Форум » 3-й корпус ПВО (в/ч 40890, г. Ярославль) » 415 ИАП - в/ч 10223, с. Туношна, позывной Бакалея » Ответить

415 ИАП - в/ч 10223, с. Туношна, позывной Бакалея

Владимир Попов: 415 ИАП - в/ч 10223, с. Туношна, позывной Бакалея

Ответов - 25

volhovm6: отсюда Олег Выдренок Решил выставить один рассказ про Су-9 и про лётчика, который им управлял. Туношна, год уже не помню — где-то 76, а может и 75, август, ночь СМУ, ночные полёты, курс взлёта и посадки 234, время где-то 22.00. Днём был облётан самолёт, который был в ТЭЧи на каких-то регламентах. Следующий вылет на этом самолёте - ночью в зону в облаках. Полетел на нём Слава А….ов, тогда ещё капитан. Запустил, вырулил. На ВПП включил форсаж, побежал. Поднял нос, отрыв – тут надо ручку брать прилично, чтобы тангаж был где-то 20-25 градусов, зимой ещё больше, т.к. нарастание скорости идёт очень быстро, могут не успеть убраться шасси, потом много мороки – гасить скорость менее 550, только тогда уберутся шасси. Слава тянет ручку на себя и вдруг видит, что самолёт после отрыва колёс от ВПП, вместе с увеличением тангажа начинает энергично увеличивать левый крен, как будто выполняет «Боевой через плечо». Никакие попытки остановить переворот самолёта на спину не удаются и Слава, увидев под собой уже в крене 90 градусов рулёжку, дёргает ручки. Как сам рассказывал – между хлопком от раскрытия купола до касания ногами травы – секунды 2, может меньше. Как сам говорил: - «Удар от раскрытия и через пару секунд - удар ногами о землю. Слышу – рёв форсажа и сразу же за деревьями взрыв, пламя, дым, а дальше тишина». Ощупал ноги, себя – всё цело, всё на месте. Произемлился между полосой и ЦЗ - до ЦЗ всего-то метров 150-200, до РСП – 100-150. Начал зачем-то собирать купол парашюта. Темно, запутался в стропах. Еле собрал его. А сам видит, что на ЦЗ и у высотного домика паника – громкая орёт, люди бегают, пожарка сорвалась и с рёвом в городок (а он прямо за деревьями). Пошёл на ЦЗ, благо всё рядом. На краю ЦЗ оставил парашют, снял ЗШ, направился в высотку. Навстречу ему по ЦЗ от высотного домика полковая санитарка с доктором. Поднял руку, попытался остановить её, но она на большой скорости вильнула от него и помчалась в городок. Пока дошёл до высотного, весь народ разбежался, никого нет. В классе предполётных указаний никого нет, одна официантка Катька, привезла второй ужин. Говорит ему: « Все куда-то сорвались и убежали, а я что, ждать их должна? Садись, Слава, хоть тебя покормлю». Но тот пошёл к громкой связи, чтобы доложиться. А по громкой – не вклиниться! Но всё-таки попытался доложить: «Это я, капитан А….ов, у меня всё нормально, что мне сейчас надо дальше делать-то?» Но его быстро и далеко послали, не разбираясь. Он ещё раз попытался доложить, что у него всё нормально и он сейчас в высотном домике. Его опять оборвали в жёсткой форме. Слава обиделся и пошёл в столовую на второй ужин. Рассказал Катьке, как он только что катапультировался, а его по громкой послали. Сидит ест, а Катька пошла звонить в столовую и на СКП, чтобы узнать, что же её делать-то, ведь полётов что-то нет и лётчиков тоже нет? А ей ещё везти второй ужин для РП на СКП. В это время РП по громкой вызывает класс предполётных указаний, а там, кроме Катьки, нет никого. Она отвечает, что здесь никого нет, только один А….ов сидит в столовой и кушает. Долгое молчание, потом РП спрашивает Катьку: «Не обманываешь? Ну-ка позови его на "соску!" Вот тут всё и разъяснилось, у всех свалился груз с души – ЖИВОЙ! А Су-9, после того, как его покинул лётчик, перевернулся на спину, выписал дугу к земле и на форсаже упал прямо на окраину городка в 30 метрах от Дома офицеров прямо в общественный туалет. Благо там никого не было. А в Доме офицеров в это время шёл фильм «Кавказская пленница». Грохнуло сильно, ДО тряхнуло, повылетали стёкла, началась паника, думали, что горит сам Дом офицеров. Понабежало уйма народа, весь городок, бабы в плач(!), никто ничего не знает, почему упал самолёт, есть ли там лётчик, кто