Форум » 10-й КОРПУС ПВО (в/ч 52116, г. Долгопрудный) » 1491-я ракетная техническая база (в/ч 52147, ст.Трудовая) » Ответить

1491-я ракетная техническая база (в/ч 52147, ст.Трудовая)

Заправщик: 1491-я ракетная техническая база (в/ч 52147, ст.Трудовая) Одна из семи ракетных технических баз, входивших в состав системы С-25. Основное назначение - хранение и снаряжение зенитных ракет. Создана в 1952 году, расформирована в 1989 году. Первый командир (1952-1956) - гвардии полковник Коломиец Михаил Маркович.

Ответов - 16

Вице-Председатель: 1491-я ракетная техническая база — Трудовая Днём образования войсковой части 52147 считается 1 декабря 1953 года. Первым командиром части был КОЛОМИЕЦ МИХАИЛ МАРКОВИЧ (1953—1956) Михаи́л Ма́ркович Коломи́ец (1 ноября 1918 — 6 августа 2010) — советский и российский военачальник, начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР (1963—1984), генерал-лейтенант в отставке, Герой Социалистического труда. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. Родился 1 ноября 1918 года в селе Нижняя Сыроватка Сумского уезда, Харьковская губерния, Украинская Советская Республика. В 1937 г. окончил зоотехникум, в 1939 г. окончил Сумское артиллерийское училище. В 1949 г. окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в боевых действиях под Калинином, в битве под Москвой, в операции «Багратион», форсировании реки Нарев в районе Пултукс, в разгроме вражеских войск в Восточной Пруссии, а в апреле 1945 года — в штурме города-крепости Кёнигсберг. В 1950—1952 гг. — командир дивизиона курсантов в Киевском артиллерийском училище. В 1952—1953 гг. — начальник курса Ростовского высшего инженерно-ракетного училища. В 1953—1956 гг. — начальник Военно-технической базы особого назначения Московского округа ПВО. В 1956—1958 гг. — заместитель командира 6-го корпуса ПВО 1-й армии ПВО особого назначения Московского округа ПВО. В 1960 г. окончил Военную академию Генерального штаба и продолжил службу в Уральском военном округе в должности командира 20-го корпуса ПВО 4-й армии ПВО. В 1963—1984 гг. — начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР. После увольнения в 1984 г. в отставку 15 лет проработал советником Координационного центра по сотрудничеству с зарубежными странами в области вычислительной техники. Умер 6 августа 2010 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Входившая в состав 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН Московского ордена Ленина Округа ПВО 1491-я ракетная техническая база, предназначенная для хранения, испытания, снаряжения и транспортировки ракет в зенитно-ракетные полки 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН, была развёрнута недалеко от платформы Трудовая Савёловской железной дороги, рядом с пересечением Дмитровского шоссе и ближним бетонным кольцом (А107). Войсковая часть, обслуживавшая ракетную техническую базу в Трудовой, получила номер 52147 и позывной «Вибрация»3. В 1952 году, ещё до окончательного завершения испытаний первая модификация ракеты — «205» — была запущена в серийное производство. Ракеты изготавливались сразу на двух заводах — на заводе №82 МАП (Тушинский машиностроительный завод) и на заводе №464 МАП (Долгопрудненский Машиностроительный завод). В начале 1953 года к серийному производству ракет «205» было привлечено еще одно предприятие — бывший авиамоторный завод №41 МАП (ГП ММПО «Авангард») в г. Москве. [3] В 1952 году велись работы над улучшенной модификацией ракеты — «207». На новой ракете был установлен однокамерный ЖРД С2.145 с тягой в 8500 кг и массой 60 кг, упрощена вытеснительная система подачи топлива. Кроме того, на ракете «207» по сравнению с «205» была упрощена конструкция крыла, количество отсеков фюзеляжа уменьшено на один за счет исключения переднего, изменена конструкция рулевого отсека установкой рулей большей площади с пересекающимися осями путём применения коленчатого вала для вертикальных рулей, применены новые газовые рули, размещенные не на сбрасываемой ферме, а в хвостовом обтекателе. Доработана аппаратура радиоуправления: Б-301М с модифицированным блоком СО-11М вместо СО-11 (завода №663 МРП). Заводом №122 МАП был подготовлен модернизированный автопилот АПВ-301А. Такой вариант ракеты, получивший заводской шифр «207А», был построен в 1953г. В том же году техдокументация на него была передана на серийные заводы для организации производства. В рамках доработок в начале 1954г. была повышена дальность поражения кумулятивной БЧ при точности наведения 75м., её масса возросла до 320 кг, установлен другой ЖРД — С2.260 главного конструктора А.М.Исаева с начальной тягой в 9000 кг и увеличенной продолжительностью работы (до 80 сек.), доработаны газовые рули и бортовая аппаратура. [3] С конца 1950-х годов и до 1988 года, пока система С-25 находилась на вооружении, ракеты для системы С-25 изготавливались только на Тушинском машиностроительном заводе. C заводов-изготовителей ракеты поступали на технические базы системы С-25, где производилось их снаряжение боевой частью и заправка сжатым воздухом, окислителем и горючим. В случае ожидаемого начала боевых действий снаряженные ракеты на полуприцепах автотягачами должны были доставляться в зенитные ракетные полки. Для транспортировки ракет на стартовые позиции полков и были предназначены малое (А107) и большое (А108) кольцевые автодороги. Транспортировка ракет с завода-изготовителя на техническую базу, как правило, осуществлялась по железной дороге в специальных крытых полувагонах. Каждая ракета была укомплектована ЗИП (запасными изделиями и приборами), который транспортировался вместе с ракетой. С завода ракеты транспортировались только незаправленными и без боевой части, но с установленной ампульной батареей. Ракеты, комплектующие агрегаты и ЗИП, предъявляемые для сдачи на заводах-изготовителях, должны были иметь оформленную в установленном порядке документацию (паспорта, формуляры, аттестаты и др.). Ракеты, комплектующие агрегаты, ЗИП и документацию на заводе принимал приёмщик технической базы, отвечавший за транспортировку ракет с завода. [2] На технической базе производили приём всех прибывающих ракет, комплектующих агрегатов и ЗИП. В процессе приёма производился их технический осмотр. Если при этом обнаруживались неисправности, возникшие по вине завода-поставщика или войсковой части, то составлялся двухсторонний акт, а ракеты принимались на временное хранение до устранения неисправностей. Результаты технического осмотра записывались в формуляр ракеты. [2] Транспортировка ракет осуществлялась с соблюдением строжайших мер секретности — по рассказам Татьяны Михайловны Янковой (Нестеровой), колонны ракет через городок в полки выезжали только ночью, а жители под контролем «особистов» должны были зашторить окна чёрными спецзанавесками и под страхом наказания не выглядывать (тогда «бетонка» от бывшего КПП№4 до Дмитровского шоссе ещё не была построена-сейчас это дорога в мкр Строителей до Дмитровского шоссе от техпозиции в/ч 11291). Техническая база представляла собой комплекс технологических объектов для хранения и подготовки ракет к боевой работе. Для хранения ракет техническая база была оборудована [2]: — хранилищами для длительного хранения ракет; — хранилищами для хранения ракет в режиме готовности. Для подготовки ракет на технической базе имелся технологический поток, на котором были расположены: — контрольно-испытательная станция (КИС) для проверки бортовой аппаратуры ракеты; — станция заправки воздухом от стационарного компрессора систем автопилота (АП) и двигательной установки (ДУ) ракеты. На станции заправки воздухом производили заправку и дозаправку баллонов воздушных систем АП и ДУ воздухом, проверку бортовых манометров и консервацию баллонов. — станция заправки горючим бака ракеты. На ней заправляли горючее ТГ-02 в бак ракеты. — станция снаряжения ракеты боевой частью и инициирующими средствами; — станция заправки окислителем бака ракеты. На технической базе имелись также подвижные средства: — передвижная компрессорная станция СМ-14 для заправки и дозаправки ракеты воздухом; — автозаправщик ЗАК-11В для заправки ракеты горючим и слива горючего из ракеты; — автозаправщик ЗАК-5Б для заправки ракеты окислителем и слив окислителя из ракеты; — автокраны грузоподъёмностью 5 тонн для перегрузки ракет; — автообмывщик СМ-28 для работ с ракетами при аварийных случаях. Кроме того, на технической базе имелись технологические объекты для слива компонентов топлив из баков ракеты, проведения нейтрализации и консервации трактов ДУ ракеты. Слив компонентов топлива из баков ракеты производили на станциях слива компонентов топлива, при этом первым сливали окислитель. В аварийных случаях течи горючего первым сливали горючее. На технической базе ракеты содержались в режиме длительного хранения или в режиме готовности. Ракеты в режиме длительного хранения содержались незаправленными в законсервированном состоянии в ангарах на специальных стеллажах. Ракеты в режиме готовности содержались на автополуприцепах под тканевыми и маскировочными чехлами, при этом ракеты были проверены на контрольно-испытательной станции, заправлены воздухом, горючим, окислителем, окончательно снаряжены и укомплектованы всеми входящими агрегатами. Передача ракет между подразделениями технической базы производилось на основании приказа командира части. Этим же приказом назначались лица, ответственные за хранение ракет. Ракеты передавала по накладной служба