Форум » Войска воздушно-космической обороны » Войсковая часть 02014 (1876-я техническая база), г.Боровск-1, поз."Саксаул" » Ответить

Войсковая часть 02014 (1876-я техническая база), г.Боровск-1, поз."Саксаул"

Заправщик: В/ч 02014 (1876-я техническая база), г.Боровск-1, поз."Саксаул"

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Заправщик: В 2014 году часть праздновала своё 50-летие. К этому событию была выпущена небольшая книга, которую мне удалось достать и с некоторыми страницами которой хочу ознакомить участников и гостей Форума. 01 02 03 04 05 06 07 0809 В книге, правда, обнаружил совсем незначительные неточности: Стр.08 - 1. 100-й парад на Красной площади в Москве состоялся в 1972 году, а не в 1971-м. Лично мне посчастливилось быть участником 101-го парада в 1973 году. 2. В 1974 году командиром части был назначен Воротников Геннадий Дмитриевич - на то время он был ещё подполковником. И небольшое пояснение к этой же странице. 7 ноября 1975 года парадный расчёт возглавлял полковник Худенко Д.И - это представитель Управления начальника войск противоракетной обороны (в/ч 75555), а непосредственным начальником парадного расчёта был подполковник-инженер Сёмин А.Я. - командир в/ч 68004. Небольшое дополнение к стр.09 - подполковник Шамин Д.Г. возглавлял часть до октября 2015г. Сейчас подполковник Шамин Д.Г. - командир в/ч 03523 в Софрино-1 (МРЛС "Дон-2Н). И недавно, говорят, стал полковником. Р.S. К сожалению, не могу назвать авторов книги, т.к. в исходных данных ничего не нашёл.

Заправщик: Ещё парочка страниц книги: 0102 К стр.01 - 1. Заместители командира части по вооружению - во времена моей службы эта должность называлась главный инженер части. 2. Крайняя левая колонка страницы, сверху вниз второе фото (автоколонна) - на этом автобусе нас, новобранцев, и привезли в часть. На этом же автобусе, "рассекая" по местным лесам, я случайно и попал на "Шалаш", о существовании которого даже не слышал. К стр.02 - Начальники политического отдела части: подполковник Иванов А.И. (1971-1975 гг.). На самом деле Алексей Ильич Иванов был в звании полковника.

Заправщик: И ещё парочка страниц книги: 01 02 В части всегда кипела культмассовая и спортивная жизнь. Как-нибудь расскажу что происходило в этих "сферах" во время моей службы.

Заправщик: И ещё парочка страниц: 0102 Перечислю основные подразделения части, указанные в книге: Управление воинской части. Испытательный отдел. Отдел обслуживания и транспортировки. Отдел технологического и спецтехнического оборудования. Отдел хранения (технолог.оборудования и ЗИП). Отдел измерительной техники. Рота охраны и РХБЗ. Рота обеспечения. Рота технического обеспечения. Узел связи. Военная команда противопожарной защиты и спасательных работ. Медицинская служба. Служба тыла. Техническая часть.

Заправщик: И ещё из книги: 01 0203 Стр.02, крайнее фото справа: слева - гл.инженер части полковник-инженер Утехин В.В., а Леталин О.В., скорее всего, в центре. Могу и ошибаться, т.к. фото не очень хорошего качества. Майор Леталин О.В. был начальником Особого отдела части. Запомнился мне на парадной площадке тем, что только дважды надевал парадную шинель - в день генеральной репетиции и в день самого парада. (Мне было любопытно, почему он так делал, но спросить, честно говоря, постеснялся...). На этой же стр., снизу второй ряд, крайнее правое фото: в центре (самый высокий) - полковник-инженер Утехин В.В., фамилии других офицеров не знаю, но двое-трое из них (помню по лицам) - из в/ч 68004. На этой же стр., снизу второй ряд, фото в центре: если на фото и есть Сёмин А.Я.(вероятно, крайний слева), то фото было сделано в 1972 году, т.к. на параде в 1973 году были уже УАЗики, а не ГАЗоны. И А.Я.Сёмин прибыл в Боровск-1 в 1972 году и был ещё подполковником. Стр.01, снизу второй ряд, крайнее правое фото: второй справа (маленького роста) - майор Ташуев А.З. из в/ч 68004, на парадной площадке был начальником штаба парадного расчёта. Стр.03. Последняя страница обложки. Изделия, с которыми работали на базе в последние годы: вверху - ТПК с 51Т6, внизу - ТПК с 53Т6. На этом, пожалуй, книгу закроем. Спасибо за внимание!