это? Санитарка, пожарки, а из ямы только крылья торчат и хвост и всё горит. Потом узнали, что лётчик прыгнул, живой, уже стало легче. Задняя часть самолёта осталась почти совсем не пострадавшая и причина «боевого-через-плечо» на взлёте сразу стала ясна. На левом стабилизаторе оказалась отсоединена тяга гидроусилителя, что-то в ТЭЧи не до конца доделали и не законтрили. Полёт днём на облет прошёл нормально, но что-то там открутилось, а ночью на взлёте после взятия ручки на себя носок левого стабилизатора ушёл вниз на кабрирование, образовались «ножницы» - далее левое вращение с набором высоты. Как потом рассчитали всю траэкторию полёта самолёта от отрыва до входа в землю, оказалось, что у А….ова был интервал покидания самолёта всего 0.2 секунды. Для покидания Су-9 по креслу необходимы два условия – скорость более 130 и высота не менее 30. Все эти условия, учитывая переворот самолёта, создались всего на 0.2 секунды и Слава ими воспользовался. Раньше бы прыгнул – высоты не хватило, позже – катапультировался бы в землю. Вот такие случайности бывают в жизни. А уличный туалет после этого так и не восстановили… На снимке аэродром Туношна — в рассказе взлёт Су-9 был с того, дальнего конца ВПП, отрыв, уход от полосы левым «через плечо», падение на окраину городка. Армейский клуб Всегда самые "горячие" новости Армии Воспоминания Прядко Юрия Леонидовича С академическим ромбом я прибыл в 415-й иап (п. Туношное) Ярославского корпуса ПВО. Гарнизон стал неузнаваем. Изменились жизнь и быт личного состава. Четырехэтажные ДОСы, отличная летно-техническая столовая, просторные казармы, Дом офицеров. Каждая семья летчика имела благоустроенную квартиру. Большинство техников жили в гарнизоне. На аэродроме находились ангар-лаборатория, ТЭЧ и, так называемый, «высотный домик» для хранения летного обмундирования и спецодежды. Здесь же была возможность после полетов принять душ, снять усталость в комнате морально-психологической разгрузки, расслабиться. Все это имело важное значение для летчика-перехватчика, находящегося в постоянном напряжении. Во всех этих преобразованиях большая заслуга была командующего войсками округа генерал-полковника Батицкого Павла Федоровича. Поработав начальником Главного штаба ВВС, он с уважением и постоянным вниманием относился к летчикам и всем авиационным гарнизонам. Слов на ветер не бросал. Обещал сделать гарнизон образцовым и добился этого. Полк летал на Су–9. Командир полка Соколов Евтихий Федорович смог сколотить сильнейший состав из летчиков 1-го класса. Он прекрасно знал возможности каждого летчика и, если, по его мнению, погода не соответствовала уровню подготовки кого-либо из летчиков, он говорил: «Что-то вид у тебя сегодня нездоровый! Иди к врачу». И никто не возражал. Полк успешно освоил этот тип самолета, отлично стрелял на полигоне и являлся одним из лучших в округе. Командование по достоинству оценило работу полковника Соколова Е.Ф., и он одним из первых в округе получил звание «заслуженный военный летчик СССР» и был назначен начальником авиации корпуса ПВО. Сменивший его подполковник Сокол Валентин Андреевич сумел сохранить костяк летчиков. Личный состав успешно решал все поставленные задачи, неоднократно поощрялся главкомом ПВО и министром обороны, а командир был награжден орденом Красного Знамени. Нет ничего горше воспоминания о нашей вчерашней радости. ".... До 1998 года это была воинская часть, - авиационный полк Московского военного округа ПВО СССР. Ваш покорный слуга служил в этом полку в 1960-1961годах... ...А вот этот день запомнился надолго. Перед штабом стояли два гипсовых памятника, Ленину и Сталину. А без них никак, и служба не в мёд казалась. И вот глубокой ноябрьской ночью, под покровом строжайшей секретности, к одному из них подьехал автокран, накинули на Кобу тросом петлю и легко сорвали с пьедестала. Потом поехали к Волге, погрузили его на паром и... “за борт его бросает в набежавшую волну”. Операцией руководил опер, капитан Герасимов. К нему тут же прилепили кличку “Муму”....