операционно-учётного отделения части. На основании накладной вносились изменения в записи в книгах учёта подразделений и служб части. Все операции с ракетой фиксировались в формуляре и заверялись гербовой печатью. [2] С ракетами, находящимися в режиме длительного хранения, проводились ежемесячные работы, внеочередные работы и работы большой периодичности. Одной из важных составляющих ежемесячных работ была проверка состояния индикаторов влажности, установленных на люках ракет. При покраснении индикаторов необходимо было заменить силикагель, поглощавший из воздуха в отсеках ракеты излишнюю влагу. Для повышения производительности и для обеспечения выполнения боевой задачи в чрезвычайных ситуациях технологических потоков было два — поток А и поток Б. Состав оборудования на потоках был одинаковым. Перемещение ракет по технологическому потоку осуществлялось на автополуприцепах. После подготовки ракеты режима готовности хранились на автополуприцепах в хранилищах. Эти хранилища представляли из себя гаражи с индивидуальными воротами для каждого автопоезда. В случае необходимости немедленно могла начаться доставка ракет режима готовности на стартовые позиции полков. С ракетами режима готовности проводились ежедневные, двухнедельные, внеочередные работы и работы большой периодичности. При ежедневных работах проверялась целостность чехлов, которыми была закрыта ракета, а также проверялись показания манометров, показывающих давление в пневмосистемах ракеты. Так как давление воздуха зависит от температуры окружающей среды, эти проверки были очень важны. Показания манометров должны были находиться в пределах 315—400 атм; если показания манометров выходили за указанные пределы, то необходимо было стравить или дозаправить воздух. Стравливать воздух разрешалось в хранилище, дозаправка воздуха осуществлялась вне хранилища. При проведении двухнедельных работ ракета расчехлялась, проверялся её внешний вид, пломбировка люков ракеты, состояние индикаторов влажности. Внеочередные работы на ракетах проводились в случае прибытия или отправки ракет из хранилища. Внеочередные работы проводились в объёме двухнедельных работ. При работах большой периодичности производилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракет. Проверку бортовой аппаратуры необходимо было проводить через каждые 6 месяцев. На каждую ракету был заведён специальный формуляр, в которую заносились сведения о всех работах, проведённых на ракете в процессе хранения и эксплуатации, записи в формуляр обязательно заверялись подписью лиц, производивших работу. Кроме этого, на борт ракет, находящихся в режиме готовности, краской наносился трафарет, в котором указывались сведения о заправке ракеты воздухом и компонентами топлива, срок допустимого хранения ампульной батареи, состояние боевого снаряжения ракеты, шифр гетеродина. [2] На ракеты был установлен гарантийный срок хранения. Под этим понимался срок, в течение которого исправность ракеты или её отдельных агрегатов и приборов гарантировались заводом-изготовителем при условии строгого выполнения правил эксплуатации. Неисправности, выявленные в период гарантийного срока хранения, устранялись силами завода-изготовителя. Гарантийный срок хранения зависел от условий хранения ракет. Например, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты 207А в условиях отапливаемого хранилища составлял 2,5 года, а срок хранения полностью снаряжённой ракеты 207А на стартовой позиции полка — 6 месяцев. [4] Постоянно велись работы по увеличению гарантийного срока хранения. Для ракеты 217, пришедшей в 1963 году на смену 207А, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты в отапливаемом хранилище составлял уже 5 лет, а гарантийный срок хранения полностью снаряженной ракеты в естественных условиях на стартовой позиции полка — 1 год. [2] По истечении гарантийного срока хранения ракет устанавливался эксплуатационный срок. Под эксплуатационным сроком хранения ракеты понимался общий срок её годности для боевого применения, включая и гарантийный срок хранения. Эксплуатационные сроки хранения ракет после истечения гарантийных сроков устанавливались и продлялись специальным решением. [2] Основной задачей ракетной технической базы было обеспечение зенитных ракетных полков снаряженным ракетами в случае ведения боевых действий. Также в задачу технической базы входила подготовка парадного расчёта для прохождения по Красной площади про проведении военных парадов. Впервые ракеты зенитного комплекса С-25 были показаны на параде, прошедшем 7 ноября 1960 года. Военные парады на Красной площади проводились два раза в год — 1 мая в честь Международной солидарности трудящихся и 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции. Последний первомайский парад прошел в 1968 году, а ноябрьский — в 1990 году. Парады по случаю Дня Победы проходили 9 мая в 1965 и 1985 годах. Боевые машины с ракетами зенитного комплекса С-25 последний раз участвовали в военном параде 7 ноября 1986 года. Личный состав в/ч 52147 более 40 раз принимал участие в парадах на Красной площади. Вспоминает генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда Коломиец Михаил Маркович: «Для руководства всей системой С-25 и несения ею боевого дежурства было сформировано четыре корпуса ПВО особого назначения, входящих во вновь созданную первую армию ПВО особого назначения. Первым ее командующим стал генерал-полковник К. П. Казаков (в последующем маршал артиллерии). Начальником одной из технических баз в декабре 1952 г. был назначен и я, как офицер-ракетчик и фронтовик: сначала на базу армейского подчинения в г. Истру, а затем на ст. Трудовая 10-го корпуса ПВО ОН. И та, и другая базы располагались в живописных местах Подмосковья — около Истринского водохранилища и по Дмитровскому шоссе, на берегу канала Москва-Волга. Доставка ракет на технические базы с заводов промышленности, а также, полностью проверенных и снаряженных боевой частью с баз в зенитные ракетные полки проводилась с большим секретом, только в ночное время под прикрытием мощных автотягачей в голове и хвосте колонны. Они не давали возможности гражданским автомобилям обогнать военную колонну. Помнится такой эпизод. В районе дислокации базы Трудовой, в лесном массиве на берегу канала, находились, да и сейчас находятся, элитные, даже в то время, дачи в основном руководящего состава Министерства обороны, в том числе и дача начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского. В одну из ночей с ракетного завода в г. Долгопрудном в сторону технической базы двигалась колонна ракет. В это же время из Москвы на свою дачу возвращался В. Д. Соколовский. Его скоростной автомобиль неоднократно пытался обогнать колонну, но это ему не было позволено до тех пор, пока колонна не повернула на дорогу в сторону базы. Субботник. 9 батарея, 5 отдел, вч 52147, 1977. Первый с лева подполковник Алютов Иван Алексеевич, начальник 5-го отдела, далее майор Ватисов Ю.,майор Сень Л. И.,замполит 5-го отдела, капитан Гусаров В. А. На следующее утро в штаб базы прибыл порученец маршала В. Д. Соколовского и передал его приказание — прибыть к 12.00 в Генеральный штаб к нему на беседу. Я тут же доложил об этом командующему 1-й армии генерал-полковнику К. П. Казакову и, захватив с собою специальную инструкцию по доставке ракет из завода на базу и в зенитные ракетные полки, убыл в Москву. Маршал В. Д. Соколовский встретил меня несколько строго, но вежливо. Это было в его характере. Он отличался высокой культурой во взаимоотношениях с подчиненными. Маршал задал вопрос: «На каком основании мне не позволено обогнать колонну, следующую с ракетами?» Я доложил, что начальник колонны, офицер вел ее согласно Инструкции Генерального штаба. «Кто утвердил такую не совсем разумную инструкцию?» — спросил маршал. «Вы, товарищ Маршал Советского Союза», — ответил я. Маршал немного смутился и сказал, что, по-видимому, инструкцию необходимо переделать. На что я ответил: «Этого не следует делать. Инструкция хорошая и я, как начальник базы, заверяю Вас, товарищ Маршал Советского Союза, что впредь при подобной ситуации, в случае необходимости, проезд Ваш будет обеспечен беспрепятственно, при полной безопасности». Маршал не стал уточнять, как я сумею это сделать, и вежливо со мною распрощался, назвав меня хорошим соседом». Воспоминания выпускников академии Ф.Э.Дзержинского: В связи с бурным развитием в СССР ракетной техники возникла острая потребность в офицерах-специалистах в этой области. В результате, 21 января 1953 года было выпущено Постановление СМ СССР №177—80сс, которым предписывалось призвать в Вооруженные Силы 900 студентов старших курсов ведущих высших учебных заведений технического профиля и направить их в Артиллерийскую инженерную академию имени Ф.Э.