Форум » 16-й корпус ПВО (в/ч 35552, г. Горький) » 65 ОБАТО войсковая часть 71 299 (Моршанск) » Ответить

65 ОБАТО войсковая часть 71 299 (Моршанск)

Владимир Попов: 65 ОБАТО войсковая часть 71 299 (Моршанск) Фотографии бывшего командира 153 иап полковника А. Уткина. Командир 65 ОБАТО Подполковник М. Любимский с 1988 года. Командир 153 иап полковник А. Уткин (слева) и командир 65 ОБАТО подполковник М. Любимский на полигоне! Командир 65 ОБАТО подполковник М. Любимский в группе встречающих при перегоне новой техники на аэродром Моршанск.

Ответов - 18

Дима104: http://shot.qip.ru/00TuNy-66fjZ4uRO/ http://shot.qip.ru/00TuNy-26fjZ4uRN/ Авторота. Лето 91-го.

hakkapeliittaa: Дима104, интересное время указано в Вашем посте - лето 91. Как служилось в то время, когда назревал распад СССР и перспективы не были ясными? Расскажите, пожалуйста.

Дима104: Как служилось... Это скорее была не служба, а работа в три смены практически без выходных. Про отпуск перестал думать, когда объявили второй раз и опять не отпустили. Меня даже на губу за двухдневный загул с техником земляком не посадили. Я служил на аэродромном тягаче (КраЗ на фото), обслуживал 2-ю АЭ, возил авиатехников и буксировал самолеты, что быстро делать могли только 2-3 человека в батальоне и еще командир техников мой старший машины майор Лакизов, который меня всему и научил (привет ему). Поэтому, когда я не появился утром на аэродроме в роте была легкая паника-нет водителя тягача, а днем полеты. Посадили за руль моего товарища, который до этого даже не ездил на Кразе, не говоря про буксировку и так далее. Ближе к полудню я прочухался и бегом на аэродром, был уверен, что меня закопают. Смотрю, первая эскадрилья уже поставила свои самолеты на ЦЗ (так вроде называется площадка на которой готовят самолеты перед полетом, не помню уже), а мои только третий самолет еле-еле потихоньку подвозят. Хотел развернуться и бежать куда глаза глядят. Но увидев меня все обрадовались как дорогому гостю, мы с водителем первой эскадрильи быстренько отбуксировали остальные самолеты, полеты начались без задержки. Комбат, подполковник Любимский (хороший человек), тут же объявил мне 5 суток ареста, которые я так и не отсидел-некогда было, летали и днем и ночью. Полк только получил новые Миг-31, после успешных боевых стрельб встали на боевое дежурство, забот добавилось. После распада СССР ничего особо не поменялось, как летали, так и продолжали летать (по крайней мере до моего дембеля в апреле 92-го). Помню только, что во время августовского путча караулу вместо карабинов Симонова выдали пулеметы, но ничего страшного не произошло, никто приступом на аэродром не пошел-моршанцы очень мирные и хорошие люди. В году 2006-ом друг-дальнобойщик звонит и говорит, что едет в Моршанск на "Химмаш", который рядом с аэродромом. Я говорю, зайди посмотри, что там да как (еще не знал, что уже никак). Через день пишет, что аэродром закрыт с 2001 года........ Сейчас смотрю на фото заброшенного аэродрома и не верю, что это тот, мой аэродром на котором кипела жизнь и было много всяких приключений.

Дима104: На третьем фото, с права в кадр на пол корпуса попал замполит капитан Панин. Мировой мужик, пофигист редкий. Солдаты его очень любили. Надеюсь жив-здоров. Хотя... очень уж любил "это дело"...

Владимир Попов: Командир 65 ОБАТО (в/ч 71299) с 1983 - 1988г.г. Подполковник Харченко Пётр Васильевич. Фотографии предоставил полковник в отставке Харченко П.В. Награждение 65 ОБАТО переходящим красным знаменем военного Совета ОЛ МО ПВО. Знамя вручает ЧВС ОЛ МО ПВО генерал-лейтенант Пономарёв. Встреча Командующего Войсками ОЛ МО ПВО Маршала авиации героя Советского Союза Константинова А.У. начальником гарнизона, командиром 153 иап полковником Осиповым В. С. На занятиях по службе войск Командующего Войсками ОЛ МО ПВО с командованием соединений округа в Моршанском авиационном гарнизоне. Командир 65 ОБАТО Подполковник Харченко П.В. с начальником отдела кадров ОЛ МО ПВО генералом Роговым, при осмотре помещений казармы 65 ОБАТО.. На занятиях по службе войск в авиационном гарнизоне Моршанск. Фотографирование командования частей Моршанского гарнизона с ЧВС ОЛ МО ПВО и первым секретарём Моршанского райкома КПСС