Земляк: Ну дык. Облетывали они нас. Регулярно. Вторник и пятница. СУ-9, СУ-15. До сих пор параметры помню. Из доклада "наводчика": Азимут 118 дальность 38 - цель маневрирует высотой. Цель приземлилась Я служил в 1974-76. На память, вроде, грех жаловаться. Были СУшки А вот МИГ-25, однажды залетевший в наш сектор во время учений, никогда не забуду. Я в кабине У на "линии направления" в тот момент сидел и с приборов данные считывал. Как скорость увидел - первой моей реакцией была - "Прибор сломался!". Когда оператор РС дальности скорость подтвердил, наш стреляющий запросил вышестоящего, что это за цель такая? Ответили - 25й.

Вице-Председатель: Валерий Макаров пишет: Я служил в 415иап, в/ч10223-Туношное, с 1980 по 1987, командирами были: п-к Васильев Г.Б.ныне генерал-полковник, п/п-к Коньчев Н.Н. ныне генерал-майор и п-к Отлётов В. М Васильев, Геннадий Борисович пишет: В 1979 г. назначили командиром 415-го истребительного авиационного полка в Туношну. Полк считался «придворным» – под постоянным вниманием командования корпуса во главе с Р.С. Акчуриным. Большую помощь в перевооружении полка оказывали генералы и офицеры округа, аппарата начальника авиации В.Б. Резниченко, О.В. Ленгаров, Г.В. Колупаев, И.В. Храпонов, О. Ермаков, А. Коробов и другие. Через полгода полк успешно выполнил задачу с боевой стрельбой и заступил на боевое дежурство. Полеты, учения, маневры, стрельбы, подготовка молодых летчиков, обеспечение повседневной жизни военного городка не давали скучать. Бывало всякое, но главное – полк набирал силу, летный и инженерно-технический состав приобретал опыт. Летали без аварий, катастроф. Многие офицеры полка, частей обеспечения, в том числе и я, были удостоены государственных наград. Командующий войсками Московского округа ВВС и ПВО с мая 1998 г., генерал-полковник авиации; родился 8 августа 1944 г. в г. Петропавловск Казахской ССР; окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков в 1967 г., Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина в 1978 г., Военную академию Генерального штаба ВС СССР в 1988 г.; служил на летных должностях от старшего летчика до командира полка; занимал должность заместителя командира корпуса противовоздушной обороны, затем — заместителя командующего отдельной армией ПВО по авиации; с 1988 г. — командир корпуса ПВО, в дальнейшем — первый заместитель командующего, командующий отдельной армией ПВО; освоил 12 типов истребителей; имеет общий налет около 2,5 тысяч часов; Заслуженный военный летчик России. К 97-й годовщине Советской Армии Николай Павлов г.Ярославль, в/ч 62256 (16 ОБАТО) Туношна, в/ч 64347 (19 ОБАТО) Бежецк, 18401 (6 РТБР) Ярославль, ЯВЗРУ ПВО Валерий Матеров г, Шигоныписал: Служил 1965 - 68 . 415 полк туношна. авиамеханик. командир - кольцов(погиб),сокол. Геннадий Шабан , Ярославль Даугапилское ВАИУ ПВО им. Яна Фабрициуса 1979 г. ДАТУ,3 рота,1976—1979 10223 1979—1994 34543 1982—1988


Владимир Попов: 16 ОБАТО, войсковая 62256, (Туношная), позывной "Бакалея-2" НЕРУБАЩЕНКО В.А. м-р КУХАР В. м-р НАЗАРОВ ком-р 16 ОБАТО.