Дзержинского для дополнительного обучения. После окончания академии часть выпускников была направлена в подмосковные части ПВО. Сами объекты тогда только строились. Вот воспоминания выпускников академии, начинавших службу на базе хранения и снаряжения ракет (в/ч 52147) под Трудовой Дмитровского района [1]: «Как пример, можно привести описание первых дней в части выпускников курса «В». Всех привезли за 25 км от города, выгрузили на голом дворе с несколькими бараками. Это было управление корпуса ПВО. Встретил их корпусной синклит во главе с рослым стриженым полковником. Это был командир корпуса Сапрыкин. Спустя 15 лет спецнаборовцы встречали его уже генерал-полковником, командующим Уральской армией ПВО. Перед «академиками» выступили с речами начальники, потом накормили обедом, на столах из струганных досок в солдатской столовой и по такому же рациону. Нескольких человек оставили в службе главного инженера корпуса — Сашу Толстоухова — инженером по ракетам, Васю Левченко — энергетиком, Сашу Ляшенко — в отделе боевой подготовки. Других по одному, по два увезли на «газиках» в полки — капитан Д. Касаткин, лейтенанты К. Лисовский, В. Ильин, М. Зеленкин, Г. Кальнов и др. А 16 человек отправили на техническую базу корпуса, которой тогда командовал гвардии полковник Коломиец Михаил Маркович, участник войны, командир батареи «Катюш», закончивший потом Артиллерийскую Академию. Это были ребята из МАИ, инженеры по приборам ракет — по автопилоту, рулевым машинкам, гироскопам, программным механизмам — Юрий Панов, Юрий Чистов, Виктор Начученко, Владимир Одинцов, Виктор Мартыненко и Виталий Якименко из ХПИ. Участник войны Юрий Науменко стал инженером по двигателям. Другому фронтовику Анатолию Волошину дали должность, связанную с хранением и транспортировкой ракет, которых еще не было. Сева Струк стал инженером по ремонту тех же будущих ракет. Еще на эту базу были назначены Павел Пинаев и Иван Дмитриев из Ленинградского Политехнического института, а также Соколов Юрий, Чебесков Юрий, Губский Альберт, Генрих Коновалов (последний из Одесского Политехнического института). На базе появилось сразу 16 выпускников Академии. В то же время до этого там был лишь один офицер с академическим значком — зам. начальника штаба подполковник Селезнев, участник войны, с одним стеклянным глазом, за что коллеги прозвали его в шутку «пусто — один». В последующие годы туда прибыли спецнаборовцы О. Андреев, О. Пелевин, А. Курьянов, Н. Шалев и другие. Володя Янчивенко, бывший студент-технолог Томского Политехнического института, попал в автобатальон. Ещё когда я заканчивал в 1954 году Сумское военное училище, председатель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии) сказал нам, выпускникам, что мы будем служить у него, полковника Коломийца Михаила Ефимовича. Так оно и вышло — после недолгой службы в в/ч 86613 (зенитно-ракетный полк под г. Клин) я был переведён для дальнейшего прохождения службы в 1491-ю зенитно-ракетную техническую базу в/ч 52147, что около платформы Трудовая между Лобней и Дмитровым. Назначили меня начальником хранилища с 3 мая 1955 года в отдел №3 — хранения и транспортировки (впоследствии отдел транспортировки выделили отдельно и присвоили ему №6). Командиром части, как и обещал, был полковник Коломиец М. Е., начальником штаба — полковник Омах Прокофий Романович, главным инженером — майор Ефимов. В часть входили отделы и службы: Отдел №1 — испытание ракет (начальники отдела Баштан, Гавриков, Злобин Александр Иванович, Коваль) Отдел №2 — заправка и снаряжение ракет (нач. Дёмин, Царенко, Снежко, Анисимов) Отдел №3 — хранение ракет (нач. Лыткин, Волошин Анатолий Никандрович, Якименко, Шмелёв Н. Н., Давидянц Альберт Константинович, Слабунов Тимофей Яковлевич) Отдел №4 — транспортировка ракет (Починок, Гриценко, Чаплыгин) Отдел №5 — главный механик (Алютов Александр Иванович) Отдел №6 — главный энергетик (Декин Николай Иванович, Гиниатулин Кадым Шайгарданович, Сырбу Павел Иванович) Отдел №10 — технический дивизион (испытание и транспортировка ракет С-125) в г. Дмитрове (командир тдн Кошелев Евгений Геннадьевич) Караульную службу, патрулирование обеспечивал батальон охраны и химзащиты (командир Кудинов, офицеры Нестеров Владимир Михайлович и многие др.) БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО несли отделы №№2,3, 4, 6, 10. Ежегодно часть убывала на полигон, где готовила и испытавала ракеты к реальным пускам по контрольным целям, которые осуществляли зенитно-ракетные полки 1 ОА ПВО ОН. Ракеты так жегрузились на эшелоны силами и средствами части. На довольствии стояло одновременно до 3 000 солдат и сержантов, сотни офицеров и сверхсрочников, кроме того необходимо было ежеминутно решать вопросы жизнеобеспечения и порядка в жилгородке. Командиры части (1952—1989): Полковник Коломиец Михаил Маркович Подполковник Быков Полковник Марков Павел Иванович Генерал-майор Никифоров Полковник Алашеев Полковник Хальчевский Виталий Павлович Полковник Шушко Григорий Иванович Полковник Пустеленин Владимир Иванович Начальники штаба: Полковник Омах Прокофий Романович Полковник Дёмин Полковник Царенко Андрей Акимович Полковник Галкин Сергей Иванович Полковник Асеев Полковник Зайцев Пётр Иванович Подполковник Малов Валерий Васильевич Начальники политотдела: Подполковник Смирнов (зам. по полит. части) Полковник Мусиков Полковник Долганов Полковник Иванников Полковник Караванский Игорь Тимофеевич Полковник Шаповалов Николай Яковлевич-до 1978 Полковник Беляков Владимир Иосифович — 1978—1987 Подполковник Красиков Василий Павлович — до 1989 Главные инженеры: Майор Ефимов Полковник Гавриков Александр Иванович Полковник Горскин Александр Иванович Зам. по тылу: Полковник Белоусов Николай Андреевич Полковник Климентовский Вспоминает ветеран в/ч 52147 подполковник Чаплыгин Михаил Константинович «Я служил рядовым в группе советских войск в Германии. Закончил там сержантскую школу, есть такая школа — Кумерсдорфгут, около Берлина. Потом был приказ министра обороны — лица, которые закончили сержантскую школу и имели 10—11 классов образования, могут поступать в военные училища. Я пошёл в автомобильное училище. Посоветовали или Рязанское, или Челябинское, или Уссурийское. Я уехал в Уссурийск, это на Дальнем Востоке. После окончания нам присваивали звание лейтенанта, и я попадаю в 1-ю Армию особого назначения. Я как сюда приехал лейтенантом, я как зашёл! Я думал — это как санаторий! Все кюветы под одним углом, всё… В спортзал зашёл, думаю — вот это да! Это был 1968 год. Попадаю на должность командира автомобильного взвода. Потом меня назначают в сержантскую школу, я сделал два выпуска сержантов. После этого выпуска меня назначили на должность командира роты. Лейтенантом я командовал ротой, в 69-м году. Через определённое время присвоили мне старшего лейтенанта. Прокомандовал я автомобильной ротой больше 10 лет. Потом меня назначили на группу, присвоили майора, после этого — на начальника отдела, получил подполковника. Наша часть была 52147. Это база, которая обеспечивала ракетами зенитные полки 10 корпуса ближнего и дальнего кольца. В случае войны наша задача была — обеспечить снаряжение и вывезти все изделия за трое суток на ближнее и дальнее кольцо. Был расчёт определённый — какие колонны выходят в первую очередь, какие — во вторую, как идёт формирование колонн. Вот тревога — через 20 минут должна уйти первая колонна. С ракетами постоянной готовности, которые уже заправлены и снаряжены полностью, тягачи заправлены. Значит, одиннадцатые А, Б, В, Г, потом восьмёрка В, Г. В общем, здесь по 15 изделий стояло, а там — по 10. И шестёрки — А, Б, В, Г. Все полностью готовы. На базе, наверное, было около пяти тысяч ракет. Надо было снаряжать, надо было перегружать и всё прочее. Было 280 тягачей, которые способны были выполнять боевую задачу. Это считалось две автороты. Также был ремвзвод, который ремонтировал. И автомобильный взвод, который подвозил хлеб, продукты и так далее. Ну и для снаряжения ракет было всё необходимое. Вот я командовал когда потоком Б, я насчитал там больше десяти 36-и кубовых ёмкостей, это на четвёрке, где горючка была, и на девятке тоже так же было. В общем, запас был полностью — и на потоке А, и на потоке Б. Ракеты приходили, заправлялись, снаряжались и отправлялись. Все работы выполняли в динамике, одновременно — и погрузка, и разгрузка, и подача. Даже в случае отключения Мосэнерго у нас были свои дизеля, они автоматически включались. Если водопровод где-то там отключили, не подали — у нас был запас воды. Для городка отдельно, вот здесь между домов горка есть, там в подземном резервуаре была вода. Всё было рассчитано на ведение боевых действий независимо ни от каких причин. Всё было подготовлено очень серьёзно. И никто не мог помешать выполнению боевой задачи. Вот даже те компрессора, которые работали по воздуху, там сколько было тогда? Пять цистерн пятнадцатикубовых были зарыты. Кончилось топливо — переключился на другую, переключился на другую. То есть работа не могла остановиться хоть на полчаса, хоть на час. Всё было отработано чётко. Это была такая система, которая была продумана, как говорится, от начала до конца. Ведь что такое колонна? Это определённое количество машин, выполняющих боевую задачу по одному и тому же маршруту и имеющее кого? Начальника, определённое количество машин и обязательно тех. замыкание. У нас было тех. замыкание такого порядка — если идёт колонна, встало, например, изделие на железнодорожном переезде, на перекрёстке или ещё где-то — выходило что? Замыкание выходило, изделие цеплялось на жёсткую или какую там ещё сцепку и убиралось. Всё было рассчитано на полторы-две минуты максимум. Да какое там — 45—50 секунд и всё, изделие убрали. Как на параде. Вот я участвовал на параде в 92-м году, у нас там был расчёт тоже так же. В случае остановки, на Красной площади остановилась — ну бывает, всё в жизни бывает. Всё так рассчитано — раз, и становится в строй. Ну как солдат на параде — бывает, что споткнулся, ну всё бывает, да? И никто даже не заметит. Вот так было всё отработано. Войсковая часть 52147 расформирована в 1989 году в связи со снятием с вооружения ЗРК С-25.

