Форум » 10-й КОРПУС ПВО (в/ч 52116, г. Долгопрудный) » 644 зенитный ракетный полк ОН(в/ч 71548) "Завуч" Княжево » Ответить

644 зенитный ракетный полк ОН(в/ч 71548) "Завуч" Княжево

RevALation: 644 зенитный ракетный полк особого назначения (в/ч 71548) Дмитров (Дятьково) Служба 1974-1977. От лейтенанта до старшего. Замполит 1 стартовой батареи. Командиры полка: 1968-1971 полковник Гончаров 1972-1973 полковник Зеленков 1973-1976 полковник Погорелов Василий Михайлович 1976-1981 полковник Сачавский Иван Петрович 1981-1984 полковник Трофимов

Ответов - 294, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

RevALation: Где бы найти (купить) на память прибор для горизонтирования пускового стола? Это было первое "устройство" в системе С-25, которым солдаты меня научили пользоваться.

Юрий Белаш: Я, Белаш Юрий Иванович 1949г.р, сын Белаша Ивана Григорьевича - врача части 71548, затем начальника госпиталя в Долгопрудном. Жил в городках в Жуковке и Долгопрудном с 1959 по 1973 год. После Гончарова командиром был, по-моему, Зеленков. учился со старшим сыном Мешкова в Жуковке и в Орудьеве, куда возили из городка со многими приключениями пока не было асфальта

Сергей Н: Доброго времени суток! Я можно сказать, человек мимопроходящий, так как ни коим образом не связан с темой ПВО, но имею просто исторический и краеведческий интерес. У нас дача в Орудьево. Еще в начале 2000-х смутно помню, что ходили слухи о том, что в районе Жуковки есть военная база заброшенная. Помню, туда даже ездили (или были рядом в тех краях - уже точно не помню). Помню, были запертые ворота КПП с российским флагом и надписью - Запретная зона. Стреляем без предупреждения! Там в лесу еще, говорят, ягод много :) Я как историк (закончил истфак МПГУ) вообще интересуюсь всем тем, чего уже нет. Старыми заводами, как в Орудьево, например. Мне интересно, что было ранее. Благодаря проснувшемуся интересу, начал изучать материалы по С-25, и в итоге начал читать книгу уважаемого Дмитрия Леонова. На днях вот съездил на разведку по тем краям - Городок, дивизион и РТЦ, кое-какие фото выложу. В основном, из городка. По остальным объектам еще раз поеду отдельно фото делать. Cкажите, пожалуйста, что всегда было интересно - базы С-25 изначально строились в лесу, или тот лес, что есть - он вырос за более чем полвека? И еще поражает масштаб земляных работ - так как все команды от РТЦ до взводных бункеров шли по проводам (если я правильно понял). Это значит километры траншей было вырыто, куда потом проложили кабели. И откуда его потом выдернули - в Дивизионе везде траншеи виднеются. С уважением.


RevALation: Приветствую коллегу-историка на просторах нашего сайта! Меня тоже интересовала история Орудьева и окрестностей. В частности: 1. Испытания дореволюционного танка Нетопырь 2. "Дружеский огонь" по своим княжевского истребителя в годы войны 3. Места аварийных посадок (катастроф) штурмовиков ИЛ-2. Если есть какой материал, помимо уже опубликованного в Сети - с удовольствием ознакомлюсь. Переписывался с одной девушкой из Орудьева - сказала, что все у вас захватили армяне. Так ли это?

Сергей Н: Орудьеволента? Возможно, я не интересовался. А вот хлеб там говорят вкусный делают, в пекарне. А так в самом Орудьево открыли на одном пятачке 2 Магнита и Верный (круглосуточный). Рядом построили логистический центр FM логистик, и распределительный центр Магнита. Возле станции (поселок Орудьевского торфопредприятия) был остов 3-х этажной панельки, несколько лет назад ее достроили и ввели в эксплуатацию как жилой дом. Магазина, клуба уже нет. Куда-то делся памятный знак заводчанам, погибшим в ВОВ. Что касается Орудьевского торфопредприятия, то оно постепенно разрушается, но в целом еще стоит. С одной стороны уже дачи подступают. До недавнего времени жизнь была в здании узкоколейного депо рядом, там разные офисы были, возможно, строительные фирмы. Но и там нынче разруха - лет 5 наверное как заброшено (я только в этом году об этом узнал). То ли они там ремонт начали в свое время, но неудачно, и что-то у них там сгорело, то ли просто здание стало аварийным.

