru/study/nvzrku.htm Выпускники ГРТУ - ГЗРУ - ГВЗРКУ - НВЗРКУ! Приглашаем Вас в наш Форум! - http://gvzrku.ru/forum/viewforum.php?f=1 А это курсанты-выпускники 31 уч. группы. 1970 год.

Ответов - 78, стр: 1 2 All



полная версия страницы