Вице-Председатель: Леонов Д.Н. пишет: Вспоминает генерал-лейтенант Коломиец Михаил Маркович Родился 1 ноября 1918 года В 1937г. поступил в Сумское артиллерийское училище и успешно окончил его в 1939 году. За проявленное мужество в боях под Москвой М.М. Коломиец был награжден первой боевой наградой — орденом Красного Знамени, который ему лично вручал Михаил Иванович Калинин 17 марта 1942 года в Кремле. В ноябре 1943 года М.М. Коломиец назначен командиром 84-го гвардейского минометного полка, которым командовал до конца Великой Отечественной войны в составе войск 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов. Его полк участвовал в операции «Багратион», форсировании реки Нарев в районе Пултукс, в разгроме вражеских войск в Восточной Пруссии, а в апреле 1945 года — в штурме города-крепости Кенигсберг. Закончил свой боевой путь Михаил Маркович западнее Кенигсберга в звании подполковника и с шестью боевыми орденами на груди: двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды. В 1949 году, М.М. Коломиец окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Затем около года проходил службу в одном из управлений Генерального штаба в должности старшего офицера. С середины 1950 по февраль 1952 года командовал дивизионом курсантов в Киевском артиллерийском училище, а в феврале 1952 года был назначен начальником курса Ростовского высшего инженерно-ракетного училища. С 1953 по 1956 год он — начальник Военно-технической базы особого назначения Московского округа ПВО, в 1956—1958 годах — заместитель командира 6-го корпуса ПВО 1-й армии ПВО особого назначения Московского округа ПВО. В сентябре 1963 года по решению ЦК КПСС и Министерства обороны его назначают начальником специального управления по вводу систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной и противокосмической обороны. Создание этих мощных систем, в котором принимали участие выдающиеся ученые и крупные специалисты военно-промышленного комплекса страны и военные строители, при наличии Ракетных войск стратегического назначения, явилось фактором сдерживания в развязывании ракетно-ядерного нападения со стороны любых государств, владеющих этим разрушительным оружием. Заслуги генерал-лейтенанта М.М. Коломийца и его вклад в укрепление обороноспособности страны высоко оценены государством. В феврале 1978 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Кроме перечисленных выше орденов и медалей, полученных в годы Великой Отечественной войны, он отмечен орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Является почетным гражданином города Красногорска Московской области. После увольнения в 1984 году в отставку М.М. Коломиец 15 лет проработал советником Координационного центра по сотрудничеству с зарубежными странами в области вычислительной техники. Михаил Маркович с удовольствием встречается с офицерами — бывшими его воспитанниками, с однополчанами и соратниками по службе в Войсках ПВО.Умер 6.08.2010г. в Москве. Председатель сказал: о Таких людях в полный рост и во весь голос!!!! Бронислав Борушевский С1966 по1969 учился в ЖВЗРККУ Войск ПВО страны имени Ленинского комсомола. Направлен для дальнейшего прохождения службы в МВО в 1 армию ПВО ОН в/ч 51916 Звенигород д.Фуньково. Служил на С-25 старшим техником РТЦ во второй группе на передатчиках. Командиром группы был Титенко Василий Иванович, заместитель командира группы Катилов Борис Йосипович. В 1975 году был переведен в Трудовую в/ч 11291 на должность начальника группы по обслуживанию антенн на РТЦ С-25 в частях 1 армии ПВО ОН. На антеннах проводили регламентные работы, проверка и настройка КСВ антенн, проверка ремонт коллекторов двигателей. Затем и демонтаж антенн в связи с ликвидацией С-25. Затем был назначен начальником группы в/ч 11291 по поверке радиотехнических рабочих средств измерений в частях 1 армии ПВО ОН. В 1986 в связи с реорганизацией на базе 5 цеха в/ч 11291 была образована в/ч 62056 база измерительной техники. Здесь проходил службу в должности начальника отдела поверки и ремонта образцовых и рабочих радиотехнических средств измерений. Отдел проводил поверку рабочих СИ как на стационаре так и в частях 1 армии ПВО ОН МВО. Затем был назначен начальником отдела ремонта образцовых и рабочих радиотехнических средств измерений в в/ч 62056. Уволился в 1993 году.