volhovm6: Замполит Моршанского ОБАТО, майор Василий Грачев, бога воспитательной работы схватил за бороду. В Московском округе ОБАТО харкали кровью. Моршанский ОБАТО был инициатором социалистического соревнования среди тыловых частей округа и два года подряд (1982,1983) был отличным. Вышла неудобная ситуация - Моршанскому авиационному полку поставили удовлетворительно. Наверху решали как быть. Должен быть отличный полк, хороший ОБС РТО и удовлетворительное ОБАТО. А тут все встало на голову. Но отличную оценку утвердили. Мне Грачев сказал, - Чтобы лучше понять ОБАТО, представь, что тебе в руку вложили гранату с выдернутой чекой. Сколько гранату удержишь, столько в ОБАТО прослужишь. Держи крепко. Грачев читал поступавшие приказы и телеграммы о происшествиях, качал головой, - Ты смотри что делается, а мы тут боевые листки рисуем и танцуем. Моршанское ОБАТО танцевало! Каждый месяц для роты, занявшей первое место, в кафе устраивали вечер отдыха. В роте охраны был ВИА и узбекский народный ансамбль с рубобом и дойрой. Соревнование за первое место разыгрывалось нешуточное. Соседние роты пускали в ход запрещенные приемы – постукивали в штаб. Но рота охраны за первое место стояла как скала. В начале месяца, я привозил на летном автобусе девчёнок из Моршанских ПТУ, и были такие вечера, такие танцы, что мы потом долго разгоняли влюбленные парочки от заборов части, а в увольнение солдаты ломились стеной. Это был пир во время чумы. Чума свирепствовала в других частях, но зараза уже приближалась к Моршанску. С боевыми листками у Грачева было строго. Они висели в ротах на видных местах и Грачев проверял, есть ли на обратной стороне листка подпись командира роты. Командир электро-газовой роты, капитан Сергей Кичкайло, был из тех командиров рот, кто утром перед разводом зажевывал дыхательный компромат. Как-то Кичкайло вспомнил бородатую армейскую поговорку: В нашем батальоне есть три дуба – начхим, начфин и начальник клуба. Ой, как смеялся от этой поговорки батальонный комсомолец Вивсяник. Кичкайло подождал, пока Вивсяник насмеется, и продолжил, - И еще один дубок – комсомольский голубок. Ой, как обиделся Вивсяник! На партийном собрании, отбиваясь от товарищей по партии, Кичкайло пошел в лобовую атаку. Он заявил, - Кто? Кто видел меня на службе пьяным? Осадил его комбат – Харченко. – Я Вас видел, товарищ капитан. Подскочил Вивсяник. – И я, и я видел Кичкайло пьяным. Все видел коммунист, товарищ Вивсяник! Боевые листки в роте Кичкайло подписывать забывал. Грачев написал на свободном месте листка: - Командира роты Кичкайло – долой! На совещании спросил Кичкайло, проверял ли он ротный боевой листок. Кичкайло закивал, - Да, товарищ майор, я каждое утро в роте начинаю с боевого листка. После совещания пошли в казарму. Кичкайло прочитал листок и закрутил головой. Он искал редактора. Весил Кичкайло под сто килограмм и кулак у дяди Сережи был аккурат с солдатскую голову. Грачев успокоил ротного, но шутка Кичкайло не понравилась. Чума пришла откуда не ждали. И ни всемогущий Грачев, ни опытнейший комбат Харченко не смогли остановить эту стихию, как называл ОБАТО новый начальник политотдела корпуса полковник Наземнов Виктор Петрович. На зимнем аэродроме, нелепо, между бамперов двух АПА задавили рядового Работкевич. И поехал домой в Белоруссию из двух братьев близнецов один Работкевич. Начальник штаба майор Петров в гараже зажал в тиски авиационный кумулятивный снаряд и разбирал его - долбил зубилом! Не видел Петров синюю полоску на снаряде. Маленький Петров, игравший возле папиного гаража чудом остался жив. Подавленный Харченко повторял, - Нет больше начальника штаба! Нет больше начальника штаба! В солдатском клубе повесился рядовой Дима Панфилушкин. Мальчик играл в московском юношеском театре солдата Ванечку. И нашелся черный юморист, сказавший, - Во как! В театре играл солдата Ванечку, а в армии сыграл в ящик. Рота охраны выплыла без потерь. В 1984 году я вернулся в Правдинск, но гранату не удержал и в 1987 году оказался на Сахалине. ОТСЮДА