Анатолий ЧАЛЫЙ: СВАРМ (стационарная войсковая авиационная ремонтная мастерская) - в/ч 34543, д. Туношна. 68-я авиационная комендатура - в/ч 55286, с. Туношна 267 ОБС и РТО - в/ч 65252, с. Туношна

Анатолий ЧАЛЫЙ: Встреча сослуживцев. Штурмана пункта наведения. На боевом посту - Валентина Тютенкова и Сергей Ермако. Шестидесятые годы.

Анатолий ЧАЛЫЙ: 1960 год.

Вице-Председатель: Вячеслав Топораш 415иап п.Туношная 1965-1969г.ст лётчик,командир звена Скрябин,аэ Добряков.786иап п.Истомино (Правдинск),1972-1978г.командир аэ,зам.к-ра иап,к-р иап.Мои командиры:Царьков,Андреев,комкор Кульбаков. Памятный знак в честь 50-летия 415-го ИАП Памятный знак в честь 70-летия 415-го ИАП WGF пишет: В 1954-м г. на дэродроме в Туношне были МиГ-17пф 415 ИАП ПВО. 17 июля 1954 г. в полк прибыли после окончания Серпуховского военого авиационного училища спецслужб (СВАТУСС): три техника-лейтенанта: Веревкин, Голиков и Климкович, специалисты по РТО, обслуживать радиолокационные прицелы РП-! ("Изумруд"), установленные на самолетах МиГ-17пф. Назначили нас правда на должности "техников самолета", так как должностей по обслуживанию РТО в штатном расписании полка еще небыло. Я прослужил в полку год и был переведен в 445 ИАП, который в то время дислоцировался во Ржеве, обслуживать новый радиолокационный прицел РП-6 ("Сокол"), установленный на самолете Як-25. 445 ИАП неоднократно участвовал в авиационных парадах на Красной Площади в Москве. Короткая история названия училища: Серпуховской Военный институт ракетных войск ведет свою историю с 19 ноября 1940 года . Когда Приказом НКО СССР из состава 1-го Московского Краснознаменного военного авиационно-технического училища связи были выделены в отдельные школы по специальности авиамехаников спецслужб ВВС. Школа, размещенная в городе Тушино Московской области, получила наименование 2-й Московской авиационной школы. С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года школа была эвакуирована в город Абдулино Чкаловской (Оренбургской) области для дальнейшего обучения личного состава. В октябре 1943 года ГКО СССР принимает решение о переводе Тушинской школы в город Серпухов Московской области. За четыре года войны школа дала фронту около семи тысяч авиационных специалистов. 8 августа 1944 года школе было вручено на вечное хранение Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР .В период с 1946-1948 год осуществляется переход в подготовке механиков по специальному оборудованию боевых машин реактивной авиации — это шаг к будущим специалистам -ракетчикам 60-х годов. В декабре 1948 г. школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет. С начала пятидесятых годов в школе готовят специалистов по эксплуатации ракетных комплексов Р-2, Р-5 а затем — Р-12. В 1962 г Серпуховское ВАТУСС ВВС преобразовано в Серпуховское высшее командно-инженерное училище (СВКИУ РВ) с двумя факультетами; в 1971г. был открыт третий, а в 1977 г. четвертый факультет.

Анатолий ЧАЛЫЙ:

Амелин: Кто помнит сослуживца Геннадия Супруновича г.Ярославль служившего в управлении 415 ИАП

volhovm6:

Andrey_1958: Юрий Леонидович, между командирами части Соколовым Е.Ф. и Сокол В.А. был еще один командир 415 иап - мой отец Кольцов Виталий Григорьевич, который погиб зимой в 1965 году.

volhovm6: Истребители МиГ-23 из состава 415-го истребительного авиационного полка ПВО, входившего в состав 3-го корпуса Московского округа войск ПВО страны на аэродроме Туношна; 1980-е годы ОТСЮДА

Смирнова: volhovm6 пишет: Истребители МиГ-23 В этих машинах и мой труд!!!