Заправщик: В связи с хакерскими атаками и прочими "шпионскими" скандалами, вспомнился случай, произошедший в самом начале моей службы. Июнь 1973 года. Я совсем недавно, как прибыл в свой отдел из войскового приёмника. Мы на "Комбинате", заняты хоз.работами на заправочном комплексе. Ближе к обеду меня вызывают к нач.отдела подполковнику Ю.Ф.Питулько на 2-й этаж 9 здания (девятка). Нашёл его в учебном классе. Доложил. Он мне:"Сегодня будет колонна, Вам предстоит командировка на два дня. Сейчас возвращаетесь в городок и являетесь в штаб. Там всё расскажут. О командировке в казарме никому ни слова, это секрет!" После этих слов я немножечко разволновался (в голове промелькнуло: колонна - а что это?, командировка - куда? зачем? в каком качестве?, да ещё и секрет!). Но я, не подав вида, ответил:"Есть!" и ринулся исполнять приказ. Переодевшись, отправился в городок. По пути решил забежать в торговый центр офицерского городка, чтобы купить в дорогу сигарет. Зашёл в продовольственный магазин (в нём, кроме еды, продавались и сигареты). В магазине стоял аппетитный чесночно-колбасный запах свежей варёной колбасы. И точно - позади продавщицы на стеллаже стояли два или три пластмассовых ящика с варёной колбасой (видно, что только-только привезли). В самом магазине - малюсенькая "очередь" в три-четыре женщины. В эту очередь встал и я. Неспешно, с разговорами (все друг-друга знают), покупательницы выбирали разный товар. Всего понемногу, в том числе и колбасу (граммов по 300-400). Подошла очередь женщины, которая стояла в очереди передо мной. Обращаясь к продавщице по имени, попросила взвесить целую палку. Продавщица очень удивилась и спросила:"А зачем так много? Завтра же свежую привезут!" На что покупательница как-то обыденно ответила:"Ааа, мой сегодня ракету в Клин повезёт, на два дня ему бутербродов наделаю. Ну и детям немножко оставлю". Услышав оное, я был в шоке! Я, молодой воин, после разговора с нач.отдела был готов под пытками не выдать сослуживцам секрета о командировке, а тут! Мирное население - и разговоры о ракетах!.. Купив сигарет, зашёл в штаб. Там мне рассказали, что сегодня вечером будет колонна - транспортировка "изделия" в Клин-9, мои обязанности во время командировки и т.д. И снова - никому ничего не рассказывать, военная тайна! "Про военную тайну могли бы и не напоминать!" - подумал я.

hakkapeliittaa: О да... Отличный рассказ, как всё знакомо! На Голицынской базе было и так, и не так... По-всякому. Какой-то раз сразу сказали, куда едем, в другой вообще не сказали. Я уже рассказывал о своей поездке в колонну с Главным инженером базы. Тогда никто не приказал и не подсказал взять запасной комплект аккумуляторов для радиостанций, в ехать оказалось ой как далеко и долго...

Заправщик: Командиром в/ч 02014 в годы моей службы был полковник Ларионов Василий Иванович. На эту должность он пришёл с должности командира в/ч 20760 (194-я техническая база, Ногинск-5). Чуть выше среднего роста, строен, подтянут. Василий Иванович был настоящим советским офицером. Был требовательным, строгим, но справедливым. Крайне редко мог повысить голос, и то по делу. Совсем не был "держимордой" (как нам рассказывали о некоторых командирах в некоторых частях). При Василии Ивановиче гауптвахта практически пустовала. Правда, была пара случаев, когда особо "отличившихся" на несколько часов "бросали в темницу" в воспитательных целях, но не более того. И ещё небольшая деталь, характеризующая Василия Ивановича по отношению к солдатам: его личный водитель из автороты по просьбе самого Василия Ивановича квартировал в нашем отделе (у нас было спокойнее, чем в автороте). Василий Иванович был очень щепетилен в вопросах финансов, постоянно призывал к экономии всего (краски, кисти, ГСМ и, даже, тормозных колодок автомобилей. Так и говорил:"Меньше жмите на тормоза, накатом больше, накатом!"). А ещё, призывая к экономии, говорил:"Берегите деньги народа и ваших родителей!" В технических вопросах доверял начальникам отделов (как теперь рассказывают ветераны части - "глупых вопросов не задавал"). А любимой фразой Василия Ивановича, по воспоминаниям тех же ветеранов, была фраза:"Лучше принять неправильное решение и приступить к его выполнению, чем не принять никакого решения!" К нашему отделу (заправка) со стороны командира вообще претензий не помню. Всех заправщиков он знал поимённо... Именно при Василии Ивановиче часть получила Боевое Знамя части из рук начальника Политуправления Московского округа ПВО генерала-полковника авиации Петухова Н.А. 28 апреля 1970 года. Большущая заслуга Василия Ивановича в налаживании повседневной боевой работы части и, конечно, в обустройстве казарменного и жилого городков (см. стр. 07 и 08 юбилейного буклета). Говорят, что даже озеленение городка он провёл за личные деньги!.. Я ещё служил, когда Василий Иванович вышел в отставку. О его дальнейшей жизни ничего, к сожалению, не знаю. Знаю только, что поселился он в г.Железнодорожный Моск.области... И небольшое дополнение: ветераны части говорят, что Василий Иванович, будучи командиром в/ч 02014, имел возможность стать генералом, но не стал им по всей вероятности из-за того, что никогда "не ломал папаху" перед вышестоящим начальством. Всегда встречал всяческие комиссии и прочих проверяющих у штаба, а не у ворот на КПП, не устраивал охот, рыбалок и бань, что очень не нравилось начальству. Р.S. О боевом прошлом Василия Ивановича, а он был участником Великой Отечественной войны, небольшой рассказ впереди.

Заправщик: отсюда Немного о боевом пути полковника Ларионова В.И. Василий Иванович был призван в ряды Красной Армии примерно за неделю до начала Великой Отечественной войны. Всю войну прошёл артиллеристом, закончил её, кажется, капитаном. Сам он о том, что воевал, никогда всуе не упоминал. Но нам, солдатам, однажды кто-то из наших офицеров рассказал один из эпизодов героического пути нашего командира. Может быть кто-то помнит - в кадрах кинохроники Сталинградской битвы раньше часто показывали следующие кадры: кругом руины, горы битого кирпича, но одиноко стоит кирпичная водонапорная башня (целёхонькая!). И вдруг взрыв, и башня разлетается на мелкие куски! Так вот, нам рассказывали, что в этой башне то ли немецкий снайпер сидел, то ли пулемёт немецкий работал и сильно беспокоил нашу оборону. А подобраться к башне никак нельзя было. И тогда Василий Иванович (на тот момент ст.лейтенант) ночью со своими бойцами подкатил пушку поближе к башне, сам остался у орудия, отправив расчёт назад, а уже утром лично из пушки бабахнул по этой башне прямой наводкой. Т.е., чтобы сохранить личный состав один всё и сделал. За этот героический и человеческий поступок Василий Иванович и получил один из своих орденов. И это только один из эпизодов героического прошлого Василия Ивановича. А всего за подвиги в Великой Отечественной войне Василий Иванович Ларионов получил два ордена Красной Звезды, два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского и множество других орденов и медалей. И, главное (!), был представлен к званию "Герой Советского Союза"! Но об этом факте, увы, мы совсем тогда, во время нашей службы, не знали. Вот такой был наш командир! Очень горжусь, что довелось служить под началом такого ЧЕЛОВЕКА! Ниже - наградные листы на Василия Ивановича Ларионова. Очень рекомендую их внимательно посмотреть! автор: mox141407 Р.S. Жаль, что "Героя Советского Союза" не получил Василий Иванович! Интересно, почему?!

