Форум » 3-й корпус ПВО (в/ч 40890, г. Ярославль) » 713 ЗРП - в/ч 71383, пос. Савватия, позывной Селен » Ответить

713 ЗРП - в/ч 71383, пос. Савватия, позывной Селен

Вице-Председатель: 713 ЗРП - в/ч 71383, пос. Савватия, позывной Селен Командиры полка: 1980-1984 полковник Геращенко Александр 1984-1988 полковник Швайко Борис Мефодьевич 1988-1992 полковник Митюшин [quote]«Пр-к Куреев, ст.пр-к Саенко, л-т Лисютин »[/quote] Кто расскажет о части???

Ответов - 132, стр: 1 2 3 4 All

Dron: Почтовый адрес в/ч 71383 был таким: Архангельская обл. г. Котлас-9 К 2. Во всяком случае до мая 84г. Октябрь 1983г. ПХД. Бойцы 3-го и техн. дивизионов; Бойцы 3-го Бойцы 3-го С ребятами своего подразделения редко удавалось сфотографироваться вместе. Когда кому-то удавалось сбежать к местному фотографу, то там уже стояла очередь со всего гарнизона. Поэтому, чтобы ускорить процесс, приходилось сниматься с кем нибудь хотя бы из своего полка. А наш, глубоко законспирированный фотограф из строевой части, постоянно перебарщивал с химикатами. Поэтому, почти все снимки, через несколько месяцев стали темнеть и многие пропали безвозвратно. Бойцы 3-го и техн. дивизионов;

ppk11: Служил в Котласе(Савватия 1984год) куда перебросили с-125 в\ч71383 . 3-й зрдн нач.рассчетаУНВ,УВПК Субботинский был офицером наведения. Комдив м-р Швайко Борис Мефодьевич. 1-й зрдн комдив м-р Прокопчик,2-й зрдн комдив м-р Кузнецов Евгений ? Позже на Комике со мной служил ОД полка к-н Боровков Николай.

Dron: ppk11 пишет: Субботинский был офицером наведения. Комдив м-р Швайко Борис Мефодьевич. 1-й зрдн комдив м-р Прокопчик,2-й зрдн комдив м-р Кузнецов Евгений ? Здесь нужно уточнить, майор Кузнецов Евгений Николаевич, был командиром нашего 3 ЗРДН. С ним мы прибыли в Савватию в июне 1983г. Осенью майор Кузнецов убыл по месту нового назначения и командование дивизионом принял Швайко Борис Мефодьевич. Бойцы 3-го Кулагин Андрей, Потапов Валера. в/ч 62847 82-83 май, в/ч 71383 83-84 май.

Василёк: Служил на третьем дивизионе в 1987-89 годах, срочную. Командиром части был подполковник Фокин, командиром дивизиона майор Швайко Борис Мефодьевич. Все вспоминают его добрым словом, кроме руководства полка. от них наш командир и пострадал. Сослали его на первый дивизион командиром первой батареи. После Фокина командиром части стал майор Митюшин. Нач. штаба подполковник Дымников. Подполковник Калганов был нач. полтотдела.

Земляк: Командиром части был подполковник Фокин Знавал я когда-то в 70х одного Фокина в третьем корпусе. Начальника 1 отделения на 75й. Как раз перевели его от нас... Может, это он? Вашего, часом, не Геннадием звали?

прохров сергей: Швайко Борис Мефодьевич самый уважаемый командир в полку.Все вспоминают только хорошим словом.Здоровья ему!Спасибо за сайт В/Ч 71383.Прохоров С.А.

Василёк: Кажется Геннадий. Я на первом году службы близко с командованием не сталкивался и по именам не знаю. Прохоров Сергей? Моя фамилия Хамидуллин. Младший сержант запаса. Начальник радиорелейной станции 3-его дивизиона 87-89 год.Василёк . Это мой бывший командир?

Dron: В\ ч 71383 83-84 май Участвовал в передислокации дивизионов С-125 1 и 2 ЗРДН прибыли на станцию Савватия в последних числах мая, наш 3 ЗРДН 1 июня 1983 г. Ст. Савватия 52 км. от Котласа по Кировской ветке. Вновь сформированный полк получил номер в\ч 71383. Это был номер "Макухи" 10 корп. Дивизионы предназначались для прикрытия авиаполка и батальона РТВ в д. Липово. Первый командир ЗРП полковник Геращенко. Для в\ч 71383 выделили две казармы постройки 60-х годов в "старом квартале" Летного городка. В таком же стиле здесь были солдатский клуб, барак-общежитие для офицеров и прапорщиков, баня, продовольственные и вещевые склады. Такое же захудалое хозяйство было и у местного строительного батальона, который собственно все тут строил. Все остальное представляло из себя капитально построенные 3-4-х этажные казармы, 5-9 этажные ДОСы, Дом офицеров, санчасть, лазарет, офицерская и солдатская столовая, военторг, универмаг, почта, газовая котельная, типовая школа- два корпуса с переходом ( самолет). Старший прапорщик Саенко был старшиной 2 ЗРДН, они кажется из 10 корпуса.