RevALation: А узкоколейку не разобрали? Раньше, когда отъезжаешь на электричке от Орудьева на Вербилки, после ж/д переезда, можно было наблюдать маленький то-ли паровозик то ли что-то похожее и дымящее двигавшийся с вагонетками с торфом слева внизу по узкоколейке, которая потом под железной дорогой уходила вправо. Прямо, как в каком-то фильме про гражданскую войну. Не хватало только бойцов с винтовками. Я мечтал прокатиться на таком "поезде"

Леонов Д.Н.: Про истребитель с дядьковского аэродрома, сбивший свой Пе-8, видео здесь.

Сергей Н: Году в 97-98 помню еще вагонетки стояли возле завода, со стороны ЖД. Собственно, тогда еще и из оборудования не все вынесли... Вот старые фото нашел. В конце 90-х уже спилили все. А вот и мотовозы. Плюс там еще шли пути широкой колеи. На станции тогда было 6 путей. 2 главных пути, плюс дополнительный путь с платформой на Москву. И путевое развитие к заводу (ибо, как я понял, там брикеты грузили прямиком в ЖД вагоны). Местами еще шпалы уцелели и можно последить трассировку (особенно в районе 3-4 путей, там мачты контактной сети идут размером на 3 пути) Сейчас оставили лишь один главный путь, и статус понизили со станции до остановочного пункта. А вот единственное фото завода, это где-то середина 90-х. А вот фото 50-60-х, судя по всему.

Леонов Д.Н.: В марте с людьми ездил туда. Дорога на дивизион была хорошо расчищена до площадки за ПТОРом. И вокруг не души. Кто и зачем чистил - не знаю. Снега тогда было много. Были и на РТЦ, тропинку к ЗКП занесло, по сугробам не полезли, но дверь, кажется, была открыта. Та к что ЗКП - всё. В сети уже полно фоток оттуда. Но сырость своё дело быстро сделает. Это ЗКП 10 корпуса. Аппаратуры там ещё в 2012 не было. На планшетах гриф был стёрт. Последним ответственных за ЗКП был подполковник Костин. При нём это всё и закрыли- это где-то начало 90-х. Потому что при нынешних скоростях планшеты с планшетистами смысл потеряли, сейчас всё делается на основе АСУ. В 12 году там ещё было более-менее, в 15 уже чувствовалась сырость. А сейчас без герм всё уже в упадке. Вот именно - с виду. Фундамент ленточный, подвала нет - всё гниёт. Новый дом и строили в расчёте, чтобы переселить туда жителей этих жёлтых двухэтажек. По одной версии, после этого их должны сломать, по другой - переселить в них из города должников.

Сергей Н: Я когда на прошлых выходных там был, людей на дивизионе видел. Часто там просто гуляют, даже не зная, что есть в округе. Хотя при мне группа из 5-6 машин выехала)) Местами гильзы от охотничьих (дробь) патронов валяются. Для страйкбола локация интересная.

RevALation: Столовая была справа от фабрики. За ней - огромный пустырь. В столовой играл свадьбу лейтенант Н.Новиков. А на фабрике делали погоны и плетеные ремешки для повседневных и парадных фуражек. Правда, они были не металлизированные, а искусственные и не смотрелись. При мне и памятник установили к 30-летию Победы. Он был украшением фабрики. Помню в Орудьеве и танцплощадку. Она была огромная и неосвещенная: можно было и употреблять в темноте. Магазин около станции еще торговал то ли "бархатным", то ли "мартовским" пивом. В Орудьеве в школе преподавал толковый учитель английского языка. Церковь работала (по левую сторону если ехать из Дмитрова) Дорога в 1974 году была покрыта асфальтом только до ж/д переезда. Еще помню, как на крутом спуске в Очево перевернулась машина с водкой и первое время там стоял такой мощный дух! И еще. Если от развилки, где шли дороги на Княжево и на дивизион (Надеждино) пойти на юг, то через некоторое время оказываешься на вершине длинного обрыва, откуда была прекрасная панорама далекого Дмитрова ( или алюм. завода) Спустившись, можно было по подножию этой гряды дойти до Очева, мимо заболоченного озера и родника. Мне этот пейзаж чем-то напоминал виды из к/ф "Золото Маккены"... Эх, вернуться бы сейчас в то время! Ни о чем голова не болела!