Заправщик: Начальником политотдела в/ч 02014 в годы моей службы был полковник Иванов Алексей Ильич. На эту должность он был назначен в 1971 году. Скорее всего, как вспоминают ветераны части, назначен с должности инспектора политотдела в/ч 75555 (Управление начальника войск противоракетной обороны) и был он на момент назначения ещё подполковником. Среднего роста, плотного телосложения, всегда аккуратно одет. Заметно прихрамывал (последствия ранения на войне). Алексей Ильич - участник Великой Отечественной войны, войну, рассказывали, закончил сержантом. Был очень доброжелателен, но мог, как говорится, и "взгреть". К офицерам и солдатам относился очень уважительно. Партийно-политическая работа при полковнике Иванове А.И. была на высоте. Сам он пользовался уважением и авторитетом как у вышестоящих начальников, так и у личного состава и всех жителей городка. При нём на базе ГОКа работала вечерняя партийная школа при политотделе части (начальник - майор, подполковник Казакевич), одногодичное отделение которой я закончил аж дважды (повод лишний раз улизнуть из отдела, да и интереснее в школе, чем на политзанятиях в казарме). Наиболее перспективных и показавших себя в деле политработников при малейшей возможности полковник Иванов А.И. двигал по служебной лестнице, никого не "тормозил". Так, замполит нашего отдела, 3-его, майор Молокоедов А.И. (без политического образования), думаю, не без участия Алексея Ильича, был переведён в Загорск, в в/ч 48701, на должность секретаря парткома этой части. А через месяц-полтора наш бывший замполит забегАл в отдел уже подполковником! Мы за него, конечно, порадовались. И уж точно не без участия полковника Иванова А.И. его помощник по комсомольской работе - лейтенант, фамилию которого, к сожалению, я не помню, и который очень скоро на этой должности стал "старлеем", и я - тогда комсгрупорг отдела, были делегатами комсомольской Конференции нашего ПРОшного соединения и комсомольской Конференции МО ПВО... Женсовет, вспоминают местные, при полковнике Иванове А.И. тоже работал очень успешно. Ну а ГОК просто процветал! Начальником клуба тогда был капитан, фамилию его, увы, не помню. Помню, невысокого роста, прибалт, поэтому говорил с небольшим акцентом. Усилиями этих двух людей, полковника Иванова А.И. и капитана ( но не только их, конечно) в ГОКе были концерты и встречи с участием многих тогдашних знаменитостей, регулярно демонстрировались фильмы, работало множество кружков, музыкальных и танцевальных коллективов. А местный детский танцевальный ансамбль буквально гремел, вспоминают старожилы, на весь округ! Словом, жизнь кипела!.. Вот таким помню замполита нашей части полковника Иванова Алексея Ильича. Большая ему благодарность и уважение моё и моих сослуживцев!

Заправщик: Долго искал фото полковника Иванова А. И. по всему Инету, а нашёл совсем близко - у нас... на Форуме (!), в соседней теме "Войсковая часть 75555 9-й корпус ПРО (п.Акулово). Этими фото в своё время поделился с участниками и гостями Форума Козырев Евгений Алексеевич, он же Майор - участник нашего Форума. На первом фото, фотография сотрудников политотдела в/ч 75555, Иванов А.И., тогда ещё подполковник, стоит пятым слева. На втором фото, 1-я партконференция в/ч 12517, 3 дек. 1969г., Иванов А.И., тоже ещё подполковник, второй справа. Честно сказать, не сразу я узнал нашего начальника политотдела части на этих фотографиях. Ведь тогда, в 1973-75годах, когда я служил, Алексей Ильич Иванов уже был полковником и выглядел прям по-полковничьи: уверенный, спокойный взгляд, седина, животик... А ещё ему зимой очень шла полковничья папаха.

Заправщик: В своём сообщ.№273 (см.выше) я упомянул о тогдашнем начальнике нашего ГОКа - капитане с прибалтийской фамилией. На днях удалось уточнить - звали его Щавинскас Леонардас Юазано, литовец. К сожалению, не смогу о нём подробно рассказать, т.к. по службе с ним почти не пересекался. Помню только, что мне импонировало его всегдашнее спокойствие и интеллигентность. А ещё помню, что о капитане очень хорошо отзывался мой сослуживец Вовка Минаев, который всю службу провёл в ГОКе, работая киномехаником.

