Форум » 7-й корпус ПВО (в/ч 40912, г. Брянск) » Войсковая часть 61364 (г.Курск) - 472—й истребительный авиационный полк ПВО » Ответить

Войсковая часть 61364 (г.Курск) - 472—й истребительный авиационный полк ПВО

Председатель: 472—й истребительный авиационный полк ПВО (в/ч 61364) Курск

Ответов - 29

volhovm6: Обслуживание истребителей МиГ-23 472-го истребительного авиационного полка войск ПВО СССР

Братан-3.: Уточнение по катастрофам в 472 ИАП ПВО базировавшемся в Орле. 08. 10. 1971 года произошла катастрофа самолета МиГ-19п пилотируемого летчиком к-ном Нечаевым И. И. Ночь. Сму.

журавкин владимир: ищу сослуживцев в/ч 32914 АТР г. Курск с 1979-1981 Кувычкин Валерий, Пустовалов Сергей, Уткин Александр, Куликов Евгений,Федоров Евгений ребята отзовитесь.


netdayna: МО ПВО в/ч30194 1981-1983 повар был и в хотилово и в андреаполе часть находилась в вышнем волочке на быковой горе сослуживцы отзовитесь

Вице-Председатель: Директор пишет: Аэродром «Kypск—Восточный» относился к аэро¬дромам т. н. «совместного базирования». С одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противо¬положная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стояли самые разнообразные МиГ—23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах, вcё это результат того, что 472—й иап стал последним мес¬том службы для самолетов четырех полков: 28—го гв. иап,191—го, 415—го и 683—го иап, не считан машин, изначально принадлежавших 472—му полку. Вот и 14-й гвардейский Ленинградский истребительный авиаполк, Халино (Курск-Восточный). Истребители МиГ-29. Командир гвардии полковник Олег Лашкевич. Это соответствует действительности?

Амелин: Авиационная комендатура 7000 авиационной базы в/ч 23326 г. Бутурлиновка 7000 ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАЦИОННАЯ БОРИСОВСКО-ПОМЕРАНСКАЯ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНА СУВОРОВА БАЗА (1 РАЗРЯДА) С 2009- 24 Су-24м, 4 Ан-30, 1 Ми-8, 2 Су-34. 2009: "Эскадрилья МиГ-25, которая перебазировалась, это восемь самолетов, два МиГ-25 - учебных, у которых полностью отсутствует летный ресурс. Ресурс шести МиГ-25 выработан на 90%. На сегодняшний день девять МиГ-25, оставшихся на аэродроме «Шаталово», брошены на произвол на судьбы. Перегонка самолетов СУ-24, МиГ-25 с аэродрома «Шаталово» на Воронеж производилась следующим образом. Перегоняется самолет, снимаются двигатели, двигатели перевозятся военным транспортом на «Шаталово», устанавливаются на самолеты, делается облет и перегоняются. 2010 2 эск Су-24м, 1 эск Су-24МР, 6 Миг-25РБ, ао Ан-30, + 12 Су-27 (2011).

volhovm6: ОТСЮДА Два года личный состав авиационной группы «Курск» находился вдали от дома. В связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы на аэродроме «Курск-Восточный» летный и инженерно-технический состав авиационной группы был вынужден дислоцироваться на аэродроме «Бутурлиновка» в Воронежской области. За это время боевая группа провела 275 летных смен с общим налетом около 4800 часов, выполнила боевые стрельбы, приняла активное участие в межвидовых учениях Западного военного округа в Заполярье. И вот, наконец, настал момент, когда аэродром готов к работе и можно вернуться туда, где ждут родные и друзья. Встречать возвращающихся в родные пенаты летчиков отправился и корреспондент ИА KURSKCiTY. Вот и вернулись домой! Первым на новую взлетную полосу приземлился командир авиационной группы гвардии полковник Руслан Купчин. Вслед за командиром в течение получаса на аэродроме прибыли еще 10 истребителей МиГ - 29 СМТ. Из Бутурлиновки истребители четвертого поколения прилетали парами и приземлялись на курском аэродроме с разницей в 2-3 минуты. Руслан Купчин лично встречал каждого прибывшего летчика, и все они как один заверяли, что садиться на полосу одно удовольствие. Приняли авиационную группу, как и полагается, в торжественной обстановке. На митинге, организованном в честь прилета, присутствовал командующий объединением ВВС и ПВО Западного военного округа генерал-майор Игорь Макушев. Он отметил, что военнослужащие находились за 400 км от дома, что немного усложняло выполнение поставленных задач. Однако все они выполнены на оценку не ниже, чем «хорошо». ДАЛЕЕ ЗДЕСЬ