RevALation: Да, еще. Когда открыли завод алюминиевой ленты, то мы все тогда покупали в магазине при заводе ...баночное пиво. Это было для того времени круто. Жена замполита второй батареи Калинина работала на этом заводе и рассказывала про магазин "Океан" не хуже столичного. Потом, помню еще склад чермета, куда наша часть свозила металлолом. И завод перлитовых изделий. Мои бойцы там зарабатывали стройматериалы. И как-то ездили туда из части "до кучи" сдавать кровь... Условия работы были тяжелыми, а работали в основном, женщины. В цехах сыро, а они в резиновых фартуках, как рыбаки. И еще летят перлитовые (асбестовые) пылинки, словно тополиный пух. "Продукция летит" - как-бы извиняясь оправдывался перед нами главный инженер. Вредная штука, для здоровья. Во время службы у меня было неистребимое желание все обойти и посмотреть. Еще я помню заброшенную дорогу после тупика деревни Жуковка. Говорили, что она ведет в заброшенный хутор, где жил только один человек - какой-то дед по прозвищу "Генерал". У меня была фикс-идея: сходить туда...навеселе ночью с парнями и девчатами. Но каждый раз девчонки отговаривали. Однажды, во время 10 км кросса на лыжах, я увидел краем глаза заколоченные избы этого хутора, но в тот момент было не до экскурсии... Вообщем, воспоминаний много, помню все отлично, но прошу прощения за сумбур...

Сергей Н: Дмитрий Николаевич, на площадке возле ПТОРа площадка, где бревна сложены. Видимо, где-то вырубка идет. Что касается ЗКП, то гермодверей уже нет. Внутренние деревянные двери сняты с петель, но лежат рядом в коридоре (еще не утащили). Плакаты, таблицы и частично планшеты еще на месте в ЗБУ. Вся аппаратура была выпотрошена уже в 18 году (фото здесь уже выкладывали). На плакате дежурной смены стоит дата 1989 год. Я так понимаю, этот ЗКП относился к системе С-25 и позже уже был законсервирован. Так же нашел формуляр на радиостанцию, последние записи тоже датированы 1988 годом. И вот такие трофеи еще. Военный Городок Был там на одних из майских выходных. Прогулялся, осмотрел, что есть что. Кое-куда залез. Потихоньку фото выложу, если никто не против. Там местные активно ездят, или пешком дорогу срезают. Там уже все привыкли к руинам, мне кажется. Это я так понимаю, столовая. Здание 50-х годов, и что интересно, потолок еще жив. Перекрытия, видимо, там не деревянные. Так как крыши давно уже нету. Детали интерьера. Остатки светильников. Сохранилась лепнина на колоннах. И вот такой изящный потолок.

RevALation: А ведь в начале 2000-х я еще мечтал о том. что в развалинах этой столовой можно создать полковой музей. Плюс, типа развлекательного центра. Поговорил с местными, а у них своих проблем хватает... Живут в лачугах...

Сергей Н: Да, идея музея сама по себе хорошая. Столовую пока еще можно восстановить. Но на все нужны деньги, к сожалению :( А офицерские дома вот так выглядят. С виду вроде вполне в неплохом состоянии. А вот эти кирпичные домики слева, это уже от дивизиона С-300 или личный состав в/ч в Княжево жил в военном городке в Рогачево? Я читал, что казармы (и штаб) в Жуковке разобрали чуть ли не сразу после расформирования в/ч 644 еще в конце 80-х. Дорога к военному городку. Все, что осталось от ворот военного городка. Несколько секции забора, как напоминание. Новый дом, кстати, еще не заселен, судя по пустующей парковке.