Валерий Голяс: Dron пишет: Для прикрытия и батальона РТВ в д.Липово.Мне довелось служить в этом батальоне в/ч48732 в 1967г радиотелеграфистом после окончания учебного взвода в управлении 66 ртп в г.Вологде.При моей службе только строился еще аэродром в Савватии.Затем поступил и окончил Горьковское ЗРУ ПВО в 1970г.Служил в 1 Армии ПВО ОН.Закончил службу зам.командира зенитного ракетного полка.Подполковник.Встретил в Одноклассниках своего сослуживца .Он сейчас глава администрации на Украине.Приятно!!!Его фамилия ЧЕПИГА И.

Dron: . Ст. Савватия 52 км. от Котласа по Кировской ветке. , военторг, Нам повезло, военторг оказался рядом. Особых проблем с его посещением не было. Почти все товары были Ленинградского производства, даже сигареты "Столичные", но это с" большой получки". А в основном курили сигареты "Ватра". Их было изобилие и разных украинских табачных фабрик, начиная с Киева и так далее. Сегодня исполняется 31 год передислокации зенитно-ракетных дивизионов С-125 в\ч 71383 из Подмосковья в Архангельскую область , в состав 3-го корпуса ПВО.

ifedorov4: Он самый.Потом он в Польшу перевелся.Даже в Советские времена в Польше в программе Служу Советскому Союзу засветился )))) Он Выпускник ЯВЗРКУ 1969 года В то время,1984-1985 командиром 2-го дивизиона был Слава Запруднов,потом он уехал на дальний восток и комдивом стал Валера Алешин а в 1989 году Женя Муравьев. Валера Лисютин был ком стартового взвода в батарее Андрея Бригадиренко,я был офицером наведения,Леша Куреев-дизилист,Саенко-старшина.зам комбата 1-Гена Захаров....Вот всю военную тайну раскрыл ))))) Лихие и веселые были времена....Позже я с Валерой Лисютиным,Саней Сухаревым(ОН-3 дивизион) и Сергеем Шериным (комбат старта 3 дивизион) служили в подольской учебке Кстати,вот страница нашего командира полка,полковника Геращенко А. на одноклассниках http://www.odnoklassniki.ru/profile/549349963310

Dron: ЗРП в\ч 71383 июнь 1983, май 1984 г : Ком. полка п. п-к Геращенко Нач. штаба п. п-к Дымников Замполит п.п-к Калганов Зам. по вооруж. м-р Фокин Нач. службы РАВ п. п-к латыш не помню фамилию Нач. вещ. службы ст. пр-к Харисов

ifedorov4: Dron пишет: Нач. службы РАВ п. п-к латыш не помню, что-то похоже на Павлюкас Зам командира полка по вооружению подполковник Вайрис Калнинь (В одноклассниках http://www.odnoklassniki.ru/profile/556884568557 ) Зам по тылу майор Митин Dron пишет: Зам. по вооруж. м-р Фокин Гена Фокин первый зам командира полка,в 1985 году стал подполковником,в 1987 или 1986 году уехал на должность командира полка в Польшу,затем участвовал в выводе войск из Польши,где сейчас узнать не удалось.Закончил ЯВЗРКУ в 1969 году.Кстати учился вместе с Борисом Варламовым,который в в.ч 71383 был по моему командиром рем.роты

Dron: Да, пожалуй Калнинь. В голове крутилось Калниньш (актер). Очередное звание майор Фокин получил на 7 Ноября 1983 года. Еще несколько офицеров получили по звезде за передислокацию, формирование полка , готовность позиции 1 ЗРДН и заступления его на БД.

ifedorov4: Dron пишет: Очередное звание майор Фокин Может это и так.Просто когда в августе 1984 года,мы 11 молодых лейтенантов приехали в савватию,нас встречал подполковник Фокин,он был зам.ком.полка,а полк в это время был на полигоне.Вот из всего высшего состава в полку и были Фокин,Ваня Чуйченко(тогда еще нач.мобилизационного отдела),Санька Большаков(ОН 1-го дивизиона),ну и еще несколько офицеров и прапорщиков.А сам полк приехал где то в первых числах сентября 1984 года