hakkapeliittaa: Леонов Д.Н., огромный респект за последние посты о Трудовой базе. Честно говоря, начиная с времен моей службы я знал номер в/ч 11291, похожий на номер моей базы - 11281. Всё-таки, видимо были отличия в подчинённости "корпусных" баз, раз список частей гарнизона Трудовой отличается от Голицыно. Т.е., собственно техбазой 10-го Корпуса была в/ч 52147. Можно подумать, что номер исчез в связи со снятием 25-ой системы? А еще и подразделение части ПРО - в/ч20007, а еще база измерительной техники... А где-же тогда так называемая Малая база, занимавшаяся номерными гетеродинами? Надо как-то разобраться в этом вопросе. Кстати, каждую зиму до первой недели апреля включительно я проезжаю по два раза в неделю мимо Трудовой - в направлении лыжного парка, и всё никак не заеду в городок. Мне стыдно... Дмитрий, а в музее части есть что-то непосредственно о 25 системе? Фотографии, макеты, или, допустим, какая-то небольшая деталь от ракеты? Отдельное спасибо за рассказ Михаила Константиновича. Интересная судьба у человека. Автомобилист по образованию, командовал авторотой, и, как я понял, стал он через некоторое время ракетчиком - командиром группы, т.е. одного из потоков, а позже - всего отдела заправки и снаряжения. Так? Хотелось бы еще вспомнить несколько моментов из рассказа М.К.в это же время выходили колонны с изделиями на поток. Их там снаряжали – заливали горючку, заправляли воздухом, самое последнее – ставилась боевая часть. Мне почему-то помнится, что последним был окислитель. Да и поток так расположен - КИС, воздух, Г, БЧ и О. Хотя в сугубо мирном варианте, когда отдел сливал и заправлял, расснаряжал и снаряжал ракеты колонн ПБГ и ракеты из полков, были, как мне кажется, и варианты. больше трёх тысяч было. Почему? Потому что ещё было побочное. Имеется в виду – госпиталя, санчасти, столовая, диспетчерская служба. У нас были свои мотовозы, мы сами завозили и груз, и изделия, и так далее. Всё было автономно. Наверно, речь идет о ШДР до середины 70-х, когда полки и базы были кадрированы, а позже численность л/с сокращалась еще. На учениях вводные были разные – завал, из здания не выехать, нападение на колонну, пожар, взрыв в колонне и так далее. Всякие были вводные. И у нас была выездная бригада – там был трактор, экскаватор, автогрейдер. Бригада специальная была, сразу оцеплялось это место. Самое главное что? Охрана! Чтобы людей посторонних не было никаких – ни слева, ни справа, ни сверху, ни снизу, ни с воздуха. Оцепили всё, а потом идёт выполнение той задачи, которая ставится. Имеется в виду – убрать, расчистить и так далее. Мне посчастливилось раза три выезжать радистом колонны для замены ракет в полках. Так вот в 1983 году охраны колонны не было! Водители были без оружия, радисты, естественно, тоже. Начальник колонны, капитан или старший лейтенант, был в полевой форме с кобурой, но вот на счет оружия не уверен. Были машины сопровождения впереди и сзади, как правило, в одной из них находился Главный инженер или его зам. А начальник колонны ехал в первом тягаче. Было еще несколько офицеров, но не в каждом тягаче присутствовал старший машины. Были еще резервный тягач и передвижная авторемонтная мастерская. Проблемы были со связью, особенно, при дальних выездах. А еще в сигнально-кодовых таблицах для нас, радистов, не имелось готовых кодированных фраз типа - остановите колонну перед ж/д переездом. Или через 300 метров после переезда. Говорили открытым текстом... Интересно, как было тогда, когда в наших войсках всего и всех хватало. И несколько слов вдогонку... Под этим готов подписаться:Это непросто по нескольким причинам: 1. Техническая - не все являются уверенными пользователями. 2. Вопрос настроения - не все любят предаваться воспоминаниям, нужно создать определённое настрение. 3. Вопрос доверия - у многих воспоминания заканчиваются при виде диктофона. 4. Вопрос субординации - есть командир/нач.штаба, пусть сначала они. 5. Тематика воспоминаний - про что вспоминать. Просто спросить - расскажите - не работает. На встрече на базе в октябре прошлого года общался с моим комбатом. Рассказывает с удовольствием, хотя и ссылается на забывчивость периодически. Мы с Вице-Председателем приглашаем моего комбата на наш форум. Нееее, ребят, меня в тырнете нет, - улыбался Александр Николавевич. - Вот дочь да, она в любит посидеть в сети, а мне не надо. Приезжайте, шашлычок можем устроить, повспоминаем - пожалуйста. А писать - не моё... Другой пример. В соседнем доме живет бывший военный лётчик-инструктор, Виталий Александрович, ему слегка за 80. Здоровье не очень, но он старается себя поддерживать в форме, много гуляет с собакой. Служил на МиГ -19, 21 и 23. Почти всю свою долгую службу в авиаполках занимался обучением молодых лётчиков и переучиванием на тип. Налёт - гигантский по военным меркам. Падал (правда, на Ан-2), горел, садился на честном слове с тяжелейшими отказами техники. Рассказывает про былое с удовольствием, благо, во мне увидел благодарного слушателя, который, к тому же, знает, чем угол атаки от тангажа отличается . Я говорю ему - напишите мемуары, Вы же столько помните, столько знаете! Это точно будут читать! Не надо говорить с издательствами, надо просто в сети выложить и всё! Он отвечает, что дочь у него журналист, тоже его просит. Но Виталий Александрович ничего не пишет... Увы. Дай Бог ему здоровья!