Pos56: 75- 77г. 1-я АЭ механик СД Свиридов Владимир 75- 77г. 1-я АЭ механик СД Свиридов Владимир. спарка УТИ МиГ15 -:№63 Техник прапорщик Леонов. КомЭск м-р Зима, инженер м-р Белов, старшина Казаков. Еше помню замечательного спортсмена - штангиста прапорщика Виноградова. Помню как подполковник Саратовский катал меня на "Пчелке", когда делали облет самолета. Еще никак не могу найти большую статью в газете "На боевом Посту" за 31 декабря 1976г за Меня и прапорщика Леонова. Писал корреспондент Следь. называется "Повелители реактивного грома" Перед самым дембелем в марте 1977г. Возил со всего полка масло на анализ в Ейск. Заезжал домой на 3 дня. Рядом с нашей спаркой еще была одна техник Кравченко. Приходилось раньше всех вставать в полку и идти на стоянку. спарки летали на разведку погоды, зато потом целый день был свободным.

Вице-Председатель: Pos56 пишет: Свиридов Владимир 75- 77г Кроме прапорщика Леонова, есть что вспомнить?

Смирнова: Pos56 пишет: спарка УТИ МиГ15 -:№63 Техник прапорщик Леонов. Она?

Pos56: Она родимая. А, фото какого года?. Вспоминаю один момент полетов. Наша спарка заходила на посадку, прошла дальний старт и мы с техником вышли ее встречать. когда она уже приближалась к взлетке, то по громкоговорящей связи поступила команда "дежурный тягач в конец взлетной полосы". Смотрим с техником в небо и как будто чего-то не хватает. Оказывается не вышло шасси( вот какое не помню) и самолет сажали на запасную полосу утрамбованного снега. При посадке ударились подвесным баком в указательный щит. Фонтан снега в разные стороны, но все прошло успешно никто не пострадал. Я положил водило со спарки на воздушную машину между кабиной и цистерной и мы тоже помчались с инженером Беловым на место аварии. Летчики уже повылазили на плоскость. В итоге самолет опечатали и отправили в ТЭЧ, а нас с техником, его домой, а меня в казарму. На другой в день в присутствии нас и инженеров, которые прибыли на вертолете стали выяснять причины. Оказалось - завод изготовитель. Гидравлический шланг стал причиной аварии. Еще помню аварию с СУ-7Б. При взлете отключился форсаж и самолет выехал за взлетку, но не попал в сеть, а выехал на поле где не успели собрать капусту на зиму. Пробежал и перевернулся. Фонарь разбивали ломом и доставали летчиков. Все остались живы и здоровы. Как потом выяснилось, что у них была мысль потянуть на себя катапульт. Хорошо, что не воспользовались.

Юрий_66: О, Туношна!))) Срочная служба. Нас студентов первокурсников в тот год по спец призыву в армию призвали. Механник группы КЗА Слабко Юрий Михайлович. Служил под началом ст.л. Косарева. Вот случайно увидел сайт и что то внутри... Многих помню и лётный состав и технический. Ещё лет десять потом по ночам служба снилась. Ну, а как же иначе. Вот сейчас оглядываясь на зад, понимаешь, что это было очень интересное время.)))

Амелин: Юрий_66 пишет: Вот сейчас оглядываясь на зад, понимаешь, что это было очень интересное время.))) Есть что(кого) вспомнить? Кто был командиром полка?

Юрий_66: Командиром полка, когда я служил был Отлётов. По службе имел прямой контакт с лётным составом. По прилёту менял кассету системы САРПП-12ГМ и отдавал прилетевшему лётчику. Братья Качины, л-т Новиков, м-р Телеуца, к-н Селищев. Это так, вспомнил на вскидку.)))