Dron: Очередное звание (подполковник) майор Фокин получил на 7 Ноября 1983 года. ifedorov4 ! Может вы знаете, сколько лет простоял ЗРП в\ч 71383 в Савватии ? Очень интересно, т.к. мне посчастливилось под руководством военного топографа забить, как говорится, первый колышек на месте будущей позиции. Исторический факт.

ifedorov4: сколько лет простоял полк не знаю.Я перевелся от туда в 1988 году.Позже их вывели из состава 3-го корпуса пво в состав архангельской армии.Перевооружили на С-300,и в середине 90-х годов сократили за ненадобностью....Вот как то так

Dron: Еще в 82- 83 годах поговаривали о глубокой модернизации "Невы"\ "Печоры" и снятии ее с вооружения в Московском округе. Случилось это гораздо позже. А в 2009 году в\ч 71383 появилась в Самарской области как 224 ОДКБ. Вот что интересно!

Dron: 1 ЗРДН строили всем полком. До половины л/с 2 - 3 дивизионов выделялось ежедневно в помощь. В октябре 1983 г. 1 дивизион заступил на БД. Потом стали дежурить по-очереди на его позиции 2 и 3 дивизионы. Позицию 2 ЗРДН строили не так ударно, а к 3 ЗРДН до мая 1984 еще не приступали. Два раза,зимой и весной 1984 г. на корпусных учениях , выезжали на позицию 3 ЗРДН , разворачивались на отмеченных колышками местах установки техники.

Dron: 1 ЗРДН строили всем полком. На месте позиции 1 ЗРДН когда -то было поселение. На земельном участке, выделенном для строительства, мы обнаружили полуобвалившийся колодец. Частично сохранилось деревянное обрамление. Площадь участка аккурат подходила для дивизиона С-125. Скорее всего здесь было два-три дома. Такие поселения в этих краях встречаются часто. По рассказам местных, так отчужденно жили бывшие враги народа , отбывавшие срок в местных лагерях. А в колодец сначала бухнули машину песка, а потом прошлись бульдозером.

Dron: В октябре 1983 г. 1 дивизион заступил на БД. Начало строительства...

Dron: Dron пишет: Начало строительства...

Dron: Dron пишет: 1 ЗРДН строили всем полком. До половины л/с 2 - 3 дивизионов выделялось ежедневно в помощь. В октябре 1983 г. 1 дивизион заступил на БД. Потом стали дежурить по-очереди на его позиции 2 и 3 дивизионы Вот обнаружилось параллельное направление. А зачем ? Желающих поучаствовать ни там, ни здесь нет.

Dron: Дивизионы привезли с собой тройной боекомплект. Кроме этого дополнительно получили новые "Пароль", командирские УАЗ -469, для л/с ЗИЛ- 157. Все получили на базе при погрузке в эшелон. А вот за ДШК пришлось ехать из Савватии в Тулу. Полк передислоцировался из Подмосковья за три дня, а за ДШК ездили две недели.

Dron: Климат на новом для нас месте приятно удивил. Пока собирались из Подмосковья, представляли Архангельские края с суровыми морозами, непроходимыми лесами, болотами, полярной ночью. Наверное так оно и есть если ехать дальше на север области. А здесь, когда приехали тепло , +27. В июне начались белые ночи как в Ленинграде. Уж не знаю какая там широта/ долгота. Ну зимой -30, снега 1.5 метра. Дороги правда, становятся проезжими для всех видов транспорта только зимой, когда грунт замерзает, а летом только с повышенной проходимостью.

ifedorov4: Климат действительно был прекрасным.2 января 1985 года,после новогоднего дежурства на 2-ом дивизионе,пошел в отпуск.На улице было -52 градуса ))) Первый раз видел такой мороз.... А что касается кабин "Пароль",то получали мы их,то чно не помню или в ноябре-декабре 1984 года,либо в эти же месяцы но в 1985 году. Все три кабины привезли к нам на 2-ой дивизион,приехал зам по вооружению Калнин,из службы вооружения приехал Сергей Коротков и Улюсов(помоему),и представители 1 и 3 дивизионов, Саня Большаков и Олег Шогин с 1-го дивизиона,а с 3-го Субботин и Саня Сухарев.Было очень холодно,и мы с расчетом развернули эти кабины,навесили антенну,потом все это дело свернули,прикрепили к ЗИЛ-157 и повезли по позициям... А начальник штаба нашего 2-го дивизиона Ваня Чуйченко,оставил меня на позиции и мы с бойцами стали обносить Пароль колючей проволокой,мороз был просто "мама не горюй",как вспомню как мы эти столбы в мерзшую землю вкапывали,аж муражки по коже бегут..... А вот летом,в августе,Санька Сухарев,офицер-наведения с 3-го дивизиона поехал в Костерево учиться на этот самый Пароль,а после него ту да же,но уже осенью 1985 года поехал я