KOLUMB: Сергей Н пишет: Я читал, что казармы (и штаб) в Жуковке разобрали чуть ли не сразу после расформирования в/ч 644 еще в конце 80-х. В Апреле 1989 года там всё функционировало как положено и не собирались ликвидировать. Был там на учениях в 1989. Читал, что окончательно ЗКП был заброшен-ликвидирован в 1998 году.

Сергей Н: Kolumb: В Апреле 1989 года там всё функционировало как положено и не собирались ликвидировать. Был там на учениях в 1989. Читал, что окончательно ЗКП был заброшен-ликвидирован в 1998 году. Я к чему сказал про 80-е, поскольку вычитал в книге вот такой момент: Если вместо полка С-25 ставился дивизион С-300, то в городке ничего не строили, только сносили. Например, в городке в/ч 71548 в Жуковке из капитальных строений казарменной части городка остались только склады, гараж и солдатская столовая из шлакоблоков, а деревянные казармы дивизиона, казарма РТЦ и штаб полка были разобраны ещё в 80-е годы. То есть, почти сразу после расформирования 644-й части и переподчинения ее, как дивизиона 658-й части (Рогачево), там многое было снесено, в военном городке. А сам ЗКП может и был обитаем, но никаких датировок более поздних, чем 89 год, я не нашел. Сама територия РТЦ была обитаема до 1998 года, так как там было хранилище запасного боекомплекта к С-300.

HESSHERR: Индекс деревня Жуковка, г. Дмитров, Московская обл. Адрес: деревня Жуковка, г. Дмитров, Московская обл. Почтовый индекс: 141825 Почтовые отделения, обслуживающие д. Жуковка: ОРУДЬЕВО Центральная ул, 74, Дмитров, Московская область ОКАТО: 46415000219 ОКТМО: 46715000319 Код ИФНС (физические лица): 5007 Код ИФНС (юридические лица): 5007 Я шел по ней ,где пешком, где на велосипеде, по лесной тропе, там много змей, от Жуковки и антенны операторов связи трава выше роста, дальше до Быково можно вполне идти и временами ехать (на велосипеде)

KOLUMB: Сергей Н пишет: А сам ЗКП может и был обитаем, но никаких датировок более поздних, чем 89 год, К сожалению в инете не нашёл знакомых сослуживцев, призывом младше моего, чтобы выяснить как проходили учения 1990 года. Учения 1988 проходили надлежащим образом, с выездом на ЗКП и на полигон, с реальными стрельбами.

Сергей Н: HESSHERR Это был гараж торфобрикетного предприятия,слева продмаг А гараж ли? Маленький больно. Больше на склад или подсобку похоже. Может, для хранения товаров. Но тем не менее, ворота заварены наглухо. Еще там же рядом раньше была недостроенная 3-х этажная панелька. Лет 30 она стояла без окон и без дверей. Но несколько лет назад вдруг неожиданно ее достроили, привели в порядок и теперь там жилой дом! Идем далее. Депо Орудьевского торфопредприятия Теоретически, где-то там находилась столовая самого завода, так как в здании завода для этих целей места особо не было (я там только один маленький санузел нашел). В наши дни 2 этаж был переоборудован под офисы, первый этаж, видимо, сохранял какие-то производственно-складские функции. На 1 этаже был 1 санузел, плюс отдельно душевая. Второй этаж был в двух крыльях здания. В одном случае - имелся свой санузел. И на 2 этаже в офисной части - еще 2 санузла, плюс душевая. И еще одна отдельная душевая чуть в стороне, в пристройке. Так же в отдельной пристройке - несколько боксов-гаражей (закрытых). Фото 2009 года. Насколько я понимаю, как раз к левой секции с двумя воротами ранее и подходила одна ветка заводской УЖД. Как там дела нынче, если интересно, покажу. Я там все облазил :)