Новиков: Служил в Туношне с 1980 по 1986 в полку ( Нач группы 1 АЭ ) и СВАРМЕ. Специальность АО.

volhovm6: Су-9 - первый советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик В 1977 году к нам в полк в Туношну пришли 4 молодых лейтенанта выпуска 1977гогда. Двое из СВВАУЛШ - Якимов и Плыгунов и двое из АВВАКУЛ - Иванов и второго уже не помню. В сентябре 1978 года они по КБП подошли к упражнению №69 "Полёт на в/бой с большими скоростями сближения". Это упражнение для подготовки лётчика к стрельбе по АДА. Выполняется это так - Самолёт-цель занимает 10 500 метров и летит на минимально разрешённой на этой высоте скорости (а это на приборной скорости где-то 500км/час). Перехватчик на 11 000 м включает форсаж и разгоняется в горизонте до М=1.4 и на этой скорости выполняется наведение на цель со скоростью сближения 750-800 км/час. Я в этот день выполнил уже один такой-же полёт для кого-то из молодых лейтенантов и взлетел ещё раз за цель для Жоры Плыгунова. Набрал высоту, погасил скорость и теперь только следил по эфиру за тем, как наводили на меня. Сначала всё было как всегда, т.е. КП наводило, лётчик давал квитанции, приближаясь к цели. Немного отступления. На Су-9 был прицел РП-9УК, который по ТТД начинал видеть цель с дальности 20 км, а с 10 км можно было загонять отметку на экране в "лузу" и ставить цель на "Атаку" . Но обычно эти дальности были для идеального прицела и случая, а так дальности были немного поменьше. Все мы (или большинство из нас) летали на сверхзвук и видели, как при переходе на М больше единицы, дёргается стрелка высотомера при перестройке обтекания с дозвука на сверхзвук. И теперь у меня (как у цели) разные показания высоты относительно перехватчика, даже если мы будем идти на одной высоте. Пусть эта величина и небольшая, но она есть. Об этом предупреждается в мерах безопасности в этом упражнении по КБП. Возвращаюсь к полёту. Скорости сближения большие, поэтому КП начинает немного паниковать, если перехватчик почему-то не видит цель. Дальность 15, а Плыгунов говорит - "Цель не наблюдаю". До цель 12 - опять "Не наблюдаю". 10 км - надо уже захватывать цель, а он опять не видит. На дальности 7 км он доложил, что цель наблюдает, КП немного успокоилось. Немного успокоился и я. Потом на дальности 5 км КП опять запрашивает - "Есть ли "Захват", а Плыгунов молчит. Ещё раз его запрашивают, а он опять молчит. Тут уж и я как почувствовал что-то. Начал крутить головой назад, сколько только можно было, но ничего не увидел. На удалении 2 км команда с КП на выход из атаки, а Плыгунов опять молчит. Меня что-то как толкнуло посмотреть влево вниз - и тут я увидел метрах в 50, прямо из-под моего левого крыла несущийся на меня на сверхзвуке Су-9 почему-то в перевёрнутом положении. Потом я прокручивал эту ситуацию в голове, вспоминал, что я успел сделать в это время. Помню, что я резко крутнул самолёт вправо и в это время прямо передо мной, мне кажется на расстоянии меньше, чем длина самого Су-9, проскочил самолёт. Сильный удар, с какой-то боковой перегрузкой, скорее всего - сверхзвуковая волна. Потом какое-то резкое вращение самолёта вправо с сильным опусканием носа и нарастающей тряской. Было две сильно размазанные бочки с потерей высоты. Дал обороты на максимал, вывел самолёт на 8 000 метрах. Вижу, надо мной белая инверсия и доклад: - "Выхожу из атаки". На КП что-то просекли и запрашивают меня: - "У вас на борту всё нормально?" "Да, Всё нормально". Запрашивают Плыгунова: - "Ваша высота?" "13 000метров." "Снижайтесь с курсом ..., в расчётную". Зашли, сели, а нас уже ждут. И мою и Плыгунова плёнки САРП на проявку, а нас в предполётный класс, где Руководство полка сразу-же стало разбираться, что-же произошло. Я рассказал своё, а он своё. Принесли плёнки, сравнили с рассказами. Плыгунова отстранили на время от полётов. А было всё это так: - Плыгунов на Н=11 000 включил форсаж и начал разгоняться. Су-9 очень быстро набирал скорость, а тут пошли команда наведения с дальности где-то 40км. Он упустил контроль за высотой и набрал 14 000 м, а, т.к. его прицел искал цель на этой высоте, то он меня и не видел. Потом он понял, что высоко вылез и, не отключив форсаж, резко начал снижаться и разогнался до М почти 2 и на снижении проскочил 10 000 м и провалился почти до 9 000 м. И опять меня не увидел по прицелу, но увидел визуально по короткой инверсии на дальности уже 7 км, доложил, что видит цель и, чтобы выполнить "Захват", направил снизу нос на цель, но... Скорость сближения была такая большая, что он с прицелом ничего не успел сделать и пытаясь отвернуть от меня на такой большой скорости, перевернул самолёт, ручку до "пупа", с ужасом видел как самолёты неотвратимо сближаются. Но всё же мы разминулись в этом, казалось бы, бескрайнем, но таком тесном небе. По САРПу определили, что тряска самолёта у меня началась, когда свалившись на малой скорости с вращением, я попал в так называемый "Второй режим". т.е. у меня на такой высоте на малой скорости было уже предштопорное поведение самолёта. Полковые начальники пришли к выводу, что я попал в очень близкую спутную струю от самолёта, летевшего на сверхзвуке. Получилась, как бы штопорная бочка, тем более, что я сам, уворачиваясь, ещё самолёт крутнул вправо, а спутная струя помогла раскрутиться самолёту. Добавив обороты и опустив нос вниз, я быстро вышел из "второго режима", не успев войти в штопор. Вот тогда бы всё могло закончиться совсем не так. Но всё закончилось благополучно. После этого Жора Плыгунов ещё полетал пару месяцев, потом ещё что-то сотворил, его опять отстранили от полётов, а потом он сильно запил, его убрали с лётной работы, а потом и из Армии. Где-то до середины восьмидесятых годов Жора работал таксистом в Москве, а потом его следы потерялись. ОТСЮДА