Владимир Попов: ОД КП полка тогда ещё майор А.Ткаченко, закончил службу на должности ОД КП 16 К ПВО (Горький) в звании полковника.

volhovm6: В 2014 году Министерство обороны планирует провести ремонт и модернизацию аэродрома под Курском. Ранее в «Халино» уже проводился ремонт, в который было инвестировано более 221 миллиона рублей. В рамках новой реконструкции на аэродроме планируется провести демонтаж существующего искусственного покрытия, замену пескоцементного основания и ремонт водосточно-дренажной системы. Помимо этого, будут реконструированы рулежные и магистрально-рулежные дорожки, а также места стоянки авиатехники, сообщает «Коммерсант». Так, в настоящее время на аэродроме базируются авиабазы ВВС и ПВО, а также гражданские рейсы авиакомпании «ЮТэйр». Халино-аэродром "Курск-Восточный"- День открытых дверей! Экипажи МиГ-29СМТ авиачасти Западного военного округа (ЗВО), которая дислоцируется под Курском, уничтожили цели условного противника на одном из специализированных полигонов. В учениях был задействован весь инженерно-технический и летный состав авиационного полка, не менее 50 раз истребители поднимались в небо, половина вылетов проходила ночью. Как сообщила пресс-служба ЗВО, летчики выполнили одиночные и групповые взлеты, стреляли неуправляемыми ракетами по наземным целям «врага», уходили от ПВО «противника» и вступали в условный воздушный бой.

Вице-Председатель: Лариса Гурьева (Идрисова), Москва Мой муж Гурьев Александр Яковлевич, служил в Московском округе ПВО с 1985 по 1999г. Сначала вКурске в 472 ИАП, командующий округом маршал авиации Константинов. Затем в191 ИАП г.Ефремов, командующий генерал-полковник Царьков. Далее г. Брянск 7-й корпус ПВО командующий генерал-полковник Прудников. потом г. Москва штаб округа .Командующий генерал-полковник Корнуков. Увольнялся отсюда-же в1999г. командующий генерал-полковник Васильев. Алла Дементьева (Попова) , Курск Вячеслав Егоров г, Курск Служил 472 иап в/ч 61364 1993—1998 472 ИАП 7 корпус ПВО МО ПВО 1993 - 1998 г.г. п-к Андрейченко п-к Клочков. Александр Шевцов Курск Даугавпилское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище им. Яна Фабрициуса 1970—1973 в/ч 61364 1973—1979 61364 1979—1994 472 ИАП г. Орел ком. п-к Воронин. 73-79гг. г. Курск к-ры п-к Коротких и п-к Андрейченко. Дубовой Юрий Михайлович Курск С 1982 по 1987 в/ч 61364. 7-й корпус ПВО, 472-й ИАП. Инструктор укладки парашютных тормозных систем ПТ 10370-65 1982-1987 г.г. евгений новиков , вышний волочек Сергей Дюльдин 472 иап 1980-1998 Анатолий Черногор г, Москва Курск Халино 1988-1996, Хотилово 1996-1999, ВВА им. Ю.А.Гагарина Монино 1999-2001, Уральское объединение ВВС и ПВО 2001-2007, МО РФ 2007 по н. вр.