Сергей Н: У меня вопросы накопились. Кто знает, подскажите. 1. У системы С-25 было 10 взводов. Нумерация шла относительно главной дороги, слева - 1,2,3... справа - 6,7,8... Один взвод это тот прямоугольник, где был стартовый бункер, я правильно понимаю? То есть там шло чередование - взвод, пустой прямоугольник, взвод. 2. Бункер возле ППР - это, как я понял, двизионный бункер (командира). А бункер возле КПП? 3. Уже позже на территории в/ч соседствовали 2 разных дивизиона С-300 (в подчинении разным полкам). Между 1 и 2 взводами - С-300ПС (на шасси МАЗ), а в районе 7 взвода - С-300ПТ (полуприцепы на КРАЗах). И вот что интересно, основной КПП же один - как эти дивизионы отделялись друг от друга? 4. Постройки на территории 1 взвода - насосный бункер, остатки котельной, чуть далее - ПТОР - это к какому дивизиону относилось? Судя по размерам ПТОРа - к обслуживанию МАЗов. Или все же совместного использования? Жаль, укрытие С-300ПС не сохранилось, срыто все под ноль. Только валы остались. Интересно, как оно выглядело. 5. Бункер-укрытие на 7 взводе на 6 машиномест, то есть, на 6 полуприцепов, получается. Или вместе с тягачом? Там рядом обваловка, это все понятно, и стартовый бункер С-25. А откуда велось управление запуском ракет С-300, например? Понятно, что там модульная система - разные кабины, антенны. Отдельного управляющего бункера не было? Кстати, данное укрытие более "длинное", чем в Рогачево. Там на 3 машиноместа, как я понял, а здесь на 6. 6. Там рядом в лесу остатки домиков. Это домики дежурной смены С-25? А личный состав дивизиона С-300 где жил?) Там правда есть остатки домика из поздних ЖБ панелей, вперемешку с деревянными конструкциями... Пока так :) Может еще что попозже вспомню.

RevALation: Бункер возле КПП - это маленький дот для наземной обороны въезда (ворот) на дивизион. Чтобы не "светиться" на центральной дороге, по пути на дежурный третий взвод моей батареи, я сворачивал на дорогу к ПТОРУ (название в системе С-25 немного отличалось) и проходил мимо площадок, стоящих практически на болоте. А затем сворачивал направо и шел по тропе через первый и второй взвода. Надо сказать, что наша первая батарея находилась в низине, в отличие от второй. Мы часто ездили на велосипедах и от центральной дороги под уклон мимо взвода можно было доехать до окружной дороги не вращая педали. Увидеть гадюку или полоза на бетонке - было обычном делом. Во второй батарее была сплошная непроходимая чаща из сухих елок. А у нас - болота, практически на всех взводах, кроме третьего и четвертого. Особенно весной все заливало. Как только в марте начинало светить солнце, весь дивизион отправлялся очищать отверстия трубы в сточных канавах. Несколько лет назад я приезжал на дивизион. В Подмосковье стояла сушь, а на втором взводе болото так и не пересохло.

Леонов Д.Н.: 1. Огневой взвод С-25 - бункер и две дороги вокруг него. У пана Збигнева очень хорошо нарисовано. 2. Бункер возле ППР - дивизионный командный пункт. Строили уже в 60-е хозспособом, поэтому во всех полках разные. 3. Там с севера ПСы ограждены колючкой. А так командиры своих солдат должны в лицо знать) 4. К ПСам, самоходам. Ангары для самоходов в обваловке - по сути большие сараи с воротами. 5. В ПТ в капонир устанавливались кабины управления. Из кабины (кажется, Ф2) и управлялось. Подробности тут Капониры под С-300 тоже строили хоз.способом, хоть и по типовому проекту.

Леонов Д.Н.: но много там брехни, размешанной с полуправдой, хотя и правда есть. Ну уж такова специфика ресурса ЯплакалЪ... Оно, конечно, не наставление по стрельбе, но общее представление даёт. Если речь про "перевооружение ПВО позиционного района «Наро-Фоминск», с С-125 на новейшие,...", то тот, кто это писал, не нач.штаба корпуса, и подробностей знать не обязан, да и не должен.

hakkapeliittaa: Дима, там не только это:Если речь про "перевооружение ПВО позиционного района «Наро-Фоминск», с С-125 на новейшие,...", Там много автор явно для красного словца написал. В частности, ПВО никогда не было в составе "позиционного района Наро-Фоминск", как утверждает автор рассказов. ПВО как подчинялось МО ПВО, так и продолжало. А ПРО не было в составе МО ПВО. Ну... прикрывали они, типа, позицию ОПРЦ - просто она рядом, и все. А чтобы данные с дивизионов С-300 передавались в ГКВЦ А-35 (в/ч 18960) - так это сказки. Просто ПВО и ПРО - соседи, и в конечном итоге, подчинялись Генштабу через всю систему субординации. Я походил по ссылкам на ЯплакалЪ, там много сказок по теме, но кое-что понять можно...