Высоцкий: 415 иап 3 корпуса ПВО, п. Туношна 24 июля 1941 года решением Государственного Комитета Обороны на территории МВО на аэродроме ИНЮТИНО майор Олейниченко Н.А. и старший батальонный комиссар Никитин на базе 24 иап начали формировать 415 иап. 1 августа 1941 года полк сформирован и вошёл в состав 6 корпуса ПВО (самолёты: 19 ЛаГГ-3 и 1 Миг-3). Боевое крещение- 1 августа 1941 года- на уничтожении живой силы и техники противника. Уничтожено 4 танка, 12 машин с грузом, склад боеприпасов, склад ГСМ и 60 солдат противника. 24 августа- перебазирование на аэродром ГРАДОБИТЬ Северо-Западного фронта, вошёл в состав смешанной 7 авиационной дивизии ВВС 11 армии. Итоги боевых действий на Северо-Западном фронте: боевых вылетов-555, сбито самолётов-2, уничтожено: автомашин-179, танков-19, живойсилы противника- 540. С 9 ноября 1941 года - в составе 7 отдельной армии участвует в Тихвинской операции. Итоги боевых действий: 700 вылетов, уничтожено: самолётов-4, 316 автомашин, танков-5, железнодорожных вагонов-65, паровозов-2, складов с боеприпасами-2, живой силы-1454. С апреля 1943 года в составе 257 иад участвовал в боях в районе ЛАДЕЙНОГО ПОЛЯ, аэродромы: ЯРОВЩИНА и НОВИНКА. Результаты боевых действий: сбито 26 самолётов противника, уничтожено: автомашин-121, паровозов-6, железнодорожных вагонов-37, зенитных батарей-21, полевых батарей-9, катеров-13, живой силы-992. 24 июля полку вручено Боевое Красное Знамя. С июня 1944 года по сентябрь 1944 года в составе 257 иад участвовал в 4-ом сокрушительном ударе при прорыве обороны на реке Свирь. Результаты боевых действий: сбито 9 самолётов противника, уничтожено 100 автомашин, 7 паровозов, 11 вагонов, 1 катер и 1 баржа. За участие в Свирской операции личному составу полка объявлена благодарность. После Свирской операции полк участвовал в боевых действиях в Прибалтике, в Заполярье и Карелии. Итоги боевых действий полка в Великой Отечественной войне:уничтожено 176 самолётов противника, из них- 2 тараном (майоры АЛАБИН и БОНДАРЕНКО), барж и катеров-16, танков-24, автомашин-183, железнодорожных вагонов-76, паровозов-12, момтоциклов-12, точек зенитной артиллерии-50, полевых батарей-55, 2 штаба дивизий, эшелонов с боеприпасами-21, живой силы- свыше 5 тысяч солдат и офицеров. За боевые действия и мужество, стойкость и отвагу на фронтах Великой Отечественной войны 556 солдат и офицеров награждены орденами и медалями: орденом Ленина- АЛАБИН Н.И., МАСЛОВ С.Г., НЕПРЯХОВ П.П. Орденом Красного знамени- 30 человек, орденом Отечественной войны 1 степени- 5 человек, орденом Отечественной войны 2 степени- 13 человек, орденом Красной Звезды- 41 человек, орденом Славы 3 степени-1 человек, медалью "За отвагу" и "За боевые заслуги"-60 человек. С 17 апреля 1952 года по 26 июля 1953 года личный состав полка выполнял интернациональный долг в КОРЕЕ, где уничтожено 28 самолётов противника. Из них: майор ЛЕПИКОВ В.П.- 6 самолётов, награждён орденом Ленина, Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды. Майор ДАНИЛОВ С.Д.- 5 самолётов, награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, 3-мя орденами Красной Звезды. Майор БОГДАНОВ Г.И.- 5 самолётов, награждён орденом Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. Полковник ШЕВЕЛЁВ Л.Ф.- 3 самолёта, награждён орденом Красного Знамени. Майор ПОПОВ В.М.- 3 самолёта, награждён орденом Красного Знамени и 2-мя орденами Кпасной Звезды. Капитан ПОЛИВАЙКО Е.И.- 1самолёт, награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Капитан ОВЧИННИКОВ В.Л.- 2 самолёта, награждён орденом Красного Знамени и 2-мя орденами Красной Звезды. В 1962, 1964, 1967 и 1969 годах полк награждался переходящим Красным Знаменем Городского Комитета КПСС.