Леонов Д.Н.: hakkapeliittaa По поводу заправки и охраны - ну на то они и воспоминания, а не официальные документы. Про С-25 в музее я обнаружил только одну фотку на плакате про в/ч 52147 - где парадный расчёт позирует на фоне машин с ракетами С-25. Как я понял, за последние 25 лет, прошедшие со снятия с вооружения С-25, сменилось поколение офицеров, и, похоже, не одно. Про солдат вообще не говорю. А люди, служившие на С-25, давным-давно на пенсии. Так что обмена информации не происходит. Как мог, попытался исправить ситуацию - оставил диски с передачами, которые делал с "Вечерним Дмитровом", и схему С-25 пана Збигнева. Ракета от С-25 стоит на объекте - я туда не дошёл, а дошёл бы - всё равно за КПП. Думаю, на объекте можно было бы насобирать артефактов, особенно при участии людей, там ранее служивших и помнящих - где чего. Но первая проблема - это действующая часть. И вторая - а кому это нужно?

Леонов Д.Н.: Заправщик пишет: Пока это нужно НАМ, но придёт время - будет нужно и другим. Ага, подбить руководство в/ч 11291 на создание ретро парадного расчёта с ракетами С-25 и выйти с предложением в соответствующие органы пройти на параде по Красной площади. Это Федерация Авиареставраторов на 65-летие победы хотела провести над Красной площадью эскадрилью По-2, но ТАМ сказали: "У вас самолёты старые - мало ли что... Нет, не стоит". Пришлось им летать на МАКСе. Так что в крайнем случае тоже можно на МАКСе выставляться - рядышком с С-400. Колуны на ходу реально найти, но лучше дизельные 131-е - они жрут меньше. ТЗМ в Трудовой на объекте поискать, или в Толбино. Или из Ашулука привезти - мне в своё время Толбинский главный инженер обещал из Ашулука стартовый стол првезти. С ракетами сложнее, но вроде на Тушинском одна оставалась. И будет чем солдат в личное время занять. Опять же, заму по воспитательной работе будет чем отчитываться. А то ещё под это дело какой грант получить от Воробьёва - на патриотическую работу. Короче, пишем текст проекта, назначаем от форума ответственного - и вперёд, к командиру части. Чтобы услышать стандартный ответ: "И без вас хлопот хватает. Денег нет, людей нет, помещения нет, трубы текут, за коммуналку никто не платит. А тут вы ещё." "Машин нет, ракеты все сдали на цвет.мет., ТЗМку не найти, а с Ходынки никто не отдаст" Короче, "просрали все полимеры".

Валерий Голяс: Думаю,что не было...Только если запускали ракеты-мишени 217м с таких столов.родной полигон для системы С-25-КАПУСТИН ЯР!!!!!

volhovm6: Арсений Одуорб (Военная метрология – наша судьба). О людях , посвятивших себя точным измерениям во благо защиты мирного неба Москвы. 1953 – 2013 год Популярно - исторический очерк. В брошюре В. Б. Броудо описана история военной метрологии Вооружённых Сил СССР (России) от становления в послевоенных 50-х , развития в 60 –х , расцвета в 70-80-х годах и до трудностей 90-х и 2000-х на примере самоотверженной работы и службы множества людей, ставших волею судьбы и по призванию МЕТРОЛОГАМИ, работавшими в маленьком военном городке недалеко от Москвы и обеспечивавшими своими точными измерениями защиту мирного неба москвичей от ударов вероятного противника с воздуха . . Без преувеличения можно сказать, что измерения буквально пронизывают всю деятельность войск, обеспечивая боеготовность, эффективность, безопасность и безаварийность эксплуатации ВВТ, здоровье и боеспособность личного состава, объективность контроля состояния окружающей среды, экономию денежных и материальных средств. В ведении военных метрологов весьма обширный круг задач: формирование парка средств измерений военного назначения, метрологическая экспертиза и метрологическое обслуживание образцов и комплексов вооружения и военной техники, проверка и ремонт средств измерений, испытания и утверждение типа средств измерений, аттестация методик выполнения измерений, аккредитация метрологических частей и подразделений, лицензирование метрологической деятельности, исследования и поддержание характеристик военных и рабочих эталонов и другие. Вероятность поражения, своевременность обнаружения, дальность и скрытн ость действий, готовность к применению и другие характеристики современного вооружения на поле боя зависят и от качества труда военных метрологов, от их профессионального уровня. Лесун Игорь Викторович (Начальник Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации – начальник метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник) ДАЛЕЕ Г.Семенихин В.Чечулин к-н Вилимивский

Вице-Председатель: К. Ш. Гиниатулин. Жизнь и эпоха. Отрывки Литклуб Трудовая Еще когда служил в в/ч 52116 я был зачислен внештатным инспектором по энергонадзору. 1 раз в 3 года я сдавал на 5 кв. группу по технике безопасности в комиссии энергетиков в в/ч 32396 (Армия). 5 кв. группа – это наивысшая группа по технике безопасности в стране и Вооружённых Силах. Во всех полках, которые находились в подчинении 10 корпуса (в/ч 52116) я проверял качество годовых регламентных работ на энергооборудовании, ездил с комиссией корпуса по проверке боеготовности полков, предстрельбовую боевую готовность (это готовность к выполнению боевых стрельб), по вопросам энергонадзора. Полки были расположены от г. Загорска до поселка Нудаль (Московской области), 9 полков от г. Пушкино до г. Крюково – 5 полков. Дальние полки системы с-200 в г. Калинине – 1 полк, в г. Кимры – 1 полк и техническая база – в/ч 52147 – ст. Трудовая. 1300 человек. За эту поездку был награжден Командующим Московского округа ПВО фотоаппаратом. Николай Салимовский 51890 1969—1971 52147 1971—1989 32163 1989—1994 Служил в нескольких частях 10 корпуса ОН:92861 п/п-к Корнеев 51890 п-к Кульков 52147 п-к Хальчевский, п-к Шушко, п-к Пустеленин 92881 п-к Харченко 32163 п-к Винницкий. Время службы май1969 - октябрь 1994. Гинтарас Лапинскас г, Муравленко, Дмитровский р\н,п\о Трудовая,в/ч 52147. 1985-1987 гг.Начал службу под командованием полковника Шушко,закончил под командованием полковника Пустиленина.

сергей параскев: начал службу в вч 52116 в 87г - дурдом , но понятный - часть на боевом дежурстве . был переведен в вч 52147 88-89гг - самые позитивные воспоминания. после расформирования переведен в вч 11291 - дурдом конкректный . кстати , я был перым сержантом в истории этой части попавшим на гауптвахту