Заправщик: К большому сожалению, в последние годы жителям городка (Наро-Фоминск-11, Боровск-1, Балабаново-2, Митяево и проч.) живётся очень непросто. По этому поводу нашёл материал: Митяево может перейти в собственность Совьяков уже в следующем году! По факту, бесхозный и никому не нужный военный городок Митяево (это народное название, которое он получил из-за близости к одноименной деревне) уже очень давно висит, что называется, между небом и землей. Однако, по последней информации, его судьба может решиться уже в следующем году. Далее читать здесь

Заправщик: В первый раз меня отпустили домой в краткосрочный отпуск на двое суток числа 17-го сентября. К этому времени я отслужил уже четыре месяца. За это время был раза три поощрён начальником отдела краткосрочными отпусками, но никак не мог поехать домой из-за того, что в отделе из-за командировок на полигон было мало людей и не хватало л/состава для несения службы (нарядов по части). Но тут стало известно, что мне предстоит длительная командировка в Москву на парад и начальник отдела дал добро на мою поездку домой. Наступила долгожданная пятница (обычно в пятницу нас отпускали домой). После обеда в штабе оформили документы, которые я получил часов в шесть вечера, прослушав краткий инструктаж о поведении в отпуске и, конечно, с обязательным напоминанием держать язык за зубами (соблюдать военную тайну). Затем, примерно в 18:35 у главного КПП вскочил на подножку отходившего автобуса, на котором минут через двадцать уже был на ст.Балабаново , а ещё через пятОк минут запрыгнул в электричку на Калугу и домой... Два дня отпуска пролетели мгновенно. В отпуске на вопросы о службе родителям и друзьям отвечал уклончиво - блюл военную тайну! Наступил понедельник. Электричкой в 5:05 из Калуги добрался до ст.Балабаново. Было примерно 7 утра. У меня в запасе целых два часа, можно было не торопиться, т.к. вернуться нужно было к 9:00, к общему разводу части, а ехать со станции всего ничего... Вышел на привокзальную площадь, чтобы с неё в нужном мне автобусе добраться в часть. И тут моё сердце чуть не остановилось - большая площадь, множество автобусных остановок, полно снующих автобусов, а на каком ехать мне - не знаю! (Дело в том, что садясь в лесу, в единственный автобус, в последний, торопясь, не посмотрел номер маршрута!) Что делать? Как узнать номер маршрута? Как спросить? Оглянулся вокруг. Как назло - ни одного военного не видно, а гражданских не спросишь - военная тайна под угрозой! (Тут надо заметить, что в те годы Балабаново было очень и очень "милитаризованным" населённым пунктом, военных на улицах было чуть ли не больше, чем гражданских. Но в этот раз - ни одного!). Ринулся я назад к вокзалу. Нашёл комнату с табличкой "Милиция", постучал в дверь. Тишина. Дёрнул ручку двери - закрыто! Я снова на привокзальную площадь, снова взгляд по сторонам - и опять не видно военных! Тут я совсем поник. По спине пробежал холодок! "Всё!"- подумал я. "Теперь трибунал за опоздание и, возможно, расстрел!" Грустно мне стало и обидно. Жизнь только начинается, а тут!... И вдруг я увидел невысокого пожилого мужчину, на пиджаке коричневого костюма которого было несколько рядов орденских планок. Очень меня это обрадовало и воодушевило! "Этот не подведёт!"- подумал я и настиг моего будущего спасителя. Остановив ветерана и поздоровавшись с ним, я тихо-тихо, чтобы никто не услышал, задал ему вопрос: "Скажите, пожалуйста, как мне добраться до комбината по ремонту автотракторной техники?" А ветеран, не соблюдая конспирации, громко так ответил мне, показывая пальцем на один из автобусов:"Ааа, это завод, где ракеты делают? Воон тот автобус!" - и пошёл своей дорогой. От неожиданности я даже не успел "спасибо" сказать своему спасителю, - я почти трое суток не выдавал военную тайну никому, а тут!... Шёл 1973 год. Небольшое пояснение: "Комбинат по ремонту автотракторной техники" - тогда была легендой прикрытия нашей части для местного населения.

Заправщик: Перебирал старые фото и нашёл вот эту, как раз предновогоднюю: На фото часть личного состава 3-го отдела в/ч 02014, возвращающегося с полигона Сары-Шаган в родную часть. Спросите: "Где?", отвечу: "В Караганде". Правда-правда, в Караганде. Фото сделано примерно в полдень 25 декабря 1974 года в районе привокзальной площади Караганды. Фото, правда, не очень, хоть и пришлось "поколдовать", но какое есть. Слева направо: 1. Ваня Диденко, из Воронежской обл. 2. Лёша Тащилин (если правильно помню), с Тамбовщины. 3. Коля Борисов, из Волгограда. 4. Саша Малявский, из Белоруссии. 5. Коля Воробьёв, из-под Малоярославца. 6. Я, из Калуги. Недавно наш поезд прибыл в Караганду со ст.Сары-Шаган, до поезда Караганда-Москва, на котором предстоит ещё четверо суток трястись в общем вагоне, ещё несколько часов, вот и проводим время, как можем. Увидели, что на площади уже работает предновогодняя ярмарка. Пошли посмотреть, что да как, и тут услышали запах шашлыка! Источник запаха был быстро найден. Оказалось, что действительно шашлык, и не просто шашлык, а шашлык из свежайшей баранины! И всего за 15(!) копеек порция. Плюс к этому - хлеб вволю, на выбор - красный или чёрный перец, соус. С величайшим удовольствием употребили по две порции ( в наших руках видны тонкие палочки-шампуры, на которых были нанизаны кусочки мяса. Здесь - остатки второй порции). Ну, а потом немного походили по ярмарке, затем сходили в кино, ещё куда-то, а уже часов в шесть-семь вечера в поезд и ту-ту, домой! Р.S. Снимок сделан на сев.-вост. окраине привокзальной площади, в районе, где сейчас, судя по снимкам на Викимапии, некий ТД Пирамида на проспекте Бухар-Жырау (бывш.Советский просп., на моём снимке - проспект вправо идёт). Сама привокзальная площадь - позади нас и чуть левее, перед тремя высотками.