Dron: У нас было как-то с недельку - 37 под новый 1984г. Как раз были корпусные учения. 1- й дивизион на своей позиции все функционирует есть где отогреться. А 2-й и 3-й на своих будущих. Хотя и разворачивались не полностью, пока установили антенный пост и одну пусковую, промерзли насквозь. Грелись забивая штыри заземления. Потом, когда дизели запустили ,попрятались все по кабинам.

Dron: "Пароль" у 3-го дивизиона был уже в 83-м году. Новенький , стоял весь в колючке на площадке временного хранения, напротив дежурного звена МиГ-31. Возможно его кому-нибудь передали, т.к. строительство позиции было в далекой перспективе. А вы получили "новую версию".

ifedorov4: А вот что написал Сергей Коротков по поводу передислакации полка из подмосковья в Савватию: "Уточняю! Ехал в Савватию первым эшелоном. Был начальником караула вагона с оружием полка. Прибыли в Савватию 13-го июня 1983 года, перед обедом. Точно не помню кто, но капитан был дергался глаз и дергал головой, вроде Боря, узнал где магазин в Савватии и первыми в управлении затарились, с майором нач. автослужбы, потом подъехал Евтеев и повезли оружие на склады базы на аэродром. Вечером в деревяшке нам уже наливали базовские прапора. Вот так это было, потом другими эшелонами стали подвозить дивизионы и тех. батарею, в полувагонах ракеты." Капитан с дергающимся глазом-это Боря Варламов,командир рем роты,однокашник по ЯВЗРКУ Гены Фокина

Dron: ifedorov4 пишет: магазин в Савватии Поначалу все туда бегали, потом летуны познакомили с "Массандрой". И в магазин потом ходили только гурманы за вином. А все дела в городке и в радиусе 10 км от него решались только с помощью местной валюты - спирт. Кстати, на станции Савватия была специальная площадка для цистерн. На ней перекачивали керосин и спирт, а потом гнали по трубам до резервуаров на аэродроме. Примерно километров пять. Трубы были проложены открытым способом вдоль бетонки.

Dron: Да вспомнил вот что. Опутывали его колючкой бойцы из взвода управления, а охранял 3-й дивизион. Так что наверное подбросили" до кучи." А годы летят. Еще вчера кажется помнил по-фамильно почти весь полк, а сейчас и своих не всех.

Dron: Dron пишет: познакомили с "Массандрой". Почему летчики называли спирт " Массандрой" толком никто не объяснил.

РИЦак: Dron пишет: Почему летчики называли спирт " Массандрой" толком никто не объяснил. Массандра - знаменитый винодельческий район в Крыму. Производивший наиболее изысканные вина. Летчики люди с юмором. Еще на войне придумавшие для тормозной жидкости название "Ликер Шасси" Ну а уж, когда появились реактивные истребители и бомбардировщики. С системой охлаждения, анти обледенения, и станциями постановки помех. Потребляющими спирт в немалых количествах. Вот тут то эту смесь и стали называть " Массандрой" Один из самых любимых стал МИГ-25. Несущий в своем чреве 290 литров спирта. И спирто-водяных смесей. Даже больше чем бомбардировщик ТУ-22. А пах напиток керосином. Потому,что. Начальство устав бороться с потреблением охлаждающих жидкостей.Велело добавлять керосин в спирт. Но наших смелых пилотов, так просто не возьмешь. И они додумались отделять спирт от керосина. Элементарно- выливая несъедобную жидкость в воду. Керосин всплывал. А оставшийся продукт. Пусть и меньшего градуса. Можно было употребить. После трудного полета. Еще винная карта авиаторов включала в себя "Шило","Шпагу". Думаю уважаемые участники форума близкие к авиации. Добавят, еще не мало рецептов авиационных "Вин"

ifedorov4: Недавно умер последний ком. полка нашего Юрий Катаржин, он жил в Котласе, 2-го июня было сорок дней, с начала года тромб в ноге, стала опухать, но он к врачам не шел, жена медик, но он ее не слушал. Дотерпел до конца апреля, ходил на работу в охрану ЦБК, приехал сам на машине к врачам, его сразу в реанимацию, стали капать, вечером тромб оторвался и моментальная смерть. В Котласе и городке живут: Швайко, Кряков, Саенко, Блинов, Вовненко, Якубовский с базы, Апраксин...