Броудо: Доклад В.Д. Клапчука к 60-летию войсковой части 52147 части на общем собрании жителей военного городка Трудовая 21 декабря 2013 г Уважаемые ветераны! Дорогие друзья! Сегодня мы собрались по особому случаю. Минуло 60 лет со дня формирования войсковой части 52147, которая многие десятилетия была надежным звеном в противовоздушной обороне столицы нашей Родины города-героя Москвы, настоящей школой боевого мастерства, высочайшего профессионализма личного состава, стартовой площадкой в карьерном росте для многих генералов и офицеров Войск ПВО. Сердечно поздравляю вас с этим замечательным юбилеем, желаю крепкого здоровья, счастья, житейского благополучия. Приказ о формировании 1491-й зенитно-ракетной технической базы был подписан 1 декабря 1953 года, всего через восемь лет после окончания самой кровопролитной войны в истории человечества. Еще не залечив раны, не восстановив разрушенные города и села, заводы и фабрики, не накормив, как следует, детей и стариков, наша страна вынуждена была включиться в гонку вооружений, сознавая реальную угрозу со стороны ведущих капиталистических государства во главе с Соединенными Штатами Америки, объединённых в Североатлантический военный блок НАТО. Особая ответственность за безопасность государства ложилась на вновь создаваемые Войска противовоздушной обороны. Именно тогда, 60 лет назад, в составе Московского округа ПВО были сформированы 1-я Армия ПВО особого назначения, корпуса и полки системы С-25. Первым командиром войсковой части 52147 был назначен полковник Коломиец Михаил Маркович. Его заместителями, командирами подразделений были назначены офицеры-фронтовики Омах, Дёмин, Нестеровов , Склауни, Барадуля, Радченко, Маркисян, Кустиков, Ахромович, Галкин другие. Тыловые подразделения возглавили Белоусов, Щанников, Снегирев, Иванов, Сучков. Воспитательная работа среди личного состава была возложена на офицеров-политработников Смирнова, Мусикова, Андреева, Кашкарова, Иванникова, Караванского, Долганова, Шаповалова, Белякова и других. Огромную шефскую работу в части проводили участники Великой Отечественной войны, офицеры и генералы. Перед командованием войсковой части была поставлена сложнейшая задача - в кратчайшие сроки освоить новейшую ракетную технику и заступить на боевое дежурство по охране воздушных рубежей Москвы. Одновременно с изучением боевой техники, выучки расчетов, личный состав занимался оборудованием боевых позиций, строительством зданий, станций заправки, хранилищ и военного городка. За короткое время были построены казармы, жилые дома для офицерского состава, автопарк, Дом офицеров и другие объекты. В 1959 году части было вручено Боевое Знамя и Грамота за подписью Председателя Президиума Верховного Совета СССР Климентия Ефремовича Ворошилова. Это событие стало важной вехой в истории базы, которая за короткое время вошла в число лучших войсковых частей 1-й армии особого назначения. Личный состава 1491-й зенитно-ракетной технической базы неоднократно получал высокие оценки командования за выполнение задач по обеспечению боевых стрельб полков и зенитно-ракетных дивизионов 10-го корпуса ПВО особого назначения, а в последние годы 88-й дивизии ПВО на полигоне « Капустин Яр». Участник «последнего полигона» части в 1984 году, главный инженер войсковой части 52147 в отставке Горскин Александр Иванович. На фото справа пуск ракеты В-300 комплекса С-25 на полигоне Капустин Яр. В разные годы многие наши однополчане выполняли интернациональный долг во Вьетнаме, Лаосе, Египте, Сирии, на Кубе, передавая товарищам по оружию свой богатый опыт. Наша база неоднократно достойно представляла Войска ПВО на военных парадах на Красной площади в честь Победы, очередных годовщин Великой Октябрьской социалистической революции, демонстрируя правительству страны, многочисленным гостям, в том числе зарубежным, силу и мощь наших Вооруженных Сил, высочайшую профессиональную подготовку. Знаю, многие ветераны бережно хранят в своих семейных архивах благодарственные письма и Почетные грамоты за участие в военных парадах, помощь, которую офицеры и солдаты базы оказывали колхозам и совхозам Сибири в уборке урожая. Мы гордимся, что именно наш товарищ, капитан, а ныне полковник в отставке Григорий Иванович Ковальчук первым в 1 Армии, (войсковой части 32396) получил почетное звание «Мастер военного дела», был награжден орденом Красной Звезды . Сегодня Григорий Иванович находится среди нас. Мне хочется поблагодарить ветерана за его долгую и безупречную службу в Вооруженных Силах, за все, что он сделал для укрепления обороноспособности нашей страны, за доброту и порядочность, пожелать ему крепкого здоровья, долгих лет счастливой жизни. Хочется поблагодарить и других ветеранов, много сил и здоровья отдавших повышению боевой выучки личного состава, укреплению дисциплины, воспитанию молодых солдат. Всех перечислить невозможно. Назову лишь некоторые фамилии. Это начальники отделов, служб, зданий Доманов, Курьянов, Кочетков, Шмелев Н.Н., (которому есть что вспомнить, когда ракеты были поставлены на боевое дежурство и стал вопрос -- что делать дальше), Царенко, Федорин, Шухов, Контратенко, Сулимовский, Малинин, Ларин, Пахомов, Баштан, Гриценко, Серебрянников, Алютов, Бепов, Кулаков, Серухин, Носенко (Морозки, филиал базы), Снежко, Кудинов, Назаретян (дивизион), Хлюстов (во время Великой Отечественной войны командовавший ротой, в которой воевали одни девушки). На нашей базе была воспитана целая плеяда одаренных командиров батарей. Это Салимов, Якунин, Егоров, Бойко, Байков, Беляков, Н. Енин, Велимиевский, Дьячкин, Баранецкий, Чаплыгин и др. Большой вклад в укрепление боевой готовности части внесли сверхсрочники (в последующем прапорщики). Это командиры взводов, старшины, начальники складов, тыловые работники, в том числе Певзнер, Сихбатуллин, Присяжнюк, Волков, Михайлап, Шапкин. Особая наша благодарность женщинам - служащим Советской Армии: Барамыкиной, Гавриковой, Поповой, Смирновой, Волосюк. В составе нашей части, как вы знаете, было особое подразделение, которое, в случае начала боевых действий должно было спецзарядами преградить групповой прорыв к Москве воздушных целей и ракет. У истоков его формирования стояли профессионалы своего дела - полковники Еремин, Алин, Малов, Субботин, Шаманов, Волошин, Панов, Курильчик и другие, подготовившие целую плеяду специалистов высочайшего класса. Свой след в истории войсковой части 52147 оставили многие офицеры и рядовые. Это Бугров, Пушных, Василатий, Нагорный, Бондаренко, Петренко, Починок, Кольцов, Волков, Жарков, Супрун, Бугай, Мифтахов, Зверев, Рыбкин, Хуторнов, Файзов и др. Многих их перечисленных ветеранов уже нет с нами. Давайте вспомним о них, почтим их память минутой молчания. Мы помним, какое повышенное внимание к нашей части было у командования армии, Московского округа ПВО, Войск ПВО, и даже Министерства обороны. Базу неоднократно посещали высокие военачальники, в том числе начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Ахромеев, с которым мне посчастливилось пообщаться в узком кругу, видные деятели культуры и искусства, заслуженные и народные артисты. Командование части несло кроме того огромную ответственность за жизнеобеспечение большого военного городка, на что уходило много сил и времени. … Сегодня, наблюдая за происходящим, с грустью вспоминаешь былые годы. И не только потому, что мы были моложе. Жизнь была другой, более интересной, насыщенной. Вспомним, какие интересные мероприятия проходили в нашем Доме офицеров, какие баталии разворачивались на спортивных площадках. А выступления духового оркестра, которым, на протяжении многих лет бессменно руководил участник Великой Отечественной войны старшина Косенко? Послушать самодеятельных артистов, потанцевать, попеть в наш парк приходили едва ли не все жители военного городка. благодаря стараниям еще одного энтузиаста, Владимира Хуторнова - в 80-е годы духовой оркестр нашей базы знали едва ли половина жителей Московской области. Уволившись из Вооружённых Сил, Владимир Хуторнов какое-то время возглавлял управление культуры в Долгопрудном, а в настоящее время работает в администрации Президента Российской Федерации. Художественной самодеятельностью и спортивно-массовой работой было охвачено большинство военнослужащих и жителей городка. В 1989 году , после расформирования, Боевое Знамя войсковой части 52147 было передано на хранение в Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации. Но память сильнее времени. Мы помним всех, с кем нас свела судьба на подмосковной земле, с кем мы прошли замечательную школу боевого братства, где выросли и возмужали. Здесь, на базе в Трудовой, у многих из нас родились и выросли дети. Здесь был и есть наш дом, пусть порой не такой уж уютный и теплый, но всегда гостеприимный, распахнутый для близких друзей. В заключении хочу пожелать всем нам здоровья. А еще хранить память о нашей войсковой части, боевых товарищах, По возможности, чаще встречаться. Но только по радостным случаям. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с наступающим Новым годом, Рождеством. Пусть он для всех нас будет счастливым и радостным. Ссылка на материал