Заправщик: Малюсенькое дополнение к предыдущему сообщению (сообщ.№292 от 24.12.17). Конечно же дата на снимке в целях конспирации (военная тайна) тогда не была обозначена. Как же сейчас удалось датировать снимок? Последнее из трёх изделий, которые мы заправили в ту командировку, было заправлено нами накануне нашего отъезда, примерно сутки назад, т.е. заправили и поздним вечером в путь. Так было принято всегда, в том числе и в тех командировках, в которых мне довелось участвовать, включая и эту зимнюю, которая была для меня крайней и третьей по счёту за время службы. Это первое! Второе - на одном из клинских сайтов как-то вычитал следующее (это из истории в/ч 12966): 1974 год стал для части особенным. Впервые на полигоне двумя подразделениями подполковника Хмырова А.Д. и полковника Цымбала В.Е. была выполнена учебно-боевая задача с оценкой "отлично" (25 октября и 24 декабря 1974 года).(Запомним эту дату!). Поскольку расчёты всегда стреляли в тот же день, когда были заправлены изделия, то отсюда и выходит дата снимка - стреляли 24-го, значит следующий день - 25-е. И небольшое добавление: пуск 24 декабря прошёл с некоторой задержкой. Но об этом как-нибудь в следующий раз. Р.S. В/ч 12966 - 120-й отдельный противоракетный центр (Клин-10, Нудоль). Входил в состав нашего противоракетного соединения (в/ч 75555). В этой части я был летом 1974 года. В рамках учений с составе АСК (аварийно-спасательной команды) выезжал в эту часть на аварийный слив компонентов топлива.

hakkapeliittaa: Заправщик, а вот с этого момента, В/ч 12966 - 120-й отдельный противоракетный центр (Клин-10, Нудоль). Входил в состав нашего противоракетного соединения (в/ч 75555). В этой части я был летом 1974 года. В рамках учений с составе АСК (аварийно-спасательной команды) выезжал в эту часть на аварийный слив компонентов топлива. пожалуйста, подробнее. Хороший рассказ Где? в Караганде! Надеюсь, что и про аварийный слив будет интересно!

Заправщик: hakkapeliittaa пишет: Надеюсь, что и про аварийный слив будет интересно! Догадываюсь, что hakkapeliittaa ожидает услышать рассказ о том, как военнослужащие 3-го отдела геройски спасли если не планету, то Подмосковье точно, от экологической катастрофы, то признАюсь - всё было гораздо прозаичнее и обыденнее. Итак, слушайте рассказ. Летом 1974 года, в июне или июле, проходили "внезапные" учения нашего соединения, о которых наше начальство и мы узнали дня за три-четыре до их начала. Узнали в общих чертах и задачи, которые должны были выполнить в рамках этих учений. Поэтому, конечно же, дополнительно подготовились к ним. Перед обедом в тот день, когда должны были начаться учения, наш начальник отдела предупредил офицеров, мол, особенно не наедайтесь и прибыть в отдел(казарму) к 15:30. Нас, солдат, о переедании не предупредили - с нашей столовской кормёжкой переедание по определению не грозило... К назначенному времени все были на месте, а в 15:35 организованно, строем и быстрым шагом всем отделом, кроме тех, кто был в наряде, начали выдвижение на "Комбинат". В 16:00 заревела сирена, а наш отдел был уже на подходе к своим рабочим местам. У 9-го здания построились, состоялся короткий развод отдела, на котором была поставлена задача: выдвинуться в в/ч 12996 для ликвидации аварийной ситуации - пролив из изделия компонентов ракетного топлива. Причем, выдвинуться не силами АСК (аварийно-спасательной команды), а силами двух расчётов подвижных средств заправки (по горючему и окислителю). И выдвинуться со всем своим, расчётов, "хозяйством", т.е. техникой. Данная вводная была несколько неожиданной для нас, но это нас не сильно обеспокоило. Дело в том, что наша часть, и это надо особо отметить, всегда славилась образцовым состоянием автотехники, а наш отдел - тем более, т.к. частые выезды на полигон требовали регулярных тренировок , которые без исправной техники были бы невозможны... Итак, получив приказ, выгнали технику из зданий 111а и 111б, где она хранилась, сформировали колонну и двинулись в путь... Добирались до места назначения часа четыре, если правильно помню. На КПП тех.позиции ("Обсерватории") нас встречала небольшая группа старших офицеров. Въехали на территорию. Нам показали куда ехать, хотя наши офицеры были в курсе расположения площадок аварийного слива (ПАС) во всех частях. Прибыв к ПАС, встали - было велено оставаться в машинах... Продолжение следует...

Заправщик: Окончание. Начало см.выше (сообщ.294 от 30.12.17) Итак, мы прибыли на площадку аварийного слива. Я сидел в кабине головного КрАЗ-214Б, который транспортировал "грунтоперевозчик" - агрегат-транспортировщик окислителя 8Г165П. Сидим мы так минут двадцать. Вокруг лес, тишина... И тут на ПАСе появляется группа офицеров, среди которых был главный инженер нашей части полковник-инженер Утехин В.В., наш начальник отдела подполковник-инженер Питулько Ю.Ф. и ещё несколько незнакомых нам полковников. Что-то эта группа пообсуждала минут пятнадцать, незнакомые полковники удалились, а наш главный инженер полковник Утехин В.В., махнув нам рукой, что-то прокричал. Нам показалось, "Домой!" Вернувшийся с этой "летучки" наш командир подтвердил - отбой "тревоги", никакого слива не будет, мы возвращаемся в часть. Это известие некоторых из нас несколько огорчило - уж очень хотелось показать себя "на народе"! (Главное, конечно, "пролетали" поощрения по итогам учений). Но приказ есть приказ!.. После выполнения команды: "Можно покурить и оправиться!", тронулись в обратный путь (команда с удовольствием была выполнена за деревьями и кустарником). Совсем недалеко от "Обсерватории" проезжали какой-то большой посёлок (может это и был в/городок Нудоль?). Был тёплый и тихий летний вечер, начинало смеркаться. На улице было очень много прогуливавшихся людей, много детишек. Увидев нашу колонну, дети и некоторые взрослые с восторгом кричали, а это мы хорошо слышали через открытые окна машин:"Ракеты! Ракеты везут!" Нам, не скрою, приятно было это слышать. Но и забавно. Забавно потому, что, конечно, никаких ракет мы не везли, это наши агрегаты-"грунтоперевозчики", закрытые брезентом, народ принял за ракеты из-за их внушительных размеров... В часть вернулись уже глубокой ночью, технику расставили по своим местам, затем в казарму. В казарме перекусили доппайком и спать. На "Комбинат", на рабочие места, приказано было прибыть после обеда (до обеда разрешили отдохнуть). После обеда в 9 здании на собрании была дана оценка наших действий, розданы замечания и поощрения. На собрании мы узнали, что вышестоящее начальство совсем не сомневалось в работе АСК(аварийно-спасательной команды) и расчётов. Их интересовало состояние техники и как подготовлены наши водители. Очень им всё понравилось, особенно оперативность реагирования на сигнал начала учений Через несколько дней мы узнали, что наш отдел получил, как всегда, оценку "отлично"... Вот так закончились те учения. Аварийного слива и ликвидации последствий аварии, увы, продемонстрировать не удалось. А жаль! Мы бы уж дали... Р.S. Никакого слива и не могло быть, т.к. "изделия" на позициях стояли незаправленными, пустыми. Т.е. это были электро-весовые макеты. Вот так! Но тогда это было большой тайной, причём такой, что даже те, кто годами служил в противоракетных центрах, не знали об этом. "Грунтоперевозчик" - это наше,так сказать, "внутреннее" название агрегатов-транспортировщиков горючего 8Г166У и окислителя 8Г165П.

Заправщик: В своё время пытался найти изображения т.н."грунтоперевозчиков", которые на самом деле назывались так: агрегат-транспортировщик горючего 8Г166У (использовался для транспортировки и хранения гептила) и агрегат-транспортировщик окислителя 8Г165П (использовался для транспортировки и хранения амила, она же четырёхокись азота). Искал, но ничего не получалось. И вот вчера удача. Кое-что нашёл. Предлагаю вашему вниманию: найдено здесь найдено здесь Правда солидные агрегаты?! Недаром их, покрытых брезентом, путали с ракетами (см.рассказ выше, сообщ.294 и 295). В нашем отделе этих агрегатов было два - на каждый продукт (вид топлива) по одному, а транспортировались они при помощи седельных тягачей КрАЗ-214Б. Техника эта хранилась на заправочном комплексе части в зданиях 111а и 111б. Оба этих агрегата практически одинаковые, различались мелкими деталями. К сожалению, за давностью лет рассказать о различиях сейчас не смогу. Очень запомнилось наличие на этих агрегатах большого количества вентилей.

РИЦак: Заправщик пишет: Очень запомнилось наличие на этих агрегатах большого количества вентилей. Мастодонты знатные, а где все это хозяйство заправляло свои внушительные емкости? Не знаю, возможно пропустил и здесь это уже было но на всякий случай выложу ссылку о непростом становлении системы "А" в воспоминаниях главного конструктора. click here

Заправщик: РИЦак пишет: а где все это хозяйство заправляло свои внушительные емкости? На заправочном комплексе части имелось два хранилища: 10 ёмкостей-цистерн для окислителя и 14 ёмкостей-цистерн для горючего. При необходимости агрегаты-транспортировщики можно было заправить из этих хранилищ, что иногда и делалось. Но практиковалось это редко, т. к. бОльшая часть тренировок расчётов заправки проводилась "в сухую", без использования топлива. Т.е. полностью собиралась "схема" заправки с использованием всех машин и агрегатов, но топливо не подавалось. Да и технология, применявшаяся на нашей базе, предусматривала использование стационарных средств заправки. А вот на полигоне заправка "изделий" в те годы производилась только из агрегатов-транспортировщиков, поэтому и из-за этого эти агрегаты были у нас и тренировались мы, используя эти "мастодонты". Слитые агрегаты (пустые) хранились, как я уже писАл, в зд.111а и 111б.

Заправщик: В местных (калужских) СМИ прошла информация, что в Боровской средней школе №4 (бывш.военный городок Боровск-1) после кап.ремонта открылся спортивный зал. Очень приятное событие для жителей городка, а для меня - приятная новость!

hakkapeliittaa: В местных (калужских) СМИ прошла информация, что в Боровской средней школе №4 (бывш.военный городок Боровск-1) после кап.ремонта открылся спортивный зал. Очень приятное событие для жителей городка, а для меня - приятная новость! Действительно, добрая новость. Но до главного вопроса жизни городка, похоже, что так и не добрались. Канализация. Очистные сооружения давным-давно вышли из строя, никто их не ремонтирует. А люди...независимо от звания продолжают ходить в туалеты, мыться, стирать. И течет зловонный ручей в ближайшую речку, а та в Протву. Впрочем, Боровск-1 не одинок в этом грустном вопросе. Зато в Часцах проблема решена. Городок подключен к канализации Петелинской птицефабрики (по разговорам).