volhovm6: ЗДЕСЬ ПОДРОБНЕЕ

Дима104: На аэродром часто приземлялись самолеты с других частей, военно-транспортные, истребители и др. Помню, во время плановых полетов к нам приземлялся Миг-25 (от куда не помню). При касании шасси с полосой взорвалась задняя правая покрышка. Зрелище было потрясающее, диск то сделан из какого-то магниевого сплава( в детстве мы называли его "дюральлюминий" и делали из него взрыв-пакеты). Все наблюдавшие за посадкой смотрели как завороженные на огромный сноп искр и пламя из под крыла. Когда поняли, что случились объявили тревогу или аварийную посадку(не помню,как правильно). Пожарная машина, санитарка и аварийный тягач(я) рванули к остановившемуся в конце взлетки самолету. Что удивительно, ничего страшного с ним не произошло, кроме слегка сгоревшего диска. Даже траектория движения по взлетке не изменилась, то ли благодаря конструкции самолета, то ли мастерству пилота. Неделю где-то стоял у нас на ремонте. После ремонта при взлете продемонстрировал не менее потрясающее зрелище - почти вертикальный взлет на полном форсаже. По сравнению с "неторопливым" взлетом 31-го, казалось, что ракета пошла на взлет. Да...

Дима104: Воскресенье. Плановых полетов нет. Но сообщили, что приземлится в районе обеда "борт". Я как дежурный тягач выехал на встречу. Стою на ЦЗ жду, курю. Лето, тепло, птички поют. Завращались аэродромные радары-значит на подлете. И вот как-то случайно боковым зрением увидел, что кто-то бежит и машет руками со стороны взлетки. Присмотревшись увидел, что на полосе стоит, вернее лежит на брюхе одномоторный легкий самолет, а вокруг него бегают люди. Я по газам и к ним. Оказалось, что это наши летчики в выходной день устроили покатушки на одноместном самолете и один из них при посадке забыл выпустить шасси... Обязательным условием у дежурного тягача должны быть трос и жесткая сцепка. Тросом зацепили за что-то самолет и я на полном газу стащил его со взлетки. Минут через пять приземлился Ан-26...

hakkapeliittaa: 104 Одно не пойму. Покатушки на легком одномоторном самолёте на военном аэродроме??? Где все регламентировано, санкционировано и делается по приказу. Что за одномоторный самолёт на военном аэродроме? Проясните, пожалуйста, подробнее. В прокуратуру заявление писать не буду))) Так, для истории...

Дима104: Вот и я долго думал, писать про это или нет. А про "все регламентировано, санкционировано и по приказу" , то я вас умоляю.... не тот случай. На аэродромах люди не служили, а работали и жили. Я вообще до сих пор поражаюсь по прошествии почти тридцати лет после службы, как при таком контингенте в лице солдат-срочников, прапорщиков и некоторых офицеров, за время моей службы не случилось того, о чем бы узнала вся страна...

hakkapeliittaa: Дима104 О том, что дисциплина заканчивается там, где начинается небо, я слышал еще до армии. Лет десять с небольшим назад мне довелось побывать на аэродроме морской авиации, где некоторые моменты меня, как служившего в ПРО и ПВО, откровенно удивили. Тем не менее. Писать или не писать - дело Ваше. Одномоторный самолёт на военном аэродроме - что это? Миг-21, 23 или 27? Одномоторный с убирающимися шасси. Учебный Л-29? Як-18Т? А может вообще втихаря кто-то на постой Сессну ставил? И на ней покатушки устраивал))) Л-29 массово применялся в качестве учебного самолёта в летных военных училищах. Но просто так устроить "покатушки" - это как? В некоторых аэроклубах сейчас есть такая услуга - полёт на Л-29. Стоит очень дорого. Вот здесь - 45000 руб за 20 мин. Неужели у советских офицеров были собственные самолёты или они могли государственные использовать в личных целях? Кстати, в СССР был ТОЛЬКО разрешительный принцип полётов. Так что, 104, как говорится, сказали А - говорите Б. И еще. Говорите:Я вообще до сих пор поражаюсь по прошествии почти тридцати лет после службы, как при таком контингенте в лице солдат-срочников, прапорщиков и некоторых офицеров, за время моей службы не случилось того, о чем бы узнала вся страна... Много в брежневские, заодно и андроповско-черненковские годы мы знали об авиакатастрофах, не говоря уж о просто авиа-происшествиях и предпосылках к ним? Это сейчас TCAS сработал, и все информагентства трубят, что в небе около ШРМ чуть было не столкнулись два самолёта, и трагедии удалось избежать благодаря счастливой случайности, что вообще не соответствует действительности. Или в случае, когда вскоре после взлета отказал один двигатель, экипаж успешно вернул самолёт в аэропорт вылета, и вся эта история преподносилась как героизм и не сходила с первых полос. Нет! В 70-80-е мы не знали практически ничего, а уж про трагедии в военной авиации, которых было достаточное количество, и подавно... Anatoly, тебе зачОт за рассказ про круги над городом N большого Антея. Тем более, что рассказ этот я слышал и от других жителей этого замечательного города)). Да, вполне себе реальная ситуация, хорошо, что всё хорошо закончилось...

Anatoly: Дима104 пишет: Какой там был самолет hakkapeliittaa пишет: Одномоторный самолёт на военном аэродроме - что это? Лёша, про военный не скажу, а на "Задорном" один пилот держал спасенный от металлолома АН-2. Если помнишь, то порт раньше начинался от развязки на М4, там была грунтовка и базировалась служба ПАНХ. Когда ПАНХ-у пришел пушной зверек, товарищ ставил спасенную Аннушку ближе к "кладбищу" (торец территории с восточной стороны, там слона прибрать можно) и летал в окнах. Окна обычно были с 02.00-02.30 и до 05.00 Но потом сменилось начальство и Аннушка пошла на металл. И ремзавод справа от здания порта развалили при этой смене.

hakkapeliittaa: про военный не скажу, а на "Задорном" один пилот держал спасенный от металлолома АН-2. Если помнишь, то порт раньше начинался от развязки на М4, там была грунтовка и базировалась служба ПАНХ. Когда ПАНХ-у пришел пушной зверек, товарищ ставил спасенную Аннушку ближе к "кладбищу" (торец территории с восточной стороны, там слона прибрать можно) и летал в окнах. Окна обычно были с 02.00-02.30 и до 05.00 Может, тот пилот и спас конкретный Ан-2 от разделки на металлолом, но вот частному лицу эксплуатировать этого монстра явно не под силу. Если только у того дядьки не была зарыта большая цистерна с авиабензином. В России авиабензин давно не выпускается, больше 20 лет. А расходует этот бензин Ан-2 очень охотно - 140 - 180 литров на час полёта. Так что как тот спаситель на нем летал, и как подавал заявки на полёты - большой вопрос...

Anatoly: hakkapeliittaa пишет: В России Перед развалом СССР. hakkapeliittaa пишет: частному лицу эксплуатировать этого монстра явно не под силу Думаешь, что единомышленников не было? Из того же отряда. hakkapeliittaa пишет: как подавал заявки на полёты - большой вопрос... Не вопрос вообще. Вспоминай топографию места и все станет ясно: не лезть на "Балтимор", на авиазавод. ПВО - так те на территории "Балтимора" базировались и на север не смотрели. Не скажу точно, но говорят, что многие из "заземленных по медицине" тряхнули му.. стариной на этом ероплане. Если продолжать тему гражданской авиации, то еще много есть историй, причем и участники событий живы еще и относительно здоровы