Вячеслав: Служил в 472 ИАП с июля 1993 года до момента его расформирования в 1998 году

Вице-Председатель: К ДНЮ ВВС 2014г Михаил Лаврин , Курск Александр Мячин г, Курск Николай Бекетов г, Курск Орёл .Курск. Хатилово. Курск. Техник самолёта. 472 иап 1978—1998 Геннадий Огрызков , Курск 61364 1977—1997 АВИАЦИЯ ПВО 472ИАП г.ОРЕЛ-г.КУРСК, ШТАБ КОРПУСА в/ч г.БРЯНСК. ПОЗОР МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПВО -ПОСЛЕДНИЙ ЕГО КОМАНДИР-г-л. КОРНУКОВ

Владимир Попов: Материалы Аблова Юрия Николаевича.

Связист: А какая связь кроме места дислокации 472 ИАП и 14 ИАП ?

Владимир Попов: Наверно так и есть, но главная связь в том, что после передислокации в 1999 году на аэродром Курск, этот полк входил в состав МО ПВО, а переименовали полк потому, что у него регалий было больше чем у нашего полка. Можно, конечно, этот полк завести отдельным файлом, но модератор я думаю разберётся и сделает так, как считает нужным.

Связист: Насколько я понял 14гв. ИАП это совсем другой полк из состава 16ВА перебазированный в Халино из Жердевки. А 472 эксплуатировавший МИГ-23 расформирован за год до прибытия 14ИАП в Курск

Владимир Попов: Скорее всего так и есть, но полёты обеспечиваются нашим Курским ртб.

Связист: Бывал я в этом РТБ но очень давно, где-то в начале 80х. Насколько помню он стоял км 10 от аэродрома.

Вице-Председатель: К ДНЮ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ 2015! Валентин Голиков Черноземье Я служил с 1979 по 1991г. в в\ч 61364. Это 472 иап., в должности начальника связи и РТО (радиотехнического обеспечения) Ком. полка были п - к Коротких Иван Ефимович и п - к Андрейченко Василий Михайлович. Это г. Курск. Аэродром Курск Восточный.

http://my.mail.ru/ma: Фотовидеоматериалы Валентина Голикова правка Вице-Председателя

Вице-Председатель: Тема открыта в честь 97-й годовщине Советской Армии 63-й отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (в/ч 32914, г. Курск) и 886-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч 65357, г. Курск) Владимир Разинков г, Курск, ЛВПУ 1978—1982 в/ч 32914 ОБАТО 1982—1998 Заместитель командира по ВР, в/ч 23243 1999—2004 Сергей Захаров г, Курск 65357 1980—2010 в/ч 65357. 7 к ПВО г, КУРСК

Вице-Председатель: К 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Ростислав Тараскевич г, Курск, Даугавпилсское авиационо техническое училище 1975—1978 61364 1978—1999 На ФОТО :