Заправщик: hakkapeliittaa пишет: Но до главного вопроса жизни городка, похоже, что так и не добрались. Канализация. Очистные сооружения давным-давно вышли из строя, никто их не ремонтирует. А люди...независимо от звания продолжают ходить в туалеты, мыться, стирать. И течет зловонный ручей в ближайшую речку, а та в Протву. Впрочем, Боровск-1 не одинок в этом грустном вопросе. Это я в курсе, о проблемах городка уже писАл ( см. выше мой пост №276 от 11.09.17г.). Но в последнее время всё же появилась маааленькая надежда, что что-то может измениться. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, поэтому пока промолчу...

hakkapeliittaa: Заправщик, порадовал последними постами. Класс! А у меня вопрос. В агрегате под названием "грунтоперевозчик", фотки которого ты нашел с большим трудом (признаюсь, пытался найти тоже, но безуспешно), была дозировочная аппаратура или нет? Дело в том, что в техдивизионах С-200/75 использовалась отдельная машина ЗАК 5Л22 и 5Л62 (кажется) на шасси ГАЗ-66, которая с одной стороны подключалась к резервуару, а с другой - к ракете. А в ПРО, получается, два в одном? Т.е., подъехал грунтоперевозчик, шланги в изделие и все?

Заправщик: hakkapeliittaa пишет: В агрегате под названием "грунтоперевозчик", фотки которого ты нашел с большим трудом (признаюсь, пытался найти тоже, но безуспешно), была дозировочная аппаратура или нет? hakkapeliittaa, немного невнимательно прочитал мой крайний пост, а там: "... полностью собиралась "схема" заправки с использованием всех машин и агрегатов..."(подчеркнул сейчас). Теперь поясняю: на грунтоперевозчике не было дозировочной аппаратуры. И у нас использовались следующие агрегаты: подвижная насосно-дозирующая установка 5Л22М - для заправки горючим и подвижная насосно-дозирующая установка 5Л62М - для заправки окислителем. На твоём фото, hakkapeliittaa, примерно такой же агрегат. Но только, конечно, не в таком затрапезном виде наши машины были (и покрашен как-то некрасиво, и колесо спущено). Схема заправки была примерно одинаковая как в разных системах ПВО (ПРО), так и в РВСН (включая "байконуровцев"). Т.е. там, где горючим был гептил, а окислителем амил (четырёхокись азота). Соответственно машины и агрегаты были примерно одинаковые. hakkapeliittaa пишет: шланги в изделие С первого занятия нас учили употреблять термин "металлорукава". Привыкли сразу. И ещё немного по фото: такой "эстетики" с металлорукавами мы не практиковали (подставки из нержавейки). У нас было проще и менее эстетично - металлорукава расправлялись и состыковывались прям на "земле", т.е. на металлическом покрытии площадок, на которых производилась заправка. Это первое. А второе - судя по всему, на фото офицер. У нас офицеры как-то не очень любили облачаться в защитную одежду, мягко говоря. Только в самом-самом "пожарном". Но на фото "пожарного" не видно... Кстати, и защитный костюм у нас был совсем не такой, какой на снимке. И третье (по фото): никаких занавесочек-рюшечек на окнах рабочего места старшего техника заправки (офицер) не разрешалось.

hakkapeliittaa: А второе - судя по всему, на фото офицер. У нас офицеры как-то не очень любили облачаться в защитную одежду, мягко говоря. Только в самом-самом "пожарном". Но на фото "пожарного" не видно... Кстати, и защитный костюм у нас был совсем не такой, какой на снимке. И третье (по фото): никаких занавесочек-рюшечек на окнах рабочего места старшего техника заправки (офицер) не разрешалось. Эта фотка мне случайно попалась в соцсети в одной из открытых групп. Ну, конечно, надо думать, что в середине 70-х "Шишига" с агрегатом были почти новые, а цветного фото, тем более, в цифровом формате, практически не было. Наверно, более новых средств заправки с 80-х в войска не поступало, а топливо все твердело)))... Значит, я правильно понял, что и у вас в ПРО применялась такая же технология. С тем же самым агрегатом 5Л22 или 5Л62. С той лишь разницей, что у пвошных ракет топливо называлось самин или ТГ-02.

Заправщик: hakkapeliittaa пишет: Значит, я правильно понял, что и у вас в ПРО применялась такая же технология. Правильно. Различия, в основном, были только в размерах агрегатов с топливом. Вплоть до ж/д цистерн (Байконур).

РИЦак: Заправщик пишет: были только в размерах агрегатов с топливом Топливо и окислитель хранились в таких же емкостях? Картинка взята на форуме ЗАТО "Звездный"

Заправщик: РИЦак пишет: Топливо и окислитель хранились в таких же емкостях? Не топливо и окислитель, а горючее и окислитель - так точнее. У нас на базе компоненты хранились примерно в таких же ёмкостях, только ёмкости были обвалованы землёй, поэтому снаружи их рассмотреть было нельзя. Снаружи были доступны только их, ёмкостей, так называемые "колодцы" - 1 приборный и 1 арматурный на каждой. Но мне однажды довелось хорошо рассмотреть ёмкость для горючего изнутри, готовя её для "смотрин" командированному из Ленинграда "промышленнику" из какого-то НИИ, занимавшемуся коррозией. Ёмкости для гептила были изготовлены из какой-то спецстали, а для амила - из нержавейки.

hakkapeliittaa: Как мне кажется, всего было три варианта размещения резервуаров с компонентами. Первый - вот такой. Цистерны зарыты в грунт, сверху только оголовок. У нас на базе одно из хранилищ Г. Второй - арочное укрытие, или засыпное здание, и в нём на вот таких постаментах огромные бочки. Хранилище О в Белых столбах, здание 10. Фото - Димкинн И в техдивизионах С-75/200 просто под навесом - третий вариант. В РВСН, думаю, все стационарно, третьего варианта не бывает.