Dron: ifedorov4 пишет: В Котласе и городке живут: Швайко, Кряков, Саенко, Блинов, Вовненко, Якубовский с базы, Апраксин... Без лирических отступлений нельзя. Какая же без этого служба. Вот и про спиртик вспомнили. Не думали мы тогда, что полк так надолго закрепится в Савватии. В 1983-ем с Запада сильно понесло тухлятинкой. В Европе готовились к размещению "МХ", в Средиземном и в Норвежском "Томагавки". Московские корпуса срочно перевооружались на С-300. Передислокация дивизионов С-125 наверное несла в себе определенную функцию. Ехали мы довольно открыто. Среди бела дня довольно по-долгу стояли на крупных ж/д станциях. Потом, когда приехали, набросились только на один дивизион. А когда грузились на базе, пошел слух, что мы едем не в Котлас, а в Печору для прикрытия станции СПРН. Дезинформация или не было окончательного решения? Поди узнай теперь...

hakkapeliittaa: Dron, Вы написали:В 1983-ем с Запада сильно понесло тухлятинкой. В Европе готовились к размещению "МХ", в Средиземном и в Норвежском "Томагавки". Если по поводу первого предложения из цитаты можно вести стилистические споры, то по второму могу сказать одно. Подзабыли Вы матчасть вероятного противника . МБР МХ даже не планировалась к размещению в Европе, да и вообще этот проект в первоначальном виде не был осуществлён. Идея была такая: В некоторых позиционных районах США создать подземную сеть, по которой можно было скрытно перемещать к ШПУ ракеты МХ. Разработчики подземной инфраструктуры столкнулись с небывалыми трудностями, и цена проекта была запредельной. Потом задумались о перевозке по железно-дорожной сети, весьма развитой в США. По-видимому, такой вариант не был осуществлен из-за того, что железные дороги в США принадлежат частным фирмам. Сама по себе ракета МХ была по многим параметрам новаторской и всё-таки была поставлена на вооружение, ЕМНИП, в середине 80-х. Был выбран самый экономный вариант - ТПК с контейнерами разместили в шахтах от старого доброго Минитмена-3, который, кстати, до сих пор находится на вооружении, в отличие от МХ. В Европе США в 1983 начали размещать БР средней дальности Першинг-2. Вот они-то как-раз и явились головной болью для советского военного руководства. Подлётное время - 8 - 10 минут до Европейской территории Союза. Досягаемость - вплоть до Урала. Такие возможности этой ракеты создавали трудности с заблаговременным обнаружением пуска нашими системами СПРН и ПРО, но самое главное, сильно уменьшали время на принятие решения. Вдобавок крылатые ракеты Томагавк, которые Вы упомянули, наземного, морского и воздушного базирования, летящие на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, но по ним эффективно мог работать наш С-300. Но самое интересное в другом. СССР принял на вооружение ПГРК "Пионер" с ракетой РСД-10 ( по классификации НАТО - SS-20) в 1976, ЕМНИП, году. Досягаемость - вся Европа. Один мой дальний родственник в конце 70-х как раз служил в полку РСД-10, развёрнутом в районе г. Коломыя Ивано-Франковской обл. Каждые несколько дней они корректировали полётное задание ракет. Предполагаемой целью был 6 флот США, находившийся в Средиземном море, данные о дислокации которого постоянно обновлялись. Так что вопрос - кто первый - имеет ответ. А чем там запахло - дело вкуса. Поисковики Вам в помощь!

ifedorov4: Из воспоминаний первого ком.полка полковника Геращенко: Все помню, сколько было трудностей! Все преодолели,но закончилось все печально! А, сколько было вложено труда личного состава!.........Самому было смотреть страшно,как в 40-градусный мороз солдаты жили в палатке.! Самое главное,что никого не потеряли. Правда ,горели несколько раз. Вспоминаю,как горел штаб,потом дивизион и.т.д. Помню,как казарму построили,а она покосилась.Пришлось исправлять.Сколько было всего! Хорошо ,что я еще немного построил в Доршево/под Клином/. А,то какой-бы был строитель из меня! Офицеры молодцы,трудились честно!

Dron: Пожар в штабе помню хорошо. Полк был на ужине. Столовая одна на весь гарнизон. Не успели доесть ,как дежурный по столовой заорал"-Ракетчикам тревога! Бегом в расположение части." Прибежали. Тут же подъехