Форум » 16-й корпус ПВО (в/ч 35552, г. Горький) » 786-й иап - в/ч 36648 "Сайгак" (Истомино) » Ответить

786-й иап - в/ч 36648 "Сайгак" (Истомино)

Амелин: 786-й иап - в/ч 36648 (Истомино) 786 истребительный авиационный полк ПВО. "Бедровый старт" была полоса, а позывной по связи: "Сайгак" Места дислокации: г. Правдинск, п.Истомино Нижегородская область. История части: Сформирован в сентябре 1941 года в виде отдельной ночной эскадрильи на И-16 в районе Брянска. В боевых действиях эскадрилья участвовала до ноября месяца. С началом первых налётов немцев в советский тыл передислоцирована в Поволжье на аэродром Правдинск Горьковской области, с которым полк сроднился на десятилетия. В конце февраля 1942 года сформированы 3 эскадрильи, полку присвоен номер 786. Матчасть в первые годы войны – ЛаГГ-3, Ла-5, Харрикейны… Задачи – охрана промышленных предприятий г.Горький и области в составе подразделений Горьковского корпусного района. После Сталинградской битвы вновь Ла-5, а позже и Ла-7 до 1949 года. После Лавочкиных некоторое время полк летал на высотных Спитфайрах-9. Первыми реактивными самолётами для 786 иап стали Як-17Б. С декабря 1952 года поступают МиГ-15, а с 1955 – МиГ-17, МиГ-17Ф. На 19-е МиГи полк пересел достаточно поздно, в 1959-м году, к тому времени это была уже совершенная модификация – МиГ-19ПМЛ. Боевое дежурство на них 786 иап нёс до самого перевооружения на эпохальный МиГ-25П (1971 г.), на них же и участвовал в знаменитом Параде 1967 года. Зато МиГ-25П поступили в Правдинск сразу после принятия их на вооружение: исследование ЛТХ, боевое применение, лидерная эксплуатация МиГ-25П – всё это происходило в 786 иап. А спустя 10 лет, в 1981-м – вновь войсковые испытания, уже на МиГ-31. В 1983 г. полугодовая командировка на Сахалин силами двух пар. С 1992 г. полк в составе 148 цбп, исследовательские полёты в интересах центра, с января 1993 г. – совместная с центром отработка дозаправок в воздухе на усовершенствованных МиГ-31Б. 1994 год – командировка в Армавир, 1995 – Парад Победы. Далее неуклонное снижение среднего налёта на лётчика до 30, до 18, и даже до 12 часов (в 1998-м)… Выход из состава Саваслейского центра, переход на двухэскадрильный состав… И печальный финал - директива Министра обороны от 30 ноября 2000 г. (ОШМ), согласно которой лидерный 786 истребительный авиационный полк перестал быть нужным. Отличный полк, десятилетиями занимавший 1-е места в округе, множество раз награждённый переходящими Знамёнами и Грамотами, дважды - Вымпелами МО, воспитавший нескольких видных военачальников к концу лета 2001 года был окончательно расформирован. Командир 786 иап Миленин Олег Владимирович Командир 786 иап с 1987 по 1994 - Шмаков Сергей Михайлович Крайний командир 786 полка -Гусев Валерий Николаевич

Ответов - 38

volhovm6: 24 марта 2011 года исполнилось бы 80 лет крупному военачальнику, командующему войсками противоракетной и противокосмической обороны, генерал-полковнику авиации в отставке Вольтеру Макаровичу Красковскому. Интересные воспоминания не только о 16м корпусе и частях , но и Московском округе ПВО, ведь Вольтер Макарович вел дневники всю жизнь... ЧАСТЬ ВОСПОМИНАНИЙ ЗДЕСЬ Уместно еще раз сказать о роли и месте 16-го корпуса в общей группировке войск округа. Граница ответственности корпуса выглядела в виде эллипса и простиралась с юга на север, ориентировочно от г. Тамбова до г. Котласа (около 900 км.) и с запада на восток от г. Владимира до г. Кирова (около 500 км.). Главными объектами непосредственного прикрытия являлись г. Москва и г. Горький. С учетом этого и создавалась группировка сил и средств корпуса. Она включала в себя: 72-ю зрбр (г. Городец) с боевой задачей непосредственного прикрытия Горьковской плотины, Заволжского моторного завода, аэродромного узла и г. Горького; 356-й и 291-й зрп (н.п. Шарья и Нея). Все эти части были вооружены зенитными ракетными комплексами дальнего действия С–200; 786-й иап (г. Правдинск), вооруженный новыми сверхзвуковыми истребителями-перехватчиками МиГ-25п, и 153-й иап (г. Моршанск) на самолетах Су–15; 9-ю ртбр (г.Горький) и 65-й ртп (г. Моршанск). Радиотехнические части создавали разведывательное радиолокационное поле над всей территорией ответственности корпуса. В составе соединения были части специального назначения с дислокацией в черте и окрестностях города. Справедливо будет заметить, что офицерский состав корпуса проявлял большой интерес к военной службе, был одержим освоением нового вооружения и техники. Высокой оценки заслуживал личный состав 786-й иап (г. Правдинск), освоивший непревзойденный в мире по тому времени сверхзвуковой истребитель дальнего перехвата МиГ–25п. Выполнение полком такой задачи соизмеримо с массовым героизмом авиаторов округа. Особо отличились летчики В.А. Бородин, B.C. Пилипенко, Г. Григорьянц, В.Г. Царьков, В.И. Андреев, О.В. Анисимов, A.M. Бекташев, Г.Ф. Шахаев. При проведении войсковых испытаний самолета со стрельбами ракетами «воздух-воздух» по скоростным мишеням типа КРМ в различных метеоусловиях днем и ночью, в том числе и в составе пары МиГ–25п, а также освоении других наиболее сложных видов боевого применения отличились молодые летчики Р.Г. Евстафьев, И.Г. Мотолько, В.А. Быков, А.Б. Соболев, Н.В. Храпонов. Почти все они удостоились государственных наград. Большой вклад в освоение новой боевой техники внесли инженерно-технический состав полка, ведущий испытатель КБ Микояна Герой Советского Союза В. Федотов и летчик-испытатель Горьковского авиазавода, ставший позже Героем Советского Союза В.Г. Гордиенко. Известную роль в боевом становлении 786-го иап, а в последующем в распространении опыта освоения самолетов МиГ–25п в авиации ПВО сыграли командующий авиацией округа полковник Н.И. Москвителев и начальник авиации корпуса полковник В.Г. Царьков. На всю жизнь у меня в памяти взрыв на всю округу городецкую зимой 1978 года... Прочитайте здесь ОБ ЭТОМ, ТОВАРИЩ, НЕ ВСПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ... Все видели тогда как тянул летчик что бы не упасть на город и завод... 10 января 1978 года, д. Иваново (Городецкий р-он, Горьковская обл.) В 2 часа дня, капитан Виталий Конюхов (786 иап) на МиГ-25 врезался в высокий берег речки Белой. Пилот погиб имея возможность дважды катапультироваться. Официальная причина катастрофы — ошибка пилота. Геннадий КОЛУПАЕВ генерал-майор авиации в отставке ИСТОЧНИК 80е года "В это же время на аэродроме Правдинск командир истребительного авиационного полка Петр Игнатьевич Разуваев осваивает уже новую чудо-технику - истребитель четвертого поколения МиГ-31. Выпала удача и мне покорить "величайшее творение разума и рук человеческих"! Я бы так прокомментировал впечатление от этого самолета: "Ночью на высоте 20 км и скорости, близкой к трем "звукам", как в опере "Кармен" - все красное, цыганка поет о любви, тореадор командует "смелее в бой" и бык ревет! А в пространстве ни одного десятка разноцветных символов приятный женский голос командует: "Внимание - пуск!". Летчики это поймут и, по-моему, согласятся со мной. В округе царил подъем: и в войсках, и в штабах. В атмосфере доверия, доброжелательности, требовательности и понимания, воины всех родов войск и служб добивались успехов в боевой учебе и освоении новой техники, которую без перебоев поставляла промышленность в войска. Мы не знали проблем с поставкой техники, запчастей, топлива и других ГСМ, обмундирования, продовольствия и финансов. В разговорах в шутку я говорил летчикам, что какие бы трудности у народа в стране не возникали, тебе всегда к завтраку подадут два яичка, а мог бы когда-то и одним обойтись! Это понимать надо и помнить с благодарностью и всегда! И народ действительно понимал и делал все возможное и даже невозможное." volhovm6 пишет: На всю жизнь у меня в памяти взрыв на всю округу городецкую зимой 1978 года.. Нижегородские новости от 13-08-1999 ПЕСНЯ О ЛЕТЧИКЕ Город Городец не знал, и до сих пор не знает, что 10 января 1978 года находился на грани исчезновения. Что только самоотверженное мужество одного человека спасло от гибели тысячи, если не сотни тысяч людей. Звали того человека Виталий Конюхов. 10 января 1978 года ему было 30 лет. Он возвращался на Истоминский аэродром на своем «МИГе-25» после удачно выполненного испытательного полета. ОБ ЭТОМ, ТОВАРИЩ, НЕ ВСПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ… В одной эскадрильи служили друзья. Да-да, все было как в песне: огромное небо одно на двоих. Виталию Конюхову и Виктору Фомину вместе было чуть больше сорока лет. Их жизненные пути были схожи: школа, летное училище, Истоминскии полк истребительной авиации войск ПВО. Они вместе холостяковали, жили в одной комнате полкового общежития, до полуночи страстно, разбирая свои и чужие полеты. Когда Виталий женился, Виктор был на его свадьбе свидетелем. Почти одновременно они дослужились до капитанов, по праву стали называться «воздушными асами». К 1978 году их служебные биографии разошлись. Виталий продолжал «рядовые» полеты, а Виктор пошел на повышение: присовокупил к полетам еще и обязанности начальника штаба полка.Затем, наверное, чтобы совсем скоро войти в комиссию по расследованию причин гибели летчика Конюхова и возглавить комиссию по его похоронам. Думаю, немного людей больше Фомина знает в деталях, что же тогда произошло. Вот только почему эта трагедия произошла, до сих пор не знает даже он. В тот роковой день над заснеженной землей низко висели тяжелые свинцовые тучи. Стояла идеальная погода для отработки полетов и заходов истребителей на посадку в сложных метеоусловиях. В небо их «МИГи» поднялись вместе в последний раз. БЕДА ПОДСТУПИЛА, КАК СЛЕЗЫ К ГЛАЗАМ… День гибели начался для Конюхова раньше обычного. Нужно было принести от соседей по коммуналке стиральную машину, купленную в складчину. Полгода назад в семье родилось чудо: дочка Юленька, оставлявшая за собой кучу промокших ползунков. Он женился поздно, все ждал, когда отыщется та единственная женщина, которую он будет любить не меньше, чем небо над головой. Они встретились накануне ее свадьбы с другим. — Ему было 27 лет, мне 25. Не дети, с опытом жизни, что называется, — Галина утирает с лица слезы.- Поэтому и любовь была… полная, настоящая, без дурацких пустяков. Два года мы только дружили. Я все ждала его то с каких-то походов, то из госпиталей. А поженившись, прожили вместе всего полтора года. Не забуду это время… 22 года реву и реву по ночам. Уже и дочь выросла, и замуж я опять вышла, а сердце по Виталию так и ноет… Виталий был таким, какие редко бывают, наверное. Красивый, веселый был, бесшабашный. Все, что можно, превращал в шутку или розыгрыш. Однажды пришел домой с содранной кожей. Оказывается, ему пришлось посадить истребитель на брюхо и, спасаясь от взрыва, он бежал от него по полю, пока не пробороздил землю телом. Ну и смеялся он потом над своими болячками. Это был помешанный на авиации человек. А тот последний день… Никаких предчувствий в тот день на было. Была утренняя суматоха, из-за которой я не успела его вслед, по обычаю, перекрестить. А когда вечером в комнату ввалились люди и сообщили, я не поверила. Это было невозможно, чтобы он погиб. Через три дня состоялись похороны. Открыть гроб мне не разрешили, сказали, что у Виталия лицо очень обезображено. Это потом я узнала, что лица не было. В гробу лежало всего несколько кусочков тела. 16 килограммов, вместе с впаявшимся в ступню ботинком… Получается, у Виталия две могилы,настоящая и официальная: в Городце он похоронил себя сам, а в Балахне мы отдали земле, что осталось. На похоронах какой-то генерал говорил, что летчика Конюхова посмертно представят к награде. Тогда все были в этом уверены. Ведь если бы не погиб он, погибли другие. Потом это никому стало ненужно. Забыли Конюхова, как дурной сон, который, к счастью для других, благополучно закончился. А ГОРОД ПОДУМАЛ, УЧЕНЬЯ ИДУТ… Итак, 10 января 1978 года, в два часа пополудни, было не по-январски пасмурно. Небо над Горьковским водохранилищем плотно занавесилось облаками. — Нижний край облаков снизился до 300 метров, — вспоминает Виктор Фомин, — верхний доходил до 5 тысяч. В таких условиях и проходил наш плановый полет, Конюхов находился во второй воздушной зоне, я в первой. К двум часам задание по виражам и пикетированию было отработано, оставалось выполнить заход на посадку. Виталию дали команду. Слышу, он докладывает — шасси выпущено. Значит, шел штатно. До аэродрома ему оставалось 25 километров или 40 секунд полета. Высота — 600 метров. Через 13 километров он должен был доложить снова. Но второго сообщения от Конюхова не последовало. Эфир молчал. Радары, зафиксировав прохождение самолета над плотиной гидроэлектростанции, вдруг сразу потеряли его из виду. Все плановое время Конюхова ждали. И земля, и воздух были напряжены этим ожиданием. По радио упорно звучало: отзовись, отзовись, отзовись… …Над Заволжским моторным заводом вдруг с воем и гулом вывалился самолет, таща за собой шлейф дыма. Неуклонно снижаясь, самолет сделал разворот в сторону от завода, через Волгу к Городцу. В штопорном состоянии, на больших углах атаки, он стремительно пролетел над скоплением судов в затоне судоремонтного завода, над ледяным яхтклубом и, завершая роковой круг, плашмя, всем сорокатонным корпусом врезался в высокий берег речки Белой… Говорят, взрыв был не так, чтобы очень уж сильный. Из соседней деревни Иваново уже неслись к самолету жители. Подойти близко боялись: вокруг горело все, даже снег. Скоро появились пожарные, военные, милиция, врачи. Из Истомино мчались к месту падения руководители полета.Комиссия установит, что двигатели конюховского «МИГа» до конца работали на максимальных скоростях и могли в принципе вытянуть самолет из штопора. До последней секунды полет истребителя был управляем. Конюхов мог спастись, но не сделал этого. Почему?! Почему Конюхов, при его-то мастерстве и выучке, не посадил истребитель на вспаханное поле впереди? Это было реально. Может, потому, что сразу за полем находилась деревня Иваново. И если бы машину не удалось вовремя остановить, она протаранила бы деревню, буквально срезав ее с поверхности земли. Вероятно, Конюхов не был уверен в тормозной системе. И предпочел врезаться в берег, прекратив таким образом неудавшийся полет, летчик дважды имел возможность катапультироваться: когда пролетал над ЗМЗ и над затоном. Почему он не сделал этого? Вероятно потому, что взбесившаяся беспилотная машина в первом случае упала бы на цеха завода, а скорее всего — на плотину и проломила бы ее. Последствия очевидны: миллионы кубометров освободившейся воды в момент затопили бы город Заволжье и шумным потоком двинулись бы на Балахну и Нижний Новгород. Во втором случае удар самолета по скоплению судов в затоне вызвал бы взрыв такой силы и мощности, что от города остались бы только руины. Бросить самолет в Волгу Конюхов не успевал. Или у него не было полной уверенности, что самолет благополучно погрузится в пучину, а не доскачет по глади воды до отдаленной городецкой слободы. Куда ни кинь, всюду ждала трагедия. Конюхов выбрал ту, от которой было меньше последствий. Говорят, единственное, что сохранилось на обрывках ленты разбитого черного ящика, как летчик прощался с жизнью. Он крыл ругательствами смерть, устроившую ему и всем такую ловушку. — Подлая, ты думала устроить фейерверк? Куда тебе! Получи одного и подавись моими потрохами! Чтоб осколки моих костей застряли в твоей глотке!.. Никто так и не узнал до конца, что на самом деле случилось с самолетом и Конюховым. Всю правду Виталий унес с собой. Комиссия разрабатывала все возможные варианты: отказ двигателей, отказ приборов, внезапное ухудшение самочувствия летчика… По мнению специалистов, в итоге сходились к одному: все системы самолета на момент падения работали нормально, химическая экспертиза крови показала: летчик был здоров, трезв и до конца пребывал в здравой памяти. Делать выводы было непросто: самолет был разбит вдребезги. В течение трех дней рота солдат собирала его обломки в радиусе километра. Что осталось от Конюхова, говорить просто страшно. При падении, от силы динамического удара самолета о землю сработала катапульта. Остатки тела Виталия, крохотные частицы, впаялись в металлические конструкции, их вырезали вместе с обшивкой, в тормозную гашетку впились фаланги пальцев. Из рассказа очевидицы, Алевтины из деревни Иваново: «Это просто жуть была… Военные стали раскапывать торчащий из земли хвост самолета, потом долго землю прутом щупали. Мужик какой-то залез в воронку и вытащил палку, обмотанную синими внутренностями. Все вокруг ревели. Многим плохо было. Потом разошлись…». Оберегая чужие карьеры и погоны, в официальном заключении экспортная комиссия запишет, что причина трагедии — в пилоте, не справился с управлением. На могильном памятнике скупо высечено: «погиб при исполнении служебных обязанностей»… В МОГИЛЕ ЛЕЖИТ ПОСРЕДИ ТИШИНЫ… На скромное металлическое надгробие деньги собирали всем полком. Галина долго, оббивала различные пороги в Нижнем, чтобы дефицитный по тем временам обелиск ей разрешили заказать и получить вне очереди. Потом другая напасть: ивановское поле оказалось кладезем строительного песка. Над свежей могилой навис ковш экскаватора. Вновь начались отчаянные уговоры и объяснения. Городецкие власти пошли навстречу вдове и запретили раскапывать обихоженное ею место гибели мужа. На могилу наконец опустилась тишина. Галина всегда была уверена, что, кроме нее, и друзей-летчиков, это место никто не посещает. Она ошибалась, много лет сюда ходили кланяться ивановские старики, благодарные за спасение деревни. Они втыкали в дерн одинокую свечечку и тихо молились за упокой души погибшего. Потом старики тоже умерли, мало кто теперь помнит и знает об этом случае. Лишь небо, огромное небо, светло и торжественно смотрит на Виталия. Как в песне. Источник: https://vk.com/gorodetstrk?w=wall-65345432_4349 Собственно попалась страничка с фотографиями ЗДЕСЬ Но улыбнуло это - гауптавхта части Может кому напомнит былое... ФОТОРЕПОРТАЖ Аэродром сегодня ЗДЕСЬ

Аверкиев Сергей: У меня отец служил в этом полку АВЕРКИЕВ АЛЕКСЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ, в каких годах не помню, но я и сам та частенько жил с ним в общежитии готовился к поступлению в ГВЗРКУ ПВО. Приехал из города думал в тишине готовится к вступительным экзаменам. Но какая может быть тишиена в авиационном полку. А вообще классное было время, испытывал гордость за наши Вооруженные Силы. А сейчас?! Служил в управлении 16 корпуса ПВО, Начальником секретной части. Очень хорошо знаю заслуженного летчика Росии Дунюшкина Николая Ивановича полковника авиации, генерал-майора авиациии Соколова, генерал - майора авиации Тарасьянца, а так же генерал - лейтенанта Гончарова.

volhovm6: Георгич пишет: 22 февраля 2012 года в бывшем военном городке Истомино, на территории кадетского корпуса состоится встреча ветеранов 786 иап в честь 70 -ти летия со дня образования Как прошла встреча? Георгич пишет: 1974г.: 4-й- Трунов Юрий Анатольевич,( живет в Истомино, сегодня с ним общался)... Это про него? 1979 год. Правдинском полку дали "Готовность" дежурному звену. Летчики сели в самолеты. Сидели долго. В дежурное звено прибыли спецы 1аэ. Приехал командир полка подполковник П.Разуваев. "Готовность" была необычная. Предстоял вылет дежурного самолета по контрольной цели Главкома. Разуваев был очень встревожен. Вскочил в Уазик и уехал. Самолеты стояли. Разуваев вернулся с летчиком-снайпером подполковником Труновым, одетым в вкк. Трунов сел в самолет вместо летчика дежурного звена. Дали команду "На взлет" И Трунов ушел. Контрольную цель он "порвал". Как это все происходило в эфире, с каким позывным летал Трунов осталось загадкой. А Разуваева не зря в полку звали Чапаевым! источник Есть у меня приятель - Бикташев Рустем, сын летчика части, про которого выше в своих воспоминаниях писал генерал КРАСКОВСКИЙ. Рустем тоже вырос в Истоминской части \ ждем на форуме\ и пишет: Мой батя Бикташев Авган Мирзаханович Военный лётчик! В 1951 году окончил аэроклуб и сразу его отправили в сибирь в лётное училище,но он не долго в нём учился ,его расфомировали и его направили В Армавирское военное училище лётчиков!Он его закончил в 1953 году и был направлен в морскую авиацию! На тихоокеанский флот ,где сделал 4 боевых вылета ,война в Корее! Потом Балтийский флот,Северный флот,позже милион двести и он стал служить в Авиации ПВО! В чине подполковника с должности лётчик инспектор был Уволен в запас в 1980 году!Военный лётчик 1 класса.Награждён орденом Красной Звезды,орденом за службу Родине 3 степени Медалью За боевые заслуги,медалью за Отвагу на пожаре и медалями Юбилейными в числе 10шт. Может сыновья здесь про своих отцов расскажут 1973г - 1-Шаров, 5-й Бусыгин,7-й Барынин,8-й Морин. 2-й Барынин,5-й Кучеров,6-й Шаров... Правдинск 74-й год Очень интересные у Вас фотографии части, но хотелось бы самые значимые увидеть здесь, только с комментариями и указанием фамилий ваших сослуживцев... Два вымпела МО - 1972 и 1982 год (полк первым в Союзе осваивал МИГ-25 и в последующем МИГ-31 контакт Когда летали и на чем эти летчики?


Георгич: Дорогие однополчане 786 иап !!! 22 февраля 2012 года в бывшем военном городке Истомино, на территории кадетского корпуса состоится встреча ветеранов 786 иап в честь 70 -ти летия со дня образования. Приглашаем всех !!! Информацию по встрече можно посмотреть на сайте " Одноклассники" . В поисковике набрать " Николай Смирнов Истомино " или группу " Подготовка к Юбилею 786 иап". Кроме этого там же можно посмотреть фотоальбомы про 786 иап ( около 2000 фото). ЗДЕСЬ Смирнов Николай Георгиевич,( майор запаса). В в/ч 36648 (786 иап) с 1980 и до конца...(2001г.) По фото от volhovm6: 1973г.: 3-й- Ивлев Владимир Васильевич( живет под Москвой, собирается к нам на Юбилей, генерал-лейтенант Шма-ков тоже хотел приехать), 6-й -Коротков Георгий Николаевич ( живет в Балахне, вчера с ним общался)... 1974г.: 4-й- Трунов Юрий Анатольевич,( живет в Истомино, сегодня с ним общался)...

sr7125: Спасибо тебе Саня!!!!!!!!!Вспомнил моего отца Подполковника Бикташева Авгана Мирзахановича!!!!!! Он был командиром 2 эскадрилии с 1963 по 1973 год ! Были на вооружении полка МИГ 19 позже переучились на МИГ25! Потом служил в Горьком лётчиком инспектором с 1973 по 1979 год в управлении 16 корпуса. Я его сын Бикташев Рустем Авганович Майор в отставке ! Лётчики Истомино полковник Бородин,Папа,подполковник Гуреев,?,подполковник Горячев ! Самый высокий мой отец подполковник Бикташев!

Вице-Председатель: Уважаемый Рустем Авганович! Много читал Ваших сообщений на Авиафорумах. Администрацию и участников Форума интересует судьба Вашего прославленного отца- подполковника Бикташева Авгана Мирзахановича Просим Вас рассказать о нём в теме : 786-й иап - в/ч 36648 "Сайгак" (Истомино) С благодарностью и уважением, как к старому участнику группы "Московский округ ПВО" на сайте Одноклассники Переписка с Рустемом Бикташевым 24 янв 2009 Рустем Бикташев У меня нет особой ностальгии! иногда бывает! Мне обидно за нашу армию! и за Пво мой сайт rust7125.ru Парад не понравился НЕ ТОРЖЕСТВЕННО КАК ТО новую полевую формы реклама с пагоном на пузе! Особенно за генералов и маршалов ! Купили их ))) Ветераны ! А солдаты и офицеры -хоть квартиры получили и то ладно!) Николай Петрович Поляков Не думаю, что престиж Армии возродится.... Рустем Бикташев ну уж совсем то не надо! я думаю рано или поздно всё будет ок но нас может и не быть! Николай Петрович Поляков СЛАВНЫХ ПОБЕД ВО ИМЯ РОДИНЫ!!! http://pvo.forum24.ru Рустем Бикташев Нет зенитчиков точнее - перехватчиков быстрее, и локаторщиков чутче! Нет солдат российских лучше! Под защитой небо наше: ПВО всегда на страже! Нефёдов Игорь На кладбище Правдинска есть могила с надписью на табличке: Алексей лейтенант авиации (22.04.1929-22.061954). Может кто дополнить информацию о этом офицере? также есть сведения о могилах летчиков времен ВОВ у ВПП аэродрома и на этом же кладбище. Спасибо. Мой адрес: nefedov-igor@yandex.ru Уважаемый Рустем Авганович! Знаю, что зарегистрированы на Форуме Московского округа ПВО (ваш профиль по ссылке: http://pvo.forum24.ru/?32-sr7125) Администрацию и участников Форума интересует судьба Вашего прославленного отца- подполковника Бикташева Авгана Мирзахановича Просим Вас рассказать о нём в теме : 786-й иап - в/ч 36648 "Сайгак" (Истомино) ссылка: http://pvo.forum24.ru/?1-5-0-00000002-000-0-0 бедровый142 Уважаемый участник! В Интернете около 50 млн. "одноклассников", 1, 5 МЛРД разрозненных фотографий, 100-ни подобных ресурсов... и все они не являются Авторским проектом МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПВО. Только на страницах настоящего Форума, сообщения, фото-видеоматериалы обретают исторически-признанный статус с защитой всех прав на истину и первоисточник. Искренне желаю Вам такого же АВТОРСТВА, как у уважаемых модераторов: Коростелёва В.А., Ерохина А.Ф., Жебынятко А.Ю.; премодераторов :Леонова Д.Н., Арановича В.Г., Амелина Н.И. и многих других! Нам важно не просто посмотреть, а применить, сопоставить, проанализировать материал, как ФАКТ беззаветной службы РОДИНЕ! и использовать его в общем историческом контексте ДЛЯ ПОТОМКОВ!!! Командир 786 ИАП 1985-1987гг Александр Захарченко г, Нижний Новгород Командир 786 ИАП 1985-1987гг ( Командующий МО ПВО- Маршал авиации Константинов А) гор. Правдинск. Начальник Авиации 16 корпуса ПВО 1987 - 1993гг (Командующие генерал-полковники Царьков, Прудников, Карнуков) гор. Горький и чуть позже переименован опять в Нижний Новгород. Командир полка Захарченко А.Ф. Нач. штаба Черенков Нач. ПО Потёмин С Днём ВВС! Алексей Субботин 55 лет, Г. Ростов Служил в ОБАТО 32926 1985—2004 на аэродроме Истомино Нижегородской обл. Командир п/п-к Вязовов В АтехБ на аэр. Хотилово. Командиры Хицюк, Павленко, Курякин, Беликов. бедровый142 пишет: Проще посмотреть все фото (около 450) в Одноклассниках на страничке Смирнова Николая Георгиевича ( Николай Смирнов , Истомино Из фотоальбома Эдвердаса Бецониса 46 лет, Бронницы Эдвердас Бецонис,Костик Уткин, Олег Лосутников, Эдик Миронов, Николай Долин Эдвердас Бецонис После перевода с украины: в Городецкой бригаде- ком бриг Чукарин; после расформирования в Правдинском ИАП командиры: Меленин, затем Иванов, опять сокращение, далее Ярославская бригада, РЛР Туношна ком. батальона Черников. затем. 9 див. (5 бригада ВКО) комдив. Алисов, ком бриг Сигалов. и пенсия. с наступающим старым годом. Николай Петрович Поляков Когда и кем Вы служили в 786-й иап - в/ч 36648 "Сайгак" (Истомино)? Эдвердас Бецонис в ОБСРТО начальником РСБН и ПРМГ. в конце 90-х. Юрий Барынин , Москва Сообщаю о себе: окончил в 1973 году СВАУЛШ, далее служба в Хотилово - в/ч 21237, командир полк Гарбузенко, 1973-1975гг.; Правдинск - в/ч 36648, командир полка Топараш, Гоголев, Захарченко, 1975-1987; закончил службу на Камчатке - в/ч 54899 в 1993 г. Виталий Ельский г, Гомель 36648 1986—1988 Вспомним о тех, кто служил Иван Дедуль 60 лет, Люберцы 786 ИАП (в.ч. 36648) аэр. Правдинск 1980-1990 г.г. 20.02.10 ресторан Саяны ИАС 786 ИАП с бардом (Мамонов, Дедуль, Михлюков, Пупышев, Дудченко, Мацкевич) Антон Химорода г Нижний Новгород Александр Жугарев г. Балахна Аэродром Правдинск 786 ИАП в/ч 36648 С 1980-1999гг, под командованием Разуваева П.И., Гоголева Г.В, Захарченко А.Ф., Шмакова С.М., Миленина О.., Гусева В.Н. Владимир Попов пишет: Командующий авиацией Балтийского флота, генерал-лейтенант авиации Шмаков Сергей Михайлович бывший командир полка. Сергей Шмаков г, Калининград Друзья! Почему никто не вспомнил Вячеслава Топораша Служил 415иап п.Туношная 1965-1969г.ст лётчик,командир звена Скрябин,аэ Добряков. 786иап п.Истомино(Правдинск),1972-1978г.командир аэ,зам.к-ра иап ,командир иап. Мои командиры:Царь-ков,Андре-ев,комкор Кульб-ков. К Дню ВВС 2013 О ТЕХНИКЕ САМОЛЁТА ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО! Владимир Козлов Новоалтайск БЕЗ ИХ ТРУДА САМОЛЁТЫ НЕ ВЗЛЕТАЮТ Федоринов , Козлов, Костомаров . Михаил Паршиков , Москва 794 военное представительство 1996—1998 С Днём ВВС 2013 Александр Фырнин Нижний Новгород На чём летали? Василий Волковский г, Нижний Новгород, Анатолий Нефёдов г. Тихорецк в\ч 36648 С1972 по 1997годы .Командиры-Топораш,Гоголев,Шмаков.Миленин и др, Геннадий Сапронов г, Киржач Командир части Епифанов В.Ф.

volhovm6: На одном из форумов ЗДЕСЬ прочитал - Министр Обороны Язов будучи в части сказал "Я заставлю офицеров вздрогнуть! " Что он имел ввиду? Андрей Правдин рассказывает "самолёт упал через час после того как зачитали директиву о расформирования Истоминского полка и частей обеспечения... вот и не верь после этого в мистику." "...и поставили, с третьего или четвёртого раза, но уже после расформирования полка." Сейчас на месте? директиву о расформирования Нижегородская область. Подписаны постановления о расформировании Истоминского авиационного полка и переводе штаба 22-й армии ВВ МВД РФ. 05.03.2001 Подписано постановление Правительства РФ о расформировании Истоминского авиационного полка Мулинского военного гарнизона Минобороны РФ. В ходе расформирования 109 офицеров-летчиков будут направлены на новые места прохождения службы, 96 военнослужащих будут уволены в запас, 1 500 человек гражданского персонала пока останутся на территории авиационного полка. Завтра в администрации Нижегородской области пройдет совещание, на котором решится вопрос о трудоустройстве и обеспечении жильем гражданского персонала Истоминского авиационного полка.

Антон Анфалов: Товарищи ветераны! В 1981 или 1982м году в августе месяце, еще до командировки на Сахалин, Ваши самолеты МИГ-31 (на этапе войсковых испытаний из Правдинска) ТАЙНО летали на аэродром Белая под Иркутском, для участия в спец.операции ГРУ по перехвату НЛО над Байкалом (учитывая постоянное слежение в/ч ГРУ в Усть-Баргузине за этой базой). И решение на эту спец.операцию было принято после УСПЕШНОГО боевого применения комплекса перехвата МИГ-31 по "летающей тарелке" над полигоном Арсаки в северо-восточном Подмосковье (конец 1980го или 1981й год). И эта спец.операция в районе Байкала, видимо, была замаскирована под "опытно-исследовательское учение" с боевыми стрельбами над полигоном Телемба. Хотя РЕАЛЬНО стреляли по "тарелке" над Байкалом. Со всех, естественно, взяли подписки о неразглашении и сие есть тайна за многими печатями и по сей день. Но может, 30 с лишним лет спустя, уже можно рассказать народу правду о том, как Ваши МИГ-31 аж ДВА раза сбивали НЛО? Причем -двумя ракетами с ТГСН под Арсаками, а на Байкале-высадили весь или почти весь боезапас?! E-mail – helek05@mail.ru Тел. моб. в Симферополе –МТС (066)389-18-64, тел. дом.(0652)25-66-90 И ещё уточнение – сбитую истребителем вашего полка в северо-восточном Подмосковье под Арсаками «тарелку» увезли вначале в Жуковский, где спрятали на подземном этаже, а затем, по всей видимости, в сверх-засекреченную подземную лабораторию ГРУ в лесах Подмосковья -Чехов-2. Под Ямантау на Урал -НЕ возили. В 1978м году -падал? Ваш МиГ-25 на учениях при стрельбах над полигоном Телемба в Забайкалье? Потерял управление после работы ракетами Р-40Т, лётчик катапультировался вроде? Кто помнит? -было там такое? Как звали лётчика? ОТЗОВИТЕСЬ, кто помнит того лётчика и тот случай!!! В чём причина была аварии?

бедровый142: Фантазия у Вас, однако! По НЛО поднимали в конце 80х. Ю. Тарасова, но ничего не обпаружили, а затем выяснилось, что это был старт в Плесецке. Проще посмотреть все фото (около 450) в Одноклассниках на страничке Смирнова Николая Георгиевича (Истомино). там есть и списки. ВСЕ ФОТО ЗДЕСЬ

Владимир Попов: На фото митинг, выступает командир авиационной эскадрильи подполковник Шмаков С.М. Командир полка подполковник Захарченко А.Ф. стоит сзади с офицерами. Начальник авиации-заместитель командира 16 К ПВО, бывший командир полка полковник Захарченко Александр Фёдорович Командир полка подполковник Захарченко А.Ф. начальник штаба подпоковник Черенков Командующий авиацией Балтийского флота, генерал-лейтенант авиации Шмаков Сергей Михайлович бывший командир полка. Командир полка подполковник Шмаков С.М. Полковник Шмаков С.М., будучи командиром полка, в паре с ГК В ПВО страны тогда еще с генерал-полковником Прудниковым В.А. совершили дозаправку самолёта МИГ-31 в воздухе. На сборах в 16 К ПВО Из собрания фотографий Игоряь Красковского

volhovm6: Читая книгу о строительстве Горьковской ГЭС попался небольшой эпизод об аварии истоминского самолеты вблизи стройки И вот однажды, когда мы, набив карманы камнями для рогаток, пришли на «наше место» в лесу и, развесив на сучках деревьев консервные банки, стали стрелять по ним из рогаток, в небе тревожно завыл реактивный самолёт (это был 1950-й год). Тогда новые - реактивные - самолёты, взлетавшие на Истоминском аэродроме, стали появляться над посёлком всё чаще и чаще. Но этот самолёт не гудел, а выл. И снижался, снижался над Полевой улицей, уходя от бараков в лес, к торфяным карьерам. Мы уже всё поняли, но ещё не осознали, что воочию видим подвиг лётчика, который уводит свой истребитель подальше от посёлка. И, услышав вдалеке глухой взрыв, мы побросали рогатки под дерево и помчались в сторону падения истребителя. Когда мы с Юркой и Шуркой, пробежав по корням деревьев и по гривам карьеров километра три, оказались на месте падения самолёта, то остались несколько разочарованными: мы здесь были далеко не первые! Тут уже вовсю хозяйничали два каких-то «дядьки». Упавший самолёт ушёл глубоко в торф под углом градусов в 50. На поверхности виднелся только хвост с небольшой частью фюзеляжа. Дядькам мы не помешали. Мы слышали, как они говорили, что реактивные самолёты ещё только проходят испытания, и что надо искать патроны. Они деловито откапывали торф от самолёта, добираясь до кабины. Потом один из копальщиков что-то нашёл: это оказались рука и скальп летчика. У меня защипало глаза, и я стал звать Шурку и Юрку домой. Но они не шли, и я увидел, как дядьки вытащили из торфа пулемётную ленту и быстро-быстро пошли по гриве в сторону Десятого посёлка. Мы с пацанами ничего не стали копать, а как-то отчуждённо пошли к своим баракам. Когда вышли на Полевую улицу, то увидели, как по улице Клубной проехал к лесу необычный грузовик и высадил солдат, которые бегом направились туда, откуда мы с пацанами только что вышли. ОТСЮДА Знает ли кто об этом случае? На чем могди тогда летать летчики полка? volhovm6 пишет: Читая книгу о строительстве Горьковской ГЭС

Владимир Попов: Вручение знамен Горьковского обкома КПСС. Принимает знамя командир полка полковник Гоголев. Вручение знамени Москоского комитета КПСС. Прохождение со знамёнами перед строем полка. Мероприятия по случаю перевооружения полка. Заместитель командующего и командир корпуса генерал-лейтенант Кульбаков. Выступает начальник политотдела 16 К ПВО генерал-майор Хомутоа. Выступает командир полка подполковник Разукаев П.В. За трибуной начальник штаба полка подполковник Черенков. Ведёт собрание полковник Назёмнов, сидит прокурор полковник Нистеренко С.С. Поздравление пионеров города Балахна.

ЧЕРНОВ: Привет Правдинцам. Проживаю в Киеве, пенсионер,Частный предпрениматель, Осваивал МИГ-31 под руководством Гоголева Г.В. Валеры Шашкина, Юры Морина, Сергея Шмакова,командир полка-Захарченко, затем-Шмаков С.М. КТО помнит отзовитесь 31Й

Владимир Попов: Шмакова и Захарченко ищите на сайте в ОДНОКЛАССНИКАХ. Они оба есть на этом сайте. А.Ф.Захарченко живёт в Нижнем Новгороде, а С.М. Шмаков в Калининграде. Генерал-лейтенант авиации Шмаков С.М.

Амелин:

Владимир Попов: Как и в любой авиационной части в Правдинском авиационном полку был тренажёр самолёта. Последний тип самолёта МИГ- 31 и тренажёр был самолёта МИГ- 31. Я что-то припоминаю, когда нас водили во время показных занятий, а может я и ошибаюсь?! На второй фотографии валяется один из элементов антенной системы РЛС сантиметрового диапазона!

volhovm6: Владимир Попов пишет: Последний тип самолёта МИГ- 31

Владимир Попов: Начальник авиации 16 К ПВО полковник Махмудов. В центре командир полка Гоголев. Командующий МО ПВО Маршал авиации А.У. Кнстантинов в авиационном гарнизоне. (слева направо)Симбирцев(гл.инж.МО ПВО),Артемьев(к-р 16 кПВО),предст.обкома,Ленгаров(нач.иа МО ПВО),Москвителев(ком-щий ИА В ПВО) Вручение вымпела МО СССР. Начальник штаба 1981 по 1985 год. 786 иап Владимир Ломпадов

volhovm6: НОЧНОЕ ТАКСИ отсюда «Волга» мчалась по шоссе, рассекая фарами ночную темноту. В такси сидел техник самолета первой авиационной эскадрильи Правдинского полка лейтенант Леша Баженов. Ехал Леша от Горьковской площади Минина в полк, в Истомино. Путь был неблизкий. Днем таксисты брали до Истомино 25 рублей, ночью – 50, что составляло четверть Лешиного довольствия. За прошедший месяц Леша сильно устал. Полеты чередовались с боевым дежурством. Выходных у Леши месяц не было. И когда они появились, Леша уехал на два дня в Горький и оторвался по полной. Позади остались два бурлящих Горьковских ресторана с виснувшими на шее подвыпившими девицами. Все было позади. Сейчас Леша ехал домой, в полк. Он был пьян. В мягком кресле «Волги» Леше было тепло и уютно, он спал, когда такси уперлось фарами в ворота городка. Леша проснулся, порылся в карманах. Денег в них не было. С невозмутимым видом Леша вручил водителю такси свое удостоверение личности офицера, командирским голосом сказал - Я тебя найду, и вылез из машины. Прошла неделя. На утреннем построении командир эскадрильи подполковник Цветков был сильно встревожен. Он спросил у Баженова, где его удостоверение. Леша сказал, что потерял. - Твое удостоверение нашел командир корпуса! Собирайся в Горький, - сказал командир эскадрильи. Таксист ждал Лешу три дня, потом отнес его удостоверение в комендатуру. Из комендатуры Лешино удостоверение попало на стол к Кульбакову. Генерал-лейтенант вызывал лейтенанта! Наш бедный Леша поехал в Горький. У командира корпуса генерал-лейтенанта Кульбакова я был, когда ехал в полк после училища. Нас было пять лейтенантов выпускников, три техника и два ракетчика. Мы стояли у двери комкоровского кабинета и никто не решался заходить первым. Ракетчики стояли в парадной форме, в сапогах. Мы их пропустили вперед. Они замаршировали по кабинету, только искры из под сапог не летели. Полчаса я сидел за столом совещаний по стойке смирно с повернутой головой. Комкор был в годах. Он вспоминал свою службу, наставлял нас, говорил строго, но как-то по-доброму. В конце генерал сказал, что он до настоящего времени сохранил лейтенантский задор и энергию. Он смотрел на нас и видел свою офицерскую юность. Генерал любил лейтенантов, это чувствовалось. Я был уверен, что Кульбаков простит даже такого нахала, как Леша Баженов. Дальше можно процитировать Н.В. Гоголя. Бледен как полотно стоял Леша перед командиром корпуса. И по Лешиной спине стекал пот. И рубашка под Лешиным кителем стала мокрой. И в конце тяжелого разговора Кульбаков отдал Леше удостоверение и сказал, - Ладно. Служи лейтенант! МАРШАЛ МОСКАЛЕНКО К.С. На Правдинский аэродром летел маршал Советского Союза Москаленко. Летел начальник группы Генеральных инспекторов МО или начальник инспекции МО, не знаю как называлась должность маршала. В гарнизоне ощущалась легкая паника. Никто не знал планов Москаленко. Не забыли еще проверку маршала Бстыго, который спустившись по стремянке из самолета, выслушал доклад командира полка, посмотрел на часы и дал команду, - Полк в воздух! Летела живая легенда! В годы войны Москаленко К.С. командовал 38-й и 40-й армиями. С 40-й армией он находился на Курской дуге. После войны Москаленко К.С. командовал Московским округом ПВО, лично участвовал в аресте Берии, а после ареста Берии командовал некоторое время сразу двумя округами - Московским округом ПВО и Московским военным округом. Маршал написал две книги « На юго-западном направлении», в которых давно ответил на вопросы продолжающейся дискуссии о соотношении потерь в ходе танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Ответил маршал и на вопрос, - Почему за танковое сражение под Прохоровкой ни одному танкисту 5-й гвардейской танковой армии Ротмистрова не было присвоено звание Героя Советского Союза? Маршалу было за восемьдесят. Говорили, что он давно просился в отставку, но Леонид Ильич ему сказал, - Пока ноги носят – будешь в кадрах. Гарнизон чистился, отмывался, красился, готовился к прилету маршала Москаленко. Полк выставил в ближнем кармане МИГ – 31. Рядом с самолетом на тележках поставили все ракеты, входящие в вооружение самолета. Стояли закрытые чехлами стенды с ТТХ и секретчик. То, что выставило в ближнем кармане Правдинское ОБАТО – надо было видеть. ОБАТО выставило летный автобус ЛАЗ. Все сиденья внутри автобуса были сняты. Салон был застелен ковровыми дорожками. В нем стояли мягкие кресла, журнальные столики, сидела официантка в белом переднике с термосом и бутербродами. Старшим сидел полковой комсомолец Витя Кабаев. Что хотели делать с этим автобусом – возить в нем маршала по аэродрому или это был передвижной пункт довольствия для маршала я до сих пор не знаю. Самолет с маршалом Москаленко зарулил в ближний карман, Москаленко вышел, принял хлеб-соль, пересел в вертолет и улетел на Гороховецкий полигон смотреть какой-то новый БТР. Вернувшись с полигона, маршал сразу улетел в Москву. источник В отличие от остальных частей противовоздушной обороны, стоявших на защите Горьковской области, а потом убывших в другие уголки страны или расформированных, 786-й истребительный авиационный полк ПВО остался здесь до конца войны. А затем был на страже горьковского – нижегородского неба вплоть до начала XXI столетия. У ИСТОКОВ СТОЯЛИ ЛЕТЧИКИ-«НОЧНИКИ» В 30-е годы Советский Союз достиг огромных успехов в развитии авиации. К примеру, именно у нас, по сути впервые в мире, освоили массовый выпуск истребителей, тиражами до 10 000 штук (речь идет о горьковском И-16, собиравшемся на авиазаводе № 21 и прозванном «ишак»). Сталинские соколы и «соколицы» постоянно ставили мировые рекорды по дальности, высоте и скорости полетов. Наши самолеты бороздили просторы Арктики, добираясь кратчайшим путем до Америки. Однако начало Великой Отечественной войны, несмотря на все это, оказалось для советской авиации катастрофическим. Среди прочего выявилось такое слабое место, как полное отсутствие ночной истребительной авиации. То есть летчики-«ночники» как таковые были, однако от «дневников» они отличались лишь тем, что летали по ночам, а днем спали. На «ночных истребителях» не было не только радаров и каких-то спецприборов, даже простая рация в кабине была скорее исключением. Летчикам оставалось уповать на острое зрение и свет зенитных прожекторов… В сентябре 1941 года в районе Брянска была сформирована отдельная ночная эскадрилья. Ее задачей был перехват немецких бомбардировщиков, совершавших в темное время суток налеты на объекты в тылу Западного фронта. Техники в то время катастрофически не хватало, поэтому эскадрилью оснастили устаревшими истребителями И-16, тип 29. В боевых действиях подразделение участвовало до ноября 1941 г. После первых налетов люфтваффе на Горький была в срочном порядке сформирована 142-я истребительная авиадивизия ПВО под командованием полковника Сидора Слюсарева. Он как раз находился в Сейме с целью принять три новых полка, оснащенных истребителями ЛаГГ-3, для ВВС Юго-Западного фронта, когда его неожиданно вызвал по телефону главком ВВС генерал-лейтенант Жигарев и передал приказ Сталина: немедленно отбыть в Горький, где взять на себя ответственность за противовоздушную оборону всего, как было сказано, «Горьковского района». Герой гражданской войны в Испании Слюсарев понял приказ буквально, решив немедленно, несмотря на ночное время и мороз, отправиться в путь. Позднее он рассказывал: «Встала проблема, как мне добраться до Горького. Темная ночь, дорога пустая и безлюдная. Решил идти пешком до города, а расстояние от Сеймы до Горького около 50 км. Через час моего хода в направлении к Горькому появился автомобиль ЗиС-101. Встал я поперек дороги и поднял кверху руку, но шофер обошел меня справа и продолжал уходить на повышенной скорости в сторону города. Я выхватил револьвер и открыл стрельбу вверх. Пассажиры этой машины, наверное, испугались и остановились. Это были какие-то руководящие „товарищи“ из Москвы. После резкого разговора с ними я сел в машину и к рассвету доехал до Канавина, где в то время располагался горисполком». Там полковнику разъяснили, что он назначается на должность командира формирующейся 142-й ИАД ПВО, в состав которой в ближайшее время будут переданы 12 авиаполков. Правда, от этих планов вскоре пришлось отказаться, авиацию собирали, как говорится, с миру по нитке. Одной из первых на аэродром Правдинск-Истомино перебазировалась Брянская ночная эскадрилья. Тогда еще никто не знал, что части придется задержаться там на целых 60 лет! ПО ВРАГУ УДАРИМ РАКЕТАМИ! Между тем значительно усиленный в конце ноября Горьковский диврайон в конце зимы лишился части своих сил, в том числе авиации. Так, в середине февраля из Горьковской области убыли 33-й и 632-й истребительные полки. 25 февраля полковник Слюсарев в отчаянии написал письмо в Горьковский городской комитет обороны: «В составе 142-й ИАД остались 722-й ИАП, укомплектованный самолетами на 75 %, ночная эскадрилья (Правдинск), укомплектованная старой матчастью на 60 %. Это обстоятельство граничит с большим ослаблением работы 142-й ИАД по прикрытию Горького и особенно по прикрытию автозавода и завода № 21. Прошу вашей помощи в получении от завода № 21 десяти самолетов ЛаГГ-3 для укомплектования 722-го и ночного авиаполков в целях доведения их до полной боевой готовности по прикрытию объектов большого государственного значения г. Горького». Просьбу полковника донесли «наверх», она была услышана, и уже 6 марта на аэродроме Правдинск-Истомино на основе отдельной ночной эскадрильи был сформирован 786-й ИАП ПВО. Правда, вначале он состоял из той же одной эскадрильи, вооруженной истребителями И-16 и ЛаГГ-3. Доведение полка до штатной численности шло постепенно. ДАЛЕЕ

volhovm6: ИСТОЧНИК [img]http://www.lensmena.ru/wp-content/uploads/2015/05/%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%BA.jpg[/img] Великая Отечественная война закончилась, однако вскоре ей на смену пришла война «холодная». Потенциальные противники СССР – Великобритания и США — обзавелись ядерным оружием, основным средством доставки которого поначалу были стратегические бомбардировщики. Не секрет, что у американцев существовал даже список потенциальных целей, среди которых значились многие советские города, в том числе и Горький. Поэтому актуальность противовоздушной обороны не только не уменьшилась, но и, наоборот, возросла. Ведь во время Второй мировой радиус действия вражеских бомбардировщиков составлял всего 1500 км, а теперь он вырос до трех с половиной тысяч километров! По сути дела, они могли поразить любой город на карте страны. НА ФРОНТАХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В 1945 – 1960 гг. противовоздушную оборону Горьковской области осуществляли 78-я зенитная артиллерийская дивизия и 142-я истребительная авиадивизия. Затем на их базе была сформирована 18-я дивизия ПВО, позднее переформированная в 16-й корпус ПВО (кодовый номер в/ч 35552). Он прикрывал пять близлежащих областей и три республики. В подчинении корпуса находились 2 авиационных полка, несколько зенитно-ракетных полков, бригад с комплексами С-300. Любопытно, что секретный штаб находился по адресу ул. Ижорская, 16 (ныне областная прокуратура). На случай ядерной войны неподалеку (в районе нынешнего ТЦ «Фантастика»), располагались т.н. «Печерский бункер» и мачта антенн для телекодовой связи между подразделениями. Одним из основных подразделений, долгие годы стоявшим на защите г. Горького и соседних регионов, оставался тот самый 786-й истребительный авиационный полк, сформированный еще в 1942 г. и по-прежнему базировавшийся на аэродроме Правдинск-Истомино. В конце 40-х годов жители Правдинска и Балахны стали слышать в небе характерный рев. Это был гул первых реактивных истребителей Як-17Б, поступивших на вооружение 786-го ИАП. Всего в 1947 — 1949 годах было выпущено 430 таких машин. Несмотря на то, что Як-17 использовались в основном для подготовки летчиков к освоению легендарного МиГ-15 и поставлялись на экспорт в Китай и страны Восточной Европы, небольшая часть их поступала и в части противовоздушной обороны. Однако уже в декабре 1952 года 786-й ИАП перевооружается на легендарное «изделие С», по кодификации НАТО – Fagot. Это истребитель МиГ-15, самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира. Впрочем, учитывая огромное стратегическое значение г. Горького и близость к столице, командование уделяло перевооружению полка первостепенное значение. Уже в 1955 г. он получает новые «околозвуковые» истребители МиГ-17, затем МиГ-17Ф. Враг тоже не дремал! В 1954 году американцы начали запуск воздушных шаров для разведки территории Советского Союза. Технология оказалась до смешного простой. Будучи запущенным с территории одной из стран НАТО в Западной Европе, воздушный шар поднимался на высоту 16 – 17 км, после чего, попав в высотное воздушное течение, около 10 суток парил над территорией СССР с запада на восток, автоматически фотографируя все подряд, и возвращался к хозяевам. По сигналу с земли шар опускался на сушу или воду, где и подбирался. А на случай, если «путешественник» упадет и попадет в руки «Советов», американцы придумали наивную отмазку, что это всего-навсего «метеорологический зонд», сбившийся с курса! Только с 1 января по 11 февраля советская ПВО зафиксировала 1476 таких «метеозондов». Частенько пролетали они и над Горьковской областью. Командующий ПВО генерал С.И. Бирюзов приказал сбивать все такие объекты, однако имевшиеся на тот момент истребители из-за недостаточной высоты полетов сделать это были не в состоянии. «ПРИДВОРНЫЙ» ПОЛК 2 июля 1956 г. в небе над странами Варшавского договора впервые появился знаменитый американский самолет U-2. Эти сверхсекретные машины, созданные на знаменитой «зоне 51» в Неваде, не имели опознавательных знаков и летали на огромной высоте — 20 км. Их пилоты служили не в ВВС США, а непосредственно в ЦРУ. Через три дня такая же штуковина была замечена над Киевом и Минском. Началась длительная и драматичная эпопея по перехвату шпионов, совершивших не менее 20 полетов над территорией СССР. В разгар этого 786-й ИАП получил на вооружение новейшие сверхзвуковые перехватчики МиГ-19, причем уже поздней модификации – МиГ-19ПМЛ. Однако в район Горького U-2 не совались, опасаясь мощнейшей ПВО Московского военного округа. Именно на МиГ-19 летчики 786-го ИАП участвовали в знаменитом воздушном параде в Домодедове в 1967 году. Для послевоенного времени это была большая редкость: авиашоу проводились только в Тушине, и то не каждый год. В Домодедове были представлены многие, в том числе новейшие, образцы военной и гражданской авиационной техники. Боевое дежурство на «девятнадцатых» правдинский полк нес вплоть до перевооружения на эпохальный МиГ-25П (1971 г.). Он был создан в ответ на появление в США сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков B-58 «Хастлер» и разработку еще более скоростных и высотных стратегических бомбардировщиков XB-70 «Валькирия», а также разведчиков SR-71. При этом МиГ-25П поступили в Правдинск сразу после их принятия на вооружение. «Исследование летно-технических характеристик, боевое применение, лидерная эксплуатация МиГ-25П – все это происходило в 786-м ИАП, — вспоминает ветеран полка Николай Смирнов. — Наш полк называли «придворным». Москва рядом, постоянные проверки, комиссии, полеты в две смены, инспекторы-летчики, полковники, генералы — все к нам, полетать. Мы первыми осваивали новую технику прямо с Горьковского авиационного завода им. Орджоникидзе, — еще тепленькие МиГ-25». ПОЗЫВНОЙ — «САЙГАК» Спустя 10 лет, полк ,долгие годы имевший позывной «Сайгак», вновь выполнял ответственную задачу — войсковые испытания уже высотных перехватчиков МиГ-31. В 1983 году летчики отправились в полугодовую командировку на Сахалин силами двух пар. С 1992 года полк в составе секретного 148-го Центра боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО (пос. Саваслейка, в 12 км северо-западнее города Кулебаки) проводил исследовательские полеты в интересах центра, с января 1993 г. – совместную с центром отработку дозаправок в воздухе на усовершенствованных МиГ-31Б. В 1994 году была командировка в Армавир, в 1995 – участие в первом после распада СССР масштабном параде Победы на Красной площади. Далее 786-й ИАП постигла участь многих некогда элитных авиационных частей. Из-за кризиса шло неуклонное снижение среднего налета на летчика — до 30, до 18 и даже до 12 часов в год (в 1998-м). Потом был выход из состава саваслейского центра, переход на двухэскадрильный состав… И печальный финал — директива министра обороны от 30 ноября 2000 г., согласно которой лидерный 786-й ИАП прекратил существование. Отличный полк, десятилетиями занимавший первые места в округе, множество раз награжденный переходящими знаменами и грамотами, дважды – вымпелами Министерства обороны, воспитавший нескольких видных военачальников, к концу лета 2001 года был окончательно расформирован. Хранитель истории Теперь ветераны полка, который десятилетиями стоял на защите мирного неба и по праву мог называться «Горьковским», занимаются его историей, увековечиванием памяти о сослуживцах и патриотической работой с молодым поколением. Один из них — Николай Смирнов. Он родился в деревне Гавриловка Дзержинского района Горьковской области в 1955 году. После окончания школы работал на Дзержинском заводе жирных спиртов бетонщиком, в 1974 г. ушел в Советскую армию. Там Смирнов служил в зенитно-ракетных войсках на командном пункте бригады под Куйбышевом. В 1975 г. поступил в Даугавпилсское высшее военное авиационно-инженерное училище имени Яна Фабрициуса на факультет радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов. В 1980 г. молоденьким лейтенантом с женой и сыном прибыл для прохождения дальнейшей службы в 786-й ИАП ПВО на должность инженера группы обслуживания радиоэлектронного оборудования. С 1980 по 1981 год Николай Смирнов обслуживал истребители МиГ-25, затем МиГ-31. В 1988 г. уехал для прохождения дальнейшей службы в Амдерму Архангельской области. В 1992 году Смирнов вернулся в родной 786-й ИАП на должность начальника группы обслуживания и регламента РЭО, где прослужил до расформирования полка в 2001 г. Уволен в запас в звании майора в 2002 году и по настоящее время проживает с женой в Истомино, рядом со своим любимым аэродромом. Занимается историей полка, собрал огромную коллекцию фотографий, часть которых использована в этой статье. контакт, фото Виктор МАЛЬЦЕВ

volhovm6: Правдинск на дозаправке... Выступление летчика- испытателя ГАЗИСО (21 завод) Пукито после перегона 1-го МиГ-31 на аэр. Правдинск 23.02.1981г. Новая техника действительно была в надежных руках. Фотографии матчасти из архива Николая Смирнова. ВИДЕО ХРОНИКА

volhovm6: Генерал-полковник Царьков Владимир Георгиевич с 1971 по 1973г.г. Генерал-полковник Андреев Владимир Иванович с 1973 по1975 г.г. Полковник Тапораш Вячеслав Филиппович с 1975 по 1978 г.г. Полковник Разуваев Петр Игнатьевич с 1978 по 1981г.г. Генерал- майор Гоголев Геннадий Васильевич с 1981 по 1985 г.г. Полковник Захарченко Александр Федорович с 1985 по 1987г.г. Генерал-лейтенант Шмаков Сергей Михайлович с 1987 по 1994 г.г. Генерал-лейтенант Миленин Олег Владимирович с 1994 по 1999 г.г. Полковник Гусев Валерий Николаевич с 1999 по 2001 г.г. отсюда ОБЪЯВЛЕНИЕ: Дорогие ветераны,однополчане 786 иап ! Приглашаем Вас на Юбилей полка, который будет проводится 23 февраля 2017 года в Истомино, на базе кадетского корпуса. Записаться можно на сайте Одноклассники ( Николай Смирнов Истомино) в группе "Юбилей 786 иап,75 лет" в теме " Список участников ...." или по телефонам (см.ниже) Вся информация по Юбилею будет в этой группе.Мы уже начали собирать деньги, из расчета-2800 руб.,с человека ( куда входит: Юбилейная поляна-1500 вместе с обслуживанием, Медаль-800, Книга об истории полка-500, каждый выберет, по желанию и возможности). Очень просим не тянуть с оплатой ( желательно в этом году уже оплатить), иначе нам не успеют изготовить медаль и напечатать книжку,да и цены с Нового Года,естественно будут другие.Деньги принимают: в Истомино-Николай Смирнов (тел.89524481443), Андрей Потребич (тел.89101246280), в кадетке Козлов Валерий Павлович. Также деньги можно перевести на карту Сбербанка, VISA 4276 4200 3545 1789 с пометкой от кого и на что, например " от Иванова Ивана Ивановича, ЮМК (где Ю- Юбилей, М- медаль,К- книжка). В настоящее время записалось 112 человек, (кадетская столовая вмещает 250)Просьба передать информацию всем ветеранам,однополчанам, кто на связи.

Владимир Попов: 981 ОБС РТО войсковая часть 23354 (Истомино) отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения Все фотографии предоставлены Копишинским Василием Степановичем. Вручение знамени по итогам социалистического соревнования Увольняемые ОБС РТО. На субботнике. Новости. Сдача проверки по физподготовке. Обсуждение. На занятиях по командирской подготовке. Подготовка 500-км. марша водителей. Политинформация. Все фотографии предоставлены Копишинским Василием Степановичем. На трибуне командир ОБС РТО подполковник Минаков В.В. Подполковник Майструк. Подполковник Плотников За трибуной заместитель по политической части Копишинский В.С.

volhovm6: и так.. фото представил ОЛЕГ ЛОСКУТНИКОВ Несколько лет назад..., пишут: Войсковая часть №23354. Еще в 2000 году на ней проходили ученья по легенде против ВВС Нато (Из найденных на месте документов). Потом была законсервирована, взломана, как следствие, разграблена, горела. На момент консервации оборудование морально устарело. На данный момент в собственности конторы строящей объездную трассу. Территория представляет собой прямоугольник огороженный рвом и колючкой на ней 3 недостроенных ангара, 2 крупных подземных бункера (в самом большом есть 2 полузатопленный этаж) и кучка более мелких. В том году "адиозные" дорогостроители попытались булбдозером сравнять с землей самый крупный бункер, но ничего не вышло)) лишь повалили волногасители. Неподалеку есть казармы летчиков, но от них ничего не осталось кроме гаража, пары подземных укреплений и двухэтажного остова Ж/Б казармы. Территория облажена вдоль и поперек. Из интересного: эвакуационные колодцы на случай завала, укрепление на крыше головного бункера с амбразурами для ведения огня. Так же в головном бункере есть интересная комната в которой под обоями находятся газеты за 1984-85гг Московского округа ВВС"На боевом посту". На вершинах холмов разбросанных по территории, бетонные квадратные площадки с креплениями для растяжек мачт антенн. Немало домыслов породила незаметная комнатушка головного бункера, за закрытой дверью которой полностью выгоревшая комната, на высоте метров двух от пола натянутая струна на которой покрытые пылью висят явно не первое дясятилетие небольшие венечки то-ли полыни то-ли чертополоха нетронутые пламенем. Интересный факт: предприимчивые дорогостроители срезали автогеном оставшиеся от вандалов металлоконструкции, вследствие чего обвалилась кирпичная кладка. За ней небольшое помещение заваленное доверху битым кирпичом. Так вот на самом верху лежала посылка. Да, именно, старая фанерная посылка Советского образца. в ней лежали: побитая временем гимнастерка, офицерские часы со сгнившими стрелками, механическая бритва в футляре, бутылка гранатового сока(пустая:(() и полная бутылочка нашатыря, чтобы привести себя в чувство. Эдакий привет из прошлого. В лесу у д.Шишкино действительно из земли торчит остов упавшего и зарывшегося глубоко под землю самолета. На территории базы в 2008 проводилась трехдневная игра по фаллаут'у, на которую слетелись страйкбольщики со всей России. В 2009 весьма улетная вечеринка UnderGround Party. В коридорах, подземного укрепления впервые за 20 лет горел электрический свет, в главном зале качала музыка, настраивая на нужный лад, вдалеке тарахтел генератор. В эвакуационный колодец был инсталирован мангал, периодически снабжающий горячим жаренным мясом собравшихся. Те, кто хотел согреться классическими методами, пили горячий чай в чайной комнате, там же можно было отведать кальян. Когда все основательно подкрепились;) музыка стихла. Было обявлено начало игры. По замыслу она состояла из нескольких историй(новелл) в которых надо было поломать голову над загадками этого места и капитально полазить по территории, проникая в самые потаенный уголки. Игроки увлеченные прохождением препятствий не заметили, что среди них отсутствует один человек. О чем им любезно напомнила записка найденная в ходе изысканий. Итак, в поиках члена команды, а именно девушки которой с минуты на минуту должно было исполниться 20 лет (в 00:00), игра завела всех на самую высокую точку этого места с вершины которой открывалась панорама базы. Именно здесь они обнаружили пропажу, живую и здоровую. В этот же момент с крыши головного бункера, где проходило праздненство стартовал фейерверк: 20 бело-сине-красных залпов в ее честь! От вечеринки осталась милитаризованная барная стойка, которую можно и сейчас лицезреть в главном зале.

Владимир Попов: На 70-летии 786 ИАП (Миньков, Матюшенко, Лысов)

volhovm6: В далеком 1994 году нижегородская телестанция "Сети НН" снимала цикл передач под названием "Армия России". Одна из них была посвящена истребителю-перехватчику МИГ-31. Съёмки проводились на базе 786 ИАП (Правдинск).

volhovm6: Сформирован в сентябре 1941 года в виде отдельной ночной эскадрильи на И-16 в районе Брянска. В боевых действиях эскадрилья участвовала до ноября месяца. С началом первых налётов немцев в советский тыл передислоцирована в Поволжье на аэродром Правдинск Горьковской области, с которым полк сроднился на десятилетия. В конце февраля 1942 года сформированы 3 эскадрильи, полку присвоен номер 786. Матчасть в первые годы войны – ЛаГГ-3, Ла-5, Харрикейны… Задачи – охрана промышленных предприятий г.Горький и области в составе подразделений Горьковского корпусного района. После Сталинградской битвы вновь Ла-5, а позже и Ла-7 до 1949 года. После Лавочкиных некоторое время полк летал на высотных Спитфайрах-9. Первыми реактивными самолётами для 786 иап стали Як-17Б. С декабря 1952 года поступают МиГ-15, а с 1955 – МиГ-17, МиГ-17Ф. На 19-е МиГи полк пересел достаточно поздно, в 1959-м году, к тому времени это была уже совершенная модификация – МиГ-19ПМЛ. Боевое дежурство на них 786 иап нёс до самого перевооружения на эпохальный МиГ-25П (1971 г.), на них же и участвовал в знаменитом Параде 1967 года. Зато МиГ-25П поступили в Правдинск сразу после принятия их на вооружение: исследование ЛТХ, боевое применение, лидерная эксплуатация МиГ-25П – всё это происходило в 786 иап. А спустя 10 лет, в 1981-м – вновь войсковые испытания, уже на МиГ-31. В 1983 г. полугодовая командировка на Сахалин силами двух пар. С 1992 г. полк в составе 148 цбп, исследовательские полёты в интересах центра, с января 1993 г. – совместная с центром отработка дозаправок в воздухе на усовершенствованных МиГ-31Б. 1994 год – командировка в Армавир, 1995 – Парад Победы. Далее неуклонное снижение среднего налёта на лётчика до 30, до 18, и даже до 12 часов (в 1998-м)… Выход из состава Саваслейского центра, переход на двухэскадрильный состав… И печальный финал - директива Министра обороны от 30 ноября 2000 г. (ОШМ), согласно которой лидерный 786 истребительный авиационный полк перестал быть нужным. Отличный полк, десятилетиями занимавший 1-е места в округе, множество раз награждённый переходящими Знамёнами и Грамотами, дважды - Вымпелами МО, воспитавший нескольких видных военачальников к концу лета 2001 года был окончательно расформирован. И ЧТО СТАЛО

volhovm6:

volhovm6:

Смирнова: volhovm6 пишет: 786-й иап пара гнедых МиГов Хорошие сьемки! Спасибо volhovm6

volhovm6:

Георгич: Дорогие ветераны 786 иап. аэродром "Правдинск " ! В "Одноклассниках" на страничке у Смирнова Николая продолжается запись на Юбилей полка-80 лет, который состоится 19 февраля 2022 г, (суббота) на территории кадетского корпуса в Истомино. Просьба, не затягивать с записью, время остается мало... В ближайшее время сообщим план проведения Юбилея и финансовый вопрос. в настоящее время записалось 74 человека....вот список, кто уже записался: 1.Козлов В.П. 2.Липатов И.М. 3.Смирнов Н.Г. 4.Шаров Н. В. 5. Шарова Т. А. 6.Шестаков А.Л. 7.Москвин С.Н. 8.Постников В.В. 9. Троицкий В.Ю. 10. Беляев Г.В. 11.Степанов В.В. 12.Соколов С.В. 13. Трунов Ю.А. 14. Трунова Г.А. 15. Ефимов А.А. 16. Шиняев А.П. 17.Суслов С.В. 18.Петрушко-Дядык В.В. 19, Дядык Т.М. 20. Шаронов А. 21.Шаронова В. 22. Панькин В.Б. 23. Еремин С.Н. 24.Тупов А.В. 25. Бабич В.А. 26. Волковский В.И. 27.Волковская Л.А. 28. Нагаев А.И. 29.Нагаева Н.В. 30. Волкова Л. 31. Кирциянов О.Г. 32. Сычев Ю. 33. Сычева Н. 34. Шайхеев В.А. 35.Химорода А.С 36.Химорода Е.В. 37.Толкушкин В. П. 38. Смирнова А.В. 39.Филимонов Г. 40.Кузьминский В. 41.Балакин А.Г. 42.Корзунов А.Г. 43.Толкушкина Г.А. 44. Жугарев А.Н 45.Жугареаа Н.Н 46.Каплин Н.В. 47.Каплина Т.Ю. 48.Медведев М. Б. 49.Медведева Л. И. 50. Мазуренко А. 51. Лысов Н. 52.Гвоздович А. 53. Суродин М. 54. Дедуль И.С. 55. Дедуль Я.З. 56. Белянинов В. 57. Шуршиков В.Н. 58. Шуршикова О.В. 59. Кричун В.И. 60. Потребич А.А. 61. Григоренко А. 62. Иванов В. 63. Мацкевич О.М. 64. Михлюков В.Г. 65. Павликов Ю.И. 66. Матюшенко Б.И 67. Миньков Е. 68. Шуплецов М.К. 69.Семечкин А. 70. Ивлев В.В. 71. Ивлев Р. 72. Шмаков С.М. 73. Шмакова В.В. 74. Горчаков В.С. 75. Князев С.А. 76. Шпилевой А.Т. 77.Карнацевич С. 78. Ковальчук В.И. 79. Анощенков А.А. 80. Никурашин И. 81. Никурашина И.Н. 82. Попов Ю.Н. 83. Попова А.И. 84. Золотов Гр. 85. Золотова И. 86. Духина О. 87. Гуржий Нат. 88. Кузнецова С. 89. Шаповалова И. 90. Удалов К. 91. Удалова жена 92. Емельянов Н. 93. Кныш В. 94. Турлаков А. 95. Янкович И. 96. Круплев О. 97. Синяшин Д. 98. Греков Н.С. 99. Опанасюк А. 100. Ситникова Т. 101. Гаврилов С. 102. Кудрявцев С. 103. Саксин А. 104. Рябчиков Е. 105. Муравьев А. 106. Судьин В.М. 107. Судьина Е.А. 108. Кудрявцев Е. 109. Волосков Дм. 110. Диденков Н. 111. Табинский В.В. 112. Любовь Васильевна 113. Жолобов А.Ю. 114. Мальцев А.Б. 115. Зайцев В. 116. Макаров В.А. 117. Кочедыков В. 118. Фирсов С. 119. Федоринов С.Н. 120. Сироткин А.В. 121. Сироткина жена 122. Крюков В.А. 123. Калмыков В.В.

volhovm6:

volhovm6:

volhovm6: ПОДРОБНЕЕ

Амелин: 82-я годовщина 786 иап, аэр."Правдинск" 22.02.24

volhovm6:

volhovm6:



полная версия страницы