volhovm6: Орёл; ~ 70-е годы. Источник: ЖЖ 477768

volhovm6: «Отшумели песни нашего полка...» История 472—го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны (в/ч 61364) В. Иванов. 472-й истребительный авиационный полк возник в период бурного развития советской ПВО, когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я гвардейская иад (до 10.08.1944 — 235—я иад), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая 1950 года формирование новой части, получившей наименование 472-й истребительный авиационный полк, завершилось, а подполковник Мурашов стал его первым командиром. Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 1950 года 472-й иап был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству. Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель, Через три года уже МиГ-15 не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса 3РК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ. На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного. Всем известно, что основным поставщиком кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й иап — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось. Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» и 1967 году. В это же время, помимо полготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что одни из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472-го иап. Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификации, принадлежавшие полку, отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все (иап ВВС и ПВО страны) уже регулярно летали за два звука на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1971 г.) боевой состав 472-го иап выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф. Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время, 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «...К 1971 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался как раз 472-й иап — шли годы, кое где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — и 1976 и 1977 годах полк участвовал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке. 1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472-го иап. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лет отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места, командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472-го иап стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года. Это, видимо, и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы, строились КП и канониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ, ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны... Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосуточное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведении учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» и для летчиков и для инженерно-технического состава полка — итоговая оценка оказалась отличной. 80-е годы начались под знаком вес усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Цесной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО, попадали преимущественно на Север и Дальним Восток, Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем—то, ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан и памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й иап стал приграничным. В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191-й иап (Тульская область) и 146-й иап (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове на Дону, а через два года сменился и правый сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа ПВО, кроме упоминавшегося 191-го иап (Ефремов), расформировали 28-й гвардейский иап (Андреаполь, Тверская обл.) и 415-й иап (Туношна, Ярославль). Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472-м иап и 638-м иап (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1991 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472-й иап выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1993 году на дежурство заступила уже постоянная 420 авиагруппа (также созданная на базе 472-го иап и оснащенная МиГ-2ЗП), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье. К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля пары и звенья истребителей с подвешенными баками взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683-й иап был официально расформирован и 472-й иап стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23П. Аэродром «Kypск - Восточный» относился к аэродромам т. н. «совместного базирования». С одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стояли самые разнообразные МиГ-23П. Готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах, вcё это результат того, что 472-й иап стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28-го гв. иап, 191-го, 415-го и 683-го иап, не считая машин, изначально принадлежавших 472-му полку. Тогда было время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживала худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны были летать существенно чаще. Действительность выглядела ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находились лишь несколько штук, и один из них выполнял 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то, по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в то время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершали до сотни самолетовылетов, что позволяло не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив учиилище, ждут самостоятельного вылета по два-три года). Курские истребители, кстати, летали чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику, Су-27 и МиГ-31, да и количество боеготовых машин было существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-х моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472-м иап совершенно отсутствовала проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имел почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник находит эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играла немаловажную роль. Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполнял роль «противника» для курских «МиГов». Интересно отметить, что новые истребители не всегда выходили победителями в этих поединках. Процесс сокращения не обошел и Курский полк. 01 мая 1998 года 472-й истребительный авиационный полк был расформирован.

volhovm6: КТО ВСПОМНИТ СВОИХ СОСЛУЖИВЦЕВ? ЗДЕСЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Амелин: 472—й ИАП ПВО в/ч 61364 -аэродром «Восточный» сегодня 19.05.1999 на аэродром «Курск—Восточный» был перебазирован 14—й истребительный авиационный Ленинградский Краснознамённый ордена Суворова III степени (имени А.А. Жданова) полк (в/ч 55711) ВВС, который базируется на аэродроме до настоящего времени. 472—й истребительный авиационный полк противовоздушной обороны (в/ч 61364) был сформирован 15 мая 1950 года в городе Орёл. Перебазирован на аэродром «Восточный» (п. Халино) в октябре 1979 года . С 1979 года и вплоть до расформирования, полк имел на вооружении истребители—перехватчики МиГ—23П. На аэродроме «Курск—Восточный», в бытность на нём 472—го иап, также дислоцировались 63—й отдельный батальон аэродромно—технического обеспечения (в/ч 32914) и 886—й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч 65357). В 1992 голу на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы... ВВС и авиация ПВО Кубы являются наиболее боеспособными в Латинской Америке. Основу парка кубинской фронтовой авиа-ции составляют истребители МиГ-21 (девять эскадрилий) и МиГ-23БН, а главной силой ПВО являются самолеты МиГ-29 и МиГ-23МФ. Еще одним заметным составляющим элементом кубинской авиации является единственная эскадрилья перех-ватчиков МиГ-25. Несколько старых МиГ-17 использу-ются для обучения применения оружия. Мало кто знает, что кубинский авиапарк ИА поступил из этой части!!! И до сих пор в строю!!!

Вице-Председатель: 472 ИАП на защите неба Москвы 472-й ИАП, базирующийся на аэродроме Курск-Восточный — одна из частей послевоенного формирования. Полк возник в период бурного развития советской ПВО. когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я Гвардейская НАД (до 10.08.44 — 235 ИАД), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая формирование новой части, получившей наменование 472-й ИАП, завершилось, а Мурашов стал его первым командиром. Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 472-й ИАП был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству. Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель. Через три года уже и «пятнадцатый» не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса ЗРК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ. На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях. Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного. Всем известно, что основным «поставщиком» кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й ИАП — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось. Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» в 1967 году. В это же время, помимо подготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что один из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472то ИАП. 1* «Ту» были переданы на базы хранения, а затем и на утилизацию практически все и сразу; Су-15 дотянули в российских ВВС до середины 1993 года (на Украине еще дольше), а последние «21-е» формально числились в боевом составе еще и 1997 году!!! Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификаций, принадлежавшие полк); отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все уже регулярно летали «за два звука» на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1970 г.) боевой состав 472-го ИАП выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф. Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «…К 1974 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15…». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался так раз 472-й ИАП — шли годы, кое-где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — в 1976 и 1977 годах полк участвоввал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке. 1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472 ИАП. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лег отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472 ИАП стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года — это. видимо и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы — строились KII и капониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ — ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны… Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосрочное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведения учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» для летчиков и техников полка — итоговая оценка оказалась отличной. Дежурное звено находится в постоянной готовности — через 5 минут после сипела на перехват, обе пары должны подняться в воздух. Борт <50> — бывшая машина 28 Гв. (андреапольского) полка Еще один самолет, служивший в Андреаполе в 28 Гв. ИАП, — об этом свидетельствует хорошо сохранившееся изображение гвардейского знака 80-е годы начались под знаком все усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Сессной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО. попадали преимущественно на Север и Дальний Восток. Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем-то ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан в памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й ИАП стал приграничным. Борт <34> вскоре после поступления в ТЭЧ для замены двигателя (слева) и на следующий день (внизу) В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву, начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191 ИАП (Тульская область) и 146 ИАП (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове-на-Дону, а через два года сменился и «правый» сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа — кроме упоминавшегося 191 ИАП (Ефремов), расформировали 28 ГвИАП 2* (Андреаполь, Тверская обл.) и 415 ИАП (Туношна, Ярославль). Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472 ИАП и 683 ИАП (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления активности российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1994 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472 ИАП выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1995 году на дежурство заступила уже постоянная 426 авиагруппа (также созданная на базе 472 ИАП и оснащенная МиГ-23П), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье. К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля лары и звенья истребителей с подвешенными ПТБ взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683 ИАП был официально расформирован, и 472 ИАП стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23. Курск-Восточный относится к аэродромам т. н. «совместного базирования» — с одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стоят самые разнообразные МиГ-23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах. Все это — результат того, что 472 ИАП стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28 ГвИАП, 191, 415 и 683 ИАП, не считая машин, изначально принадлежавших 472 полку. Сейчас время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживает худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны летать существенно чаще. Действительность выглядит ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находятся лишь несколько штук, и один из них выполняет 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в последнее время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершают до сотни самолето-вылетов, что позволяет не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив училище, ждут самостоятельного вылета по два-три года). 2* один из полкон ВВС был переименован в 28 ГвИАП, унаследовав номер и традиции прежнего. Машины из Бобровки (683 ИАП) в июле 1997 г. перелетали в Курск с подвешенными ПТБ Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды — обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения В интенсивных полетах, продолжавшихся больше шести часов, участвовали 12 машин — каждая совершила по 7–8 вылетов — на восстановление техники пилотирования, ввод в строй молодых пилотов, пилотаж, ближний воздушный бой… Внизу — взлет пары на форсаже — так стартуют на перехват Курские истребители, кстати, летают чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику — Су-27 или МиГ-31, да и количество боеготовых машин существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472 ИАП совершенно отсутствует проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имеет почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник «находит» эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играет немаловажную роль. Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполняет роль «противника» для курских «МиГов»; интересно отметить. что новые истребители не всегда выходят победителями в этих поединках. Возможно, сказывается то, что на малой высоте голубые «Су» гораздо заметнее камуфлированных «двадцать третьих», кто-то вспоминает о том, что МиГ-23П был оптимизирован для перехвата на малых высотах крылатых ракет, да и максимальная скорость у «МиГа» поболе… Однако, скорее всего, причина в том, что летчики курского полка имеют больший налет (да и остались еще пилоты. в совершенстве освоившие «МиГ» в те времена, когда налет измерялся сотнями часов). Одним словом, «двадцать третьи» пока что летают. В 1995 году 472 ИАП отметил 45-й день рождения. Будем надеяться, что полк отпразднует круглый юбилей, и ВПП Курска-Восточного днем будет расцветать оранжевыми крестами парашютов, а ночью темноту будет внезапно рассекать вытянутый треугольник форсажа… Из 12 летавших машин было три спарки — в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано Парашют выходит… сейчас будет хлопок!.. Автор выражает признательность офицерам Поиск ПВО Александру Ужанову (пресс- служба) и Игорю Клещенко (472-й ИАП). Особая благодарность — майору Николаи) Давыдову (472-й ИАП), без чьей помощи этот материал бьы бы значительно менее подробным и интересным. P.S. С глубоким сожалением мы узнали, что процесс сокращения не обошел курский полк — I мая 1998 года 472 ЙАП был расформирован. Так что все настоящее время в репортаже следует заменить прошедшим. Эпоха завершилась… Все фото — Сергея Цветкова В центре внимания обычно боевые машины, а спарки остаются «за кадром». Мы решили изменить традиции. Фото Сергея Цветкова Примечания: 472 ИАП на защите неба Москвы Не знаю, как вам, любезные читатели, а мне уже давно надоело, что в большинстве изданий, когда речь заходит о сегодняшнем дне, бесконечно пережевывают и обсасывают одни и те же самолеты — Су-27/30/35/37 или семейство МиГ-29. Изредка мелькнут Су-24 или Ту-22М. А где же сотни и тысячи МиГ-23 и -27, Су-17, которые совсем недавно, каких-то десять лет назад олицетворяли советские ВВС — во всяком случае. Фронтовую авиацию — где эти красивые, и, в общем-то совсем не старые машины? Задавшись этим вопросом, мы попытаемся не только еще раз напомнить о них, но и рассказать об истории отдельных частей Советской авиации (ВВС, ИА ПВО, АВМФ) — как существующих в настоящее время, так и расформированных или перешедших под юрисдикцию государств ближнего зарубежья. Итак, МиГ-23. Самолет состоял на вооружении ВВС и Авиации Войск ПВО, и в недавнем прошлом эти истребители можно было встретить повсюду — на аэродромах 16-й ВА в Германии и во Вьетнаме (Камрань), в песках Туркмении и снегах Севера России. «Звонок» для них прозвучал после принятия решения о том, что ВВС будут принципиально ориентироваться на боевые машины с двумя двигателями. Эта же идея одержала верх и в Авиации ПВО — в результате, после 1990 года полки «двадцать третьих» стали таять на глазах. ВВС в то время сделали ставку на МиГ-29 и Су-27 — после вывода частей из Венгрии. Чехословакии и Польши, а особенно — из Германии, и сокращения «зоны ответственности» до пределов СССР, «двадцать девятые» имелись в избытке. Истребительная авиация Войск ПВО в конце 80-х располагала не только новейшими Су-27 и МиГ-31, но и солидным парком устаревших (хотя и 2-двигательных) Ту-128 и Су-15ТМ, которые, естественно, вместе с МиГ-21бис были выведены из боевого состава в первую очередь. 1* Некое промежуточное положение занимали МиГ-23 и -25, но участь последних была предрешена из-за высокого расхода топлива, а вот «23-и» имелись в таком количестве, что заменить их новыми самолетами было нереально, а полный вывод из боевого состава оказался невозможным даже при тогдашнем (1992-93 гг.) высоком темпе сокращения боевой авиации. Наконец, к августу 1997 года — когда ВВС уже давно расправились со своими МиГ-23 — в ПВО еще сохранились два полка, использующих эти машины: в Курске базируются МиГ-23П, а под Барнаулом — «МЛД». Пора было осознать, что это ПОСЛЕДНИЕ летающие боевые «двадцать третьи» с красными звездами, и «Мир Авиации» решил навестить курские «МиГи». 472-й ИАП, базирующийся в настоящее время на аэродроме Курск-Восточный — одна из частей послевоенного формирования. Полк возник в период бурного развития советской ПВО. когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я Гвардейская НАД (до 10.08.44 — 235 ИАД), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая формирование новой части, получившей наменование 472-й ИАП, завершилось, а Мурашов стал его первым командиром. Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 472-й ИАП был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству. Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель. Через три года уже и «пятнадцатый» не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса ЗРК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ. На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях. Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного. Всем известно, что основным «поставщиком» кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й ИАП — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось. Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» в 1967 году. В это же время, помимо подготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что один из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472то ИАП. 1* «Ту» были переданы на базы хранения, а затем и на утилизацию практически все и сразу; Су-15 дотянули в российских ВВС до середины 1993 года (на Украине еще дольше), а последние «21-е» формально числились в боевом составе еще и 1997 году!!! Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификаций, принадлежавшие полк); отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все уже регулярно летали «за два звука» на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1970 г.) боевой состав 472-го ИАП выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф. Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «…К 1974 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15…». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался так раз 472-й ИАП — шли годы, кое-где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — в 1976 и 1977 годах полк участвоввал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке. 1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472 ИАП. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лег отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472 ИАП стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года — это. видимо и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы — строились KII и капониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ — ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны… Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосрочное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведения учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» для летчиков и техников полка — итоговая оценка оказалась отличной. Дежурное звено находится в постоянной готовности — через 5 минут после сипела на перехват, обе пары должны подняться в воздух. Борт <50> — бывшая машина 28 Гв. (андреапольского) полка Еще один самолет, служивший в Андреаполе в 28 Гв. ИАП, — об этом свидетельствует хорошо сохранившееся изображение гвардейского знака 80-е годы начались под знаком все усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Сессной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО. попадали преимущественно на Север и Дальний Восток. Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем-то ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан в памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й ИАП стал приграничным. Борт <34> вскоре после поступления в ТЭЧ для замены двигателя (слева) и на следующий день (внизу) В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву, начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191 ИАП (Тульская область) и 146 ИАП (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове-на-Дону, а через два года сменился и «правый» сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа — кроме упоминавшегося 191 ИАП (Ефремов), расформировали 28 ГвИАП 2* (Андреаполь, Тверская обл.) и 415 ИАП (Туношна, Ярославль). Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472 ИАП и 683 ИАП (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления активности российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1994 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472 ИАП выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1995 году на дежурство заступила уже постоянная 426 авиагруппа (также созданная на базе 472 ИАП и оснащенная МиГ-23П), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье. К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля лары и звенья истребителей с подвешенными ПТБ взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683 ИАП был официально расформирован, и 472 ИАП стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23. Курск-Восточный относится к аэродромам т. н. «совместного базирования» — с одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стоят самые разнообразные МиГ-23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах. Все это — результат того, что 472 ИАП стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28 ГвИАП, 191, 415 и 683 ИАП, не считая машин, изначально принадлежавших 472 полку. Сейчас время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживает худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны летать существенно чаще. Действительность выглядит ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находятся лишь несколько штук, и один из них выполняет 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в последнее время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершают до сотни самолето-вылетов, что позволяет не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив училище, ждут самостоятельного вылета по два-три года). 2* один из полкон ВВС был переименован в 28 ГвИАП, унаследовав номер и традиции прежнего. Машины из Бобровки (683 ИАП) в июле 1997 г. перелетали в Курск с подвешенными ПТБ Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды — обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения В интенсивных полетах, продолжавшихся больше шести часов, участвовали 12 машин — каждая совершила по 7–8 вылетов — на восстановление техники пилотирования, ввод в строй молодых пилотов, пилотаж, ближний воздушный бой… Внизу — взлет пары на форсаже — так стартуют на перехват Курские истребители, кстати, летают чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику — Су-27 или МиГ-31, да и количество боеготовых машин существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472 ИАП совершенно отсутствует проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имеет почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник «находит» эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играет немаловажную роль. Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполняет роль «противника» для курских «МиГов»; интересно отметить. что новые истребители не всегда выходят победителями в этих поединках. Возможно, сказывается то, что на малой высоте голубые «Су» гораздо заметнее камуфлированных «двадцать третьих», кто-то вспоминает о том, что МиГ-23П был оптимизирован для перехвата на малых высотах крылатых ракет, да и максимальная скорость у «МиГа» поболе… Однако, скорее всего, причина в том, что летчики курского полка имеют больший налет (да и остались еще пилоты. в совершенстве освоившие «МиГ» в те времена, когда налет измерялся сотнями часов). Одним словом, «двадцать третьи» пока что летают. В 1995 году 472 ИАП отметил 45-й день рождения. Будем надеяться, что полк отпразднует круглый юбилей, и ВПП Курска-Восточного днем будет расцветать оранжевыми крестами парашютов, а ночью темноту будет внезапно рассекать вытянутый треугольник форсажа… Из 12 летавших машин было три спарки — в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано Парашют выходит… сейчас будет хлопок!.. Автор выражает признательность офицерам Поиск ПВО Александру Ужанову (пресс- служба) и Игорю Клещенко (472-й ИАП). Особая благодарность — майору Николаи) Давыдову (472-й ИАП), без чьей помощи этот материал бьы бы значительно менее подробным и интересным. P.S. С глубоким сожалением мы узнали, что процесс сокращения не обошел курский полк — I мая 1998 года 472 ЙАП был расформирован. Так что все настоящее время в репортаже следует заменить прошедшим. Эпоха завершилась…