KOLUMB: Видео 2018 годаВидео 2018 года. Здесь находился три дня в июне 1988 года. Сюда нас, призывников из Ставрополя, 28.06.1988, привезли на крытых бортовых машинах из аэропорта Внуково. Вещь-мешки сдали на «хранение» в какую-то комнату с сержантами. В процессе «хранения» изъяли (украли) всё, что было новое и как-то можно использовать или продать. Мой мешок оказался пустым, поскольку я совсем не готовился служить и не знал, что в армию нужно брать с собой всё старое, пользованное, тогда есть надежда, что не украдут. В этот день столовая на нас не была рассчитана, поэтому нам выдали паёк: какие-то консервы, не помню что, поскольку ничего не ел, не хотелось. Затем провели тестирование в ленкомнате на первом этаже, на видео её показывают, так и называют. Вопросы тестов были в основном на сообразительность, эрудированность, быстроту мысли. Время ограничили. Большинство вопросов элементарные, взяты из журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Но были и такие: В чём измеряется сопротивление? И варианты ответов а) в силах, б)в нарпяжении, в) в Омах, г) в Вольтах, д) в сопротивлениях, е) свой вариант ответа. Или такое задание: «Опишите своими словами процесс пайки, как понимаете.» Как в последствии узнал, некоторые сдали листки почти чистыми, на некоторых было крупно написано: «ЧТО ЭТО ЗА Х___Я ТАКАЯ» и т.п. Совсем мало было листков, где все задания были выполнены. Один из них был мой, очень старался, предельно серьёзно отнёсся к этому тестированию и старался правильно выполнить все задания. Только по этой причине оказался на Затворе в Центре АСУ стажёром на 42-й кабине. Ещё одного парня из Ставрополя (Павел Буйный) взяли в роту связи всех остальных земляков распределили по дивизионам. Личных собеседований не проводили. В этот первый день, кроме скромного перекуса и тестирования больше ничего не было. Спали в казарме на железных кроватях в одежде. Следующие дни кормили в столовой, мы слонялись по разрешённой нам территории. Новобранцев было много, иногда подвозили новых из разных регионов-городов, периодически всех собирали на построения, когда приезжали из дивизионов забирать своих. Так всех и разобрали, вообще всех. Остались только я и ещё один парень, которого взяли в ЭТР, не помню как звали и откуда он был. На третий день, Мы обеспокоились ситуацией, остались двое, всех разобрали и никого больше не привозят. Нашли комнату, на которой написано Канцелярия, там был капитан. Он нас сразу успокоил: «Здесь никого не теряют, сейчас посмотрим куда Вас определили». Взял наши личные дела, и тут я остолбенел, моё дело выглядело как тоненькая папочка, хотя в Ставрополе, это был внушительный талмут с кучей всяких анализов, выписок, лент ЭКГ, записок всяких врачей. Оказывается в Ставрополе в крайвоенкомате моё дело «подчистили», иначе покупатель меня не взял бы в МО ПВО. Так вот, этот капитан сказал: «Вы оба на Затвор». Нам это совсем ни о чём не говорило, на какой-такой оружейный затвор. И добавил: «Ожидайте, приедут за Вами, туда я звонить не буду, напоминать им». На следующий день с утра за нами приехал мл.сержант и обычной электричкой мы прибыли на ст. Долгопрудная. Поскольку вещ-мешок у меня был пустой, то пришлось тут же купить пасту, щётку, мыло, бритвенный станок. Трудовая заброшена в 2012 году. 2019 - внутри зданий обитают либо бомжи, либо нелегалы. Заброшенные постройки военного городка никем не охраняются. На видео ,В столовой, называют «раздаточные окна», не все, в некоторые грязную посуду подавали. Здесь вся еда стояла на столах в кастрюлях и самому надо было наливать в тарелки – стандартный армейский вариант, в 52116, на Затворе, солдаты каждый с подносом подходил брать еду и с подносом шёл к столу. На видео Помещения с другой стороны раздаточных окон – это мойка посуды и варочное помещение. Все фото взяты с сайта )*URBAN3P.RU*( Мужчина на видео - это Сергей - фельдшер санчасти на Затворе в 1988 году, по призыву на пол года старше меня. Второй год 1989, он служил на Комитете.) Видео продублировал здесь ФОТОГАЛЕРЕЯ Трудовая

Леонов Д.Н.: Трудовая заброшена в 2012 году. 2019 - внутри зданий обитают либо бомжи, либо нелегалы. Заброшенные постройки военного городка никем не охраняются. Последний раз был на территории городка в 2013-м. Городок железным забором разделён на жилую часть, куда свободный проход, и казарменную - с КПП и всем, что полагается. Как я понял, штаб части перенесён на объект. И ещё характерная деталь - год назад составлял список памятников-ракет С-25. Попросил знакомого сфотать и ракету в Трудовой - она не в городке, а на въезде на объект, километрах в 2-х. Вскоре получил от него ответ - особист запретил памятник фотографировать Пришлось фотку надыбать на просторах интернета Так что насчёт заброшенности - преувеличение.

Anatoly: Леонов Д.Н. пишет: Так что насчёт заброшенности - преувеличение. Один из бывших старших офицеров базы как-то говорил про это. Если очень кратко - корпуса, полки, армия - фигня. А вот базы - особый разговор. Ключевое слово - логистика. Которой в полках/корпусах/армиях просто нет. В развитом виде. А базы? Пусть рельсы выдраны, рампы и прочее в разрухе, но восстановить проще, чем создавать новые площадки. Поэтому за территории баз (объектов, не городков), так держится МО. Не для оборонных, так для своих "коммерций" держат.

РИЦак: Вглядываюсь в фото, стараюсь вспомнить здания, длинные склады, столовую - не солдатскую История такая: Жена нашего ротного старшины по фамилии Украинский- была директором продовольственного военторга. (Далее в тексте -завмаг) Иногда старшина (без принуждения ) предлагал 3-4м старослужищим свободным от смены помочь с разгрузкой провианта. В основном под конец лета - когда поступали арбузы. Вот мы и «старики» и конечно рады отвлечься от занятий, а заодно и отведать арбузиков. Знали, что супруга прапорщика выделяет грузчикам несколько арбузов. Ах! Эти спелые арбузы со свежим батоном (батоны покупали сами). Года через два после армии как-то пробовал- не очень впечатлило. т.е. отъелся. Также, где-то раз в квартал, а особенно к праздникам старшина предлагал съездить с завмагом в Трудовую. В основном Трудовая воспринимается как ракетная техническая база поскольку, о ее продснабженческом характере данных было не так много. Итак, очередная поездка к 23 февраля 79 года. Подфартило мне с Николаем Кобринчуком. Сначала идем к старшине и получаем летные, меховые комбинезоны- ползуны и куртка. Облачившись, шагаем к военторгу, у магазина стоит тентованный ЗИЛ. Залезаем в кузов, усаживаемся поудобнее, наблюдаем за убегающей дорогой и картинами гражданской жизни. ЗИЛ увозит нас за пределы городка в неизвестные места. Мы не замечаем течение времени, все интересно, но вот- вроде и приехали. Открываются ворота, и мы начинаем движение по базе. Едем мимо длинного склада и ж/д путей. Рядом с путями лежат зеленые транспортные контейнеры. Пустые или с ракетами- нам не ведомо. Во время движения замечаем немалое количество женщин одетых в белые, приталенные, офицерские полушубки. Возможно, кладовщики? Наконец ЗИЛ тормозит, вылезаем из кузова и идем за завмагом к белому одноэтажному зданию. Заходим и видим, что это столовая. Завмаг говорит: Берите подносы, вставайте к раздаче и берите чего хотите. Мы с Николаем берем первое, второе, компот, по пирожку и хлеб. Сидим, уплетаем, подходит завмаг: Ну что, ребята еще по второму. Угу, конечно –мычим мы, продолжая, уплетать гражданскую пищу. Расправившись с обедом, идем с завмагом к первому складу, склад кондитерский, грузим в кузов ящики по 7-9кг. с печеньем, по 8-10 с конфетами. Далее подъезжаем к очередному складу, идем внутрь. Очень длинное сооружение. Кажется, что уходит под землю. Проходим одни двери, вторые и попадаем в огромную холодильную камеру, в камере на крюках висят туши мяса завернутые в какую-то ткань. Сейчас уже не припомню, вроде, взяли пол говяжьи и две свиных. Сначала по очереди кладем их на весы, затем грузим на тележку- стоящую на рельсах, выкатываем из склада, укладываем в кузов. Опять идем в этот склад. Другой нескончаемый холодильник завешен разного вида колбасой. Так же на тележке по рельсам вывозим вареную, сосиски, копченую колбасу. На базе пробыли часа три, вроде все, грузимся и начинаем движение. Сейчас просмотрел фото, ни чего знакомого не нашел, немудрено, были то один разок.

Юрий Белаш: получил старлея запаса после жутких стрельб из пистолета-глубокий снег и некоторые капитаны впервые стреляющие из пистолета прямо себе под ноги

tonchik254: Фото 2017 года ракета 217М стоит как памятник на базе.



полная версия страницы