Anatoly: hakkapeliittaa пишет: Где все регламентировано, санкционировано и делается по приказу. Лёш, далеко в неизвестные места ехать не надо История из двух частей, 198(9?) год, лето. Уездный город N,"красный корпус" университета на проспекте (центр), время перевалило полдень, курить в хорошую погоду в лаборатории? Увольте! Выходим на "прошпект", в скверик. Темы разговоров самые что ни на есть бытовые: съезд нар. депутатов и что будет дальше. Курим, трындим... Перекуру мешает дикий рев движков. На малой высоте над городом(!!!) проходит "Антей" вояковский, лихо заваливает в районе обкома на левый борт, валит опять на север над водохранкой. Наше ммм.... состояние можно назвать несколько офигевшим. Самолет над городом!!! Не на авиазавод заходит, не на "Балтимор" к воякам а над центром и водохранкой! Мысли довольно быстро требуют туалетной бумаги.... Тем временем самолет делает еще заход по кругу (точнее - этакому прямоугольнику) и резво дает набор высоты.... Что это было - а хрен его знает. Прошло где-то с полгодика, еду попить пивка и кое-чего поинтересней к ребятам в порт. На "Задорный", то есть на гражданский. Пропускной режим говорите? Он - есть. И исключения из него тоже Спокойно, через проходную, даже сумку с "чем надо" не прячем. Сидим хорошо, время не лимитировано, разговоры, анекдоты, байки и.. И тут "окно". Это время, когда нет ни посадки ни взлета, тишина полная. Заходит усталый парень из диспетчерской и как-то кто-то вспоминает про "Антей" над городом. Мгновенно раздается совершенно дикий гогот, который завершается репликой в мой адрес (и моего приятеля с кем приехал) - Пошли, концерт послушаешь. На "дублерах" (запасных магнитофонах) шлепается бобина (еше проволочная) и идет запись работы диспов: - №ххххх вам это, делать это - ХХХХХХ принял, подтверждаю Ну а нам непонятно, когда ржать: остальные уже(!) в осадке.. летуны хреновы... И идет диалог: - №45, тип самолета? (нам пояснили, что у вояк просто номер, а гражданские - там в номере тип много чего есть) А тут вояковский борт передают гражданским диспам, причину тоже говорили. Ответ борта: - АН-2 Дисп: слушай, высота 120, покрутись над водохранкой, разведу курортников займусь тобой. В зону пока не входи и телевышку не задень (про вышку шутка естественно) Слова диспетчера - приказ пилоту... Крутится... Один раз от зоны "Балтимора" до зоны "Задорного" над водохранкой дошел - назад (чуть город задел по понятным причинам), на второй круг пошел... А в зону назад - нельзя. В гражданку - тоже. Пошире кругануть - там авиазавода дисп и их зона.. А тут панический звонок из обкома: с какого перепугу у вас такая дура со звездами над городом?!!! Бомбить будете? Так предупреждать надо!!! Мы к сортиру переместимся Вояки Балтиморовские уже отвечают что борт у гражданских, гражданские в охренении: откуда "Антей"?! Дисп антошку-второго опять теребит: - Слушай, уточни тип самолета? - АН-22 - №;%:?№;%:;%:? !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Три тысячи немедленно, курс ХХХ!!!!!!!!!!!!!!!! Комиссия нашла причину: неконтакт тангенты у пилота.

Дима104: Похоже на допрос... Какой там был самолет я не знаю и мне тогда было по-барабану.По испуганным выражениям лиц и панике, было понятно,что его здесь сейчас не должно быть и я был озабочен только тем, что бы поскорей его убрать с полосы. Не военный это точно. Что-то типа на которых сейчас летают наши известности. Про "покатушки": может не так выразился, но ребята там явно не отрабатывали мастерство пилотирования. Это по моему было уже после распада Союза и было заметно, что люди стали более раскрепощены и веселее. Наверно потому что перестало давить ярмо КПСС. Начал появляться частный бизнес и ребята могли вскладчину его где-то приобрести, не знаю, может уже чего не помню. Раз пошла такая "пьянка"- про авиа-происшествия. Если бы было что-то серьезное, то я бы знал, но не было- вот что поразительно. Видимо потому,что каждый находился на своем месте,а мудрое начальство не дурило голову всякой уставщиной и строгой дисциплиной. Недавно на одном авиационном форуме узнал, что посадка с одним двигателем из двух-серьезное ЧП и у меня глаза на лоб полезли. Во время полетов часто слышал от техников что-то вроде "опять с одним двигателем сел". Так в нашем полку, наверно каждый второй пилот герой. Техника была на гарантии и представители завода буквально жили на аэродроме. Постоянно таскал эти Миги в ТЭЧ на замену двигателя, потом на "газовку" и в путь...

hakkapeliittaa: Похоже на допрос... 104, никакого допроса! Ваш покорный слуга поклонник "живой" истории, когда люди, участники тех или иных событий, рассказывают о том, что видели и слышали сами. Да, память иногда подводит, подробности исчезают или появляются новые. Всё на грани апокрифичности. Поэтому и расспрашиваю столь пристрастно. Как-то так. Про отказ одного двигателя. Сейчас на всех современных самолётах отказ одного двигателя не является критичным событием для завершения полёта. В-отличие, кстати, от Ту-104. Если у того во время взлёта терялась тяга одного двигателя, тяги другого не хватало, особенно, если загрузка была высокой. Что у Ту-204, что у 320, 330 или 737, равно как и 777, у всех двухдвигательных самолётов в случае отказа одного взлет продолжается, в случае, если этот отказ произошел после достижения скорости принятия решения - по нашему РУБЕЖ, по импортному - V1. Просто остановиться уже не хватает длины полосы. Поэтому самолет взлетает на одном двигателе, и возвращается на базу. Отказ двух одновременно крайне редок - как у капитана Салли, который приводнил А320 на Гудзон...



полная версия страницы