volhovm6: ИСТОЧНИК Не мог проехать мимо, когда увидел этот памятник МиГ-17. Он находится на трассе между Ярославлем и Костромой. О том, что в данной локации расположен ярославский аэропорт Туношна, я знал, но о военном прошлом воздушной гавани был не очень в курсе. Ну не местный, что поделаешь... Воинам-авиаторам сходу всё понятно и по сокращениям и по печальной для полка истории, а читателю, который не совсем в теме, поясним: На аэродроме Туношна базировался 415 истребительный авиационный полк (ИАП), входящий в советскую систему противо-воздушной обороны (ПВО). Полк был сформирован в 1941 году, воевал в период ВОВ и ещё в корейской войне, а в 1994 году расформирован по той причине, что высшее политическое руководство страны в начале 1990-х приняло решение (по совету каких-то явных вредителей) отказаться полностью от однодвигательных самолётов - якобы из-за их недостаточной надёжности. Таковыми в ВВС СССР и "новой" России были МиГ-23 и МиГ-27. В Туношне в 1994 году базировался полк МиГ-23 и за это его расформировали. Далее я пошёл в глубины Интернета и выяснил, что самолёты из Туношны после 1994 года обнаружились на военном аэродроме под Курском (там полк расформировали в 1996-м), а также на базе хранения законсервированной списанной авиатехники под Липецком. Отличительной чертой МиГ-23 из Туношны были нарисованные глаза в передней части фюзеляжа: якобы это придумали техники 415-го полка за несколько лет до его расформирования - в целях отпугивания птиц и что после таких художеств орнитологические инциденты при полётах свою численность сократили. На фото выше - МиГ-23 из Туношны уже перегнанный в Курск. На фото ниже - ещё один аналогичный "глазастый" борт, но уже в Жуковском, на МАКС-2005. Оба фото взяты из открытых источников. подробнее



полная версия страницы