Заправщик: hakkapeliittaa пишет: А ПРО не было в составе МО ПВО. Во время моей службы в 1973-75гг. соединение ПРО (в/ч 75555) - Управление начальника войск противоракетной обороны - было в составе МО ПВО. Правда, до какой даты - сказать затрудняюсь.

Сергей Н: Дмитрий Николаевич, спасибо! Немного стало понятнее. Но вопросы еще есть. 4. К ПСам, самоходам. Ангары для самоходов в обваловке - по сути большие сараи с воротами. Ясно. Стало быть, укрытие не капонирного типа... А, часом, это не от такого же ангара чуть в стороне столбы бетонные стоят? Вроде как там история была, что там сначала начали строить укрытие, но оно давало "засвет" соседям ПТ-шникам. И в итоге позиция переехала чуть в сторону. Потом они там недолго и пробыли, как я понял. Раньше съехали, чем дивизион С-300ПТ. Тогда такой вопрос: там места мало на позиции ПС. Где тогда размещались сами ПУ, локаторы, машины управления... Все на пятачке возле укрытия? 5. В ПТ в капонир устанавливались кабины управления. Из кабины (кажется, Ф2) и управлялось. Подробности тут Капониры под С-300 тоже строили хоз.способом, хоть и по типовому проекту. Вот тут вроде я разобрался. Грубо говоря, кабины ф1 + ф2 = командный пункт. ф2 - это локатор подсвета, при необходимости его размещали на высокой мачте. ф1 - контейнер с управлением. Размещался, видимо, прям на полуприцепе и находился внутри капонира. Пусковые установки (с тягачами или без) обычно стояли уже возле брустверов обваловки наготове (если посмотреть аналогичные по составу С-400 и спутниковые снимки). А для чего капонир еще использовался? Там стояли еще ПУ или чтобы с улицы технику туда загнать. Там как раз 6 боксов, а ранний комплект С-300 и состоял из 6 пусковых комплексов, позже до 12 увеличили. Или для техники типа всяких там антенн и локаторов... Отсюда еще один вопрос (Я просто пытаюсь для себя понять, что где было и как оно работало, уж извините за дотошность) :) Если, допустим, насосный бункер, котельная принадлежали к С-300ПС, то где аналогичные объекты С-300ПТ? Там рядом ни одного похожего объекта не видно. И где их гараж для тягачей и прочей техники был? Или все же это общая инфраструктура была? Имею в виду ссылку под словом тут, но много там брехни, размешанной с полуправдой, хотя и правда есть. Ну уж такова специфика ресурса ЯплакалЪ... Ну для людей, кто не в теме, для общего понимания сойдет. Я по-ходу нашел более информативный ресурс, форум [url=http://www.russianarms.ru/forum/index.php/board,640.0.html]RussianArms.ru[/url]. В целом, пока вникаю, без углубления :)

Леонов Д.Н.: А, часом, это не от такого же ангара чуть в стороне столбы бетонные стоят? В своё время эти бетонные столбы меня изрядно озадачили. Пока не дошло, что это банальный громоотвод над ангаром с техникой. там сначала начали строить укрытие, но оно давало "засвет" соседям ПТ-шникам Сначала позиции ПСов стали строить севернее позиций ПТ, как раз в секторе ответственности. Потом перенесли западнее, на территорию 2-го взвода. Тогда такой вопрос: там места мало на позиции ПС. Где тогда размещались сами ПУ, локаторы, машины управления... Я так думаю, что они размещались в ангаре, который внутри обваловки. А в час Ч выдвигались на боевые позиции, которых может быть несколько. Если, допустим, насосный бункер, котельная принадлежали к С-300ПС, то где аналогичные объекты С-300ПТ? Самоходам надо много ездить: отразили налёт - сменили позицию. Поэтому для них и было подземное хранилище топлива. А ПТ с места двинуть - целая история. Хотя было предусмотрено, даже учения были. А машины у них разные. У самоходов Мазы-543, у ПТ - Кразы-256, или даже приписанные "Кировцы" К-700.

Сергей Н: Сначала позиции ПСов стали строить севернее позиций ПТ, как раз в секторе ответственности. Потом перенесли западнее, на территорию 2-го взвода. Я вот об этих столбах. Вроде как пишут, что это остатки ангара. Я думал, здесь начинали позицию строить, а потом перенесли западнее. А если начинали севернее, то там как раз еще есть следы вырубки. Я так думаю, что они размещались в ангаре, который внутри обваловки. А в час Ч выдвигались на боевые позиции, которых может быть несколько. Ну да, они же самоходные. Им не нужна подготовленная площадка, в отличие от С-300ПТ, где к каждой установке протягиваются кабели из пункта управления. Им быстрее развернуться в любом удобном месте. Спасибо! Самоходам надо много ездить: отразили налёт - сменили позицию. Поэтому для них и было подземное хранилище топлива. А ПТ с места двинуть - целая история. Хотя было предусмотрено, даже учения были. А машины у них разные. У самоходов Мазы-543, у ПТ - Кразы-256, или даже приписанные "Кировцы" К-700. Про техническую часть я понял. Это самое простое в этой истории. Любопытно, а почему использовали именно КРАЗы, а не, допустим. УРАЛы или ЗИЛы-131. По поводу сдвинуть с места это да, там свернуть кабели аккуратно, все выгрузить, собрать, погрузить на тягачи и так далее...

Леонов Д.Н.: А, эти столбы! Мне показалось - это что-то недостроенное. На Башенке, где тоже самоходы стояли, ПТОР вообще производит впечатление недостроенного. У меня в книге есть воспоминания подполковника из военкомата, как они укомплектовывали Рогачёвский полк автомобилями до штатного состава. Там были определённые требования по грузоподъёмности. Зил-131, скорее всего, не потянет. А Урал-375 вообще зверь машина, у неё расход чуть ли не 50 литров 93-го бензина на 100 км.

hakkapeliittaa: Не буду сочинять, для кого какие ангары строили, но на позициях бывшей системы С-25 можно встретить вот таких типов сооружения. Дома есть больше фоток, это то, что нашел под рукой. Ряды ангаров арочного типа, и даже не везде они засыпаны. Эти снимал на Бензомере - запад Московской обл.: Стандартное укрытие с тремя воротами. Снято, если не ошибаюсь, на Кабардинке - восток. Второе имеет некоторую скандальную известность. Лет 10 или больше назад некие организаторы придумали проводить там дискотеки open air. Навезли туда звуковой и световой аппаратуры, позвали молодежь - ох, как романтично, на бывшей советской военной базе оторваться под рейв. В том числе привезли лазеры для визуальных эффектов. И несколько человек пострадали, травмировали сетчатку глаз, попав под излучение. Были публикации и сюжеты в прессе... Повторюсь - в оригинальном варианте С-25 таких сооружений не было. Я вот об этих столбах. Вроде как пишут, что это остатки ангара. Я думал, здесь начинали позицию строить, а потом перенесли западнее. На Бензомере тоже такие столбы есть, фотка дома где-то...

Леонов Д.Н.: На второй фотке - стандартное сооружение для С-300ПТ. Арочное укрытие, как на первой фотке, встречал практически везде. На РТЦ Взноса было две штуки - спи... вывезли, там раньше вроде запасной БК для 300-ки был. На РТЦ Каплуна такое до сих пор стоит.

Сергей Н: На второй фотке - стандартное сооружение для С-300ПТ Здесь вопросов не имею, это я давно знаю. Арочное укрытие, как на первой фотке, встречал практически везде. На РТЦ Взноса было две штуки - спи... вывезли, там раньше вроде запасной БК для 300-ки был. На РТЦ Каплуна такое до сих пор стоит. Это типа еще один каземат должен был бы быть, или просто типа ангаров? Я так понимаю, что даже не успели доделать и засыпать. Или раскопали уже засыпанное? Я читал, там активно песочек тырят... На "Завуче" именно таких остатков больше нет (хотя если разобрать капонир - тот же самый конструктив будет). Там на РТЦ хранили запасной боекомлект к С-300ПТ.

Сергей Н: Коллеги! Я тут набросал на скорую руку то, как я понял компоновку локации :) Ничего не упустил? Там где домики я пометил, там явно остатки казармы 50-х (видимо, казарма дежурного взвод как раз была) и еще пара построек, видимо, более поздних. А прям за ними уже стартовый бункер и позиция С-300ПТ (желтым). Так же я отметил обваловку "парковок" ПУ и место под антенну. Синий - территория ПСок с остатками сооружений. Красный - это изначально объекты С-25. На 1 взводе, судя по всему, стартовый бункер выпилили. Или переделали под насосный бункер... Там в целом вырубка такая неплохая. Фиолетовыый - приблизительные вырубки, как старые, так и новые.

Леонов Д.Н.: Бункер за бывшим КПП сразу на въезде слева - от заправочной станции С-25. Сама заправочная станция - баки с окислителем и горючим, место под компрессор - была на территории первого взвода. Ракеты промежуточной готовности хранились в деревянном ангаре на территории 3-го взвода слева от центральной дороги. Снимок 1966 года с американского спутника (кликабельно):

RevALation: Леонов Д.Н. пишет: Ракеты промежуточной готовности хранились в деревянном ангаре на территории 3-го взвода слева от центральной дороги. Я бы не стал относить ангар с ракетами ПГ к территории третьего взвода. За них мы не отвечали - они относились к ГТО. Ворот на ангаре не было - только навесы. А на дежурстве по две ракеты ПГ стояло на каждом дежурном взводе на ТЗМ. И еще я помню, что на центральной дороге справа (на уровне седьмого взвода) стояли баки то ли с учебным окислителем, то ли с учебной горючкой.

RevALation: Леонов Д.Н. пишет: Ракеты промежуточной готовности хранились в деревянном ангаре на территории 3-го взвода слева от центральной дороги. Я бы не стал относить ангар с ракетами ПГ к территории третьего взвода. За них мы не отвечали - они относились к ГТО. А на дежурстве по две ракеты ПГ стояло на каждом дежурном взводе на ТЗМ. И еще я помню, что на центральной дороге справа (на уровне седьмого взвода) стояли баки то ли с учебным окислителем, то ли с учебной горючкой. Заправщик пишет: до какой даты - сказать затрудняюсь. Когда я распределялся в августе 1974 году в штабе округа, сначала лейтенантов раскидали по внешним корпусам, потом в 75555 к Боришполевцу. И только потом - в 1 АО.

Сергей Н: Я тут в Сети фото нашел, которое подписано как бункер РТЦ в Княжево. Вот не знаю, так ли это. В целом - похоже. P.S. Часом, ни у кого нет фоток начала 2000-х с позиции С-300, когда двери еще были на месте в бункере?

Леонов Д.Н.: Сергей Н Да, это РТЦ в Княжево ("Завуч"), но снято где-то до 2010-го года, потом гермы срезали. Конкретно снимков боевых позиций С-300ПТ в Княжево нет, но, поскольку они типовые, можно посмотреть кино "Солдатский декамерон" - там матчасть довольно подробно показана, всё же снимали в действующем полку.

Сергей Н: Да, это РТЦ в Княжево ("Завуч"), но снято где-то до 2010-го года, потом гермы срезали. Стало быть, объект довольно долго продержался в относительном сохране. Июнь 2021 Я правильно понимаю, что изначальная планировка была полностью переделана - проделаны проемы ворот, а между колоннами сделали стены? То есть получились такие ангары для ракет. Эти помещения занимают бОльшую часть бункера. Видны остатки кирпичей на полу, видимо, кладка была. Какие-то поперечные перегородки были? Хотя на стенах следов не видно. А в конце коридора сквозной проход через все "ангары". А слева, там где собственно вход, там идет сквозной коридор через весь бункер. А от коридора уже отходят разные мелкие помещения.



полная версия страницы