Заправщик: hakkapeliittaa, у нас ёмкости были зарыты в грунт. Повторюсь, сверху каждой ёмкости на противоположных концах были два "колодца" - арматурный и приборный. Очень всё эстетично выглядело: борта колодцев из нержавейки, арматурный - диаметр примерно 200 см, высота борта - примерно 130 см, содержимое колодца - несколько изогнутых труб разного диаметра, на них два-три манометра, несколько вентилей. И приборный колодец - диаметр примерно 110 см, высота борта примерно 90 см, содержимое - различные приборы. Оба колодца были накрыты дюралевыми крышками конической формы. На каждой крышке по две ручки. Всё, можно сказать, сияло. Немного про приборный колодец. Из этого колодца в т.ч. и пробы топлива отбирались, что и мне довелось делать. Отбор пробы нужно было делать, забравшись в колодец. Но колодец был очень тесный, в защите совсем не повернуться (отбор пробы, естественно, в полной защите). Отбирая пробу, всё думал, как бы упростить процедуру. Кое-что придумал прямо во время работы и, завершив работу, доложил начальнику отдела. Он одобрил и посоветовал оформить "рацуху" через одного из наших офицеров. Тот внимательно меня выслушал, похвалил и со словами:"Что же я не допёр!" выдал мне пять рублей... Р.S. При мне, честно скажу, "рацуху" не внедрили. Жаль, конечно. Но вспомнив имена Сикорского, Зворыкина и других стало как-то легче...

Заправщик: Открывая данную тему (о в/ч 02014), я ознакомил участников и гостей Форума с некоторыми страницами книги, выпущенной к 50-летнему юбилею части. Вот обложка этой книги: Тогда я не смог назвать авторов этой книги. Но сейчас я знаю, что автор книги и непосредственный организатор празднования 50-летнего юбилея части подполковник Васильев Александр Петрович, на тот момент - зам.командира части по воспитательной работе (на фото он ещё майор): Огромную работу над книгой и подготовкой к празднику провела и начальник клуба - молодая, чрезвычайно симпатичная и приятная в общении женщина! К сожалению, фамилии её назвать не могу - не успели познакомиться, т.к. общение с ней во время праздника было очень коротким, буквально "на бегу". Познакомиться с ней я намеревался в один из последующих приездов, но не получилось - она была в отъезде... Отдельно хотелось бы поделиться одним наблюдением: ввиду некоторых обстоятельств (административная чехарда с городком, о кот. я рассказывал ранее) городок находится в очень тяжёлом состоянии. Но на фоне всего этого ГОК - просто красавец! Сразу видно - в нём работают очень хорошие и неравнодушные люди и ГОК востребован!

Заправщик: В связи с последними странными случаями отравления и недоотравления на Британских островах вспомнилось следующее: начальником химслужбы нашей части был капитан Гурин Алексей Фёдорович. Очень знающий в химии человек! Его действия как "химика" были куда результативнее тех, что я упомянул выше. А именно: в нашей части т.н. "химдень" был то ли во вторник, то ли в среду. В этот день и, причём, на весь день, весь личный состав части должен был иметь при себе противогазы. С утра, после подъёма и зарядки и до завтрака минут 35-40 сержантами в подразделениях проводился химтренаж, на который мог нагрянуть к-н Гурин, причём всегда абсолютно неожиданно и иногда результативно для к-на Гурина(там, где на занятиях "сачковали")! Ещё к-н Гурин в химдень практиковал следующее: непонятно с какой точки высматривал выходящих из столовой бойцов, не имевших при себе противогазов, и забрасывал их одной-двумя небольшими дымовыми шашками. В результате все выходящие, даже те, кто был с противогазом, в панике отступали в столовку, где дожидались когда прогорят шашки. Но наиболее эффектным было следующее действо к-на Гурина: из никому неизвестного укрытия он "засекал" подразделение, которое двигалось на "Комбинат" без противогазов и тут наступал звёздный час капитана Гурина! На дежурном ГАЗ-51 он догонял нерадивое подразделение и прямо на ходу из кузова забрасывал несчастных и беззащитных двумя-тремя большими дымовыми шашками, сопровождая свою "расправу" громким басовитым и с некоторой "демоничностью" смехом "А-ха-ха-ха-ха!" В ответ - тихая ругань солдатиков, а к-н Гурин, довольный собой и развернув машину, на исходную... Вот таким умельцем был наш нач.химслужбы капитан Гурин Алексей Фёдорович.

hakkapeliittaa: По-моему, запятая после слов "капитан Гурин" явно лишняя. Просто - капитан Гурин Александр Иванович. Так правильнее.... Представляю, сколько проклятий было ему адресовано после его химатак... Офицеры-химики, с которыми мне приходилось сталкиваться, были гораздо спокойнее.

Заправщик: hakkapeliittaa Может и лишняя запятая, но с толку сбивает Википедия, мать её... Сам посмотри. Но запятую убираю.

Заправщик: hakkapeliittaa пишет: Офицеры-химики, с которыми мне приходилось сталкиваться, были гораздо спокойнее. На самом деле капитан Гурин А.Ф. был совсем незлобивым человеком и к его работе мало было претензий, и редко кто на него обижался.

Заправщик: 16 мая 2018 года АО «ГОЗ Обуховский завод» отмечает 155 лет с момента основания предприятия, говорится в сообщении пресс-службы концерна «Алмаз-Антей».В рамках юбилея на заводе пройдут ряд мероприятий, приуроченных к 155-летию предприятия: открытие нового музейно-выставочного комплекса, интерактивного макета Обуховского завода конца XIX – начала XX вв. и кузницы в стиле XIX века; музейно-выставочного комплекса – водоподъемной башни. Смотреть здесь Во времена моей службы этот завод носил по-советски солидное и звучное название, которое мне очень нравилось - завод "Большевик". Это название завод носил с 1922 года по 1992-й. На нашей базе годами несколько десятков человек из этой "фирмы"(так завод называли наши офицеры) работали на постоянной основе. Проживали они в гостинице на территории нашего городка. С некоторыми из них доводилось общаться. И всегда это было очень интересно.

такелажник:



полная версия страницы