volhovm6: Лучшие летчики международного этапа конкурса профессионального мастерства АрМИ-2019 «Авиадартс» совершили перелет на авиационную базу Халино Западного военного округа в Курской области. Летчики совершили часовой перелет с аэродрома Дягилево, где базировались во время проведения соревнований «Авиадартс-2019». Кубок конкурса был вручен капитану команды-победительницы полковнику Василию Якимовичу. Также соответствующие кубки, медали и призы были вручены победителям и призерам конкурса в номинациях по родам авиации. Золотые медали получили экипажи истребителей Су-30СМ из Курского авиационного полка ЗВО. Истребители прошли парадным строем на высоте до 100 метров над взлетно-посадочной полосой и приземлились, где летчиков ждали командование полка, родители и члены семей. Летчики Капитан Юрий Медюков, капитан Сергей Кириллов и штурманы старший лейтенант Павел Ковтун и старший лейтенант Евгений Пантелеев набрали 299 баллов, опередив ближайших конкурентов из Республики Казахстан на 64 балла. Экипажи Су-30СМ неуправляемыми авиаракетами НАР С-13 ДФ и с помощью авиационной пушки ГШ-31 сделали три прямых попадания и одно – в зачетную площадь цели диаметром 15 м. Всего по итогам конкурса российская команда завоевала 4 золотые медали, 4 серебряные и 2 бронзовые. Китайская Народная Республика заняла второе итоговое место, выиграв одну золотую медаль и по две серебряных и бронзовых. Третье итоговое место поделили команды Белоруссии и Казахстана, выиграв по одной медали каждого достоинства. https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12248625@egNews

Алекс: Разыскиваю Трухина Владимира Васильевича 1950 г. р. Прапорщика ( на пенсии сейчас) авиционной части 61364 ( тогда она находилась в г. Орле) - он служил там в 1982 г.. Предположительно живет во Владивостоке. Жена - Светлана. Сын Сергей - окончил ВМУ Владивостока. Просьба ко всем, кто знает какую-либо информацию о нем / его семье, написать мне сюда или на мою эл. почту Makov50@gmail.com . Я - Александр Алексеевич Маков был его одноклассником в с. ш. №12 г. Орла. Контакт с ним и его семьенй был потерян мной в 1997 г. в связи с моим отъездом из Росии ( г. Орел). С уважением, Александр Маков.



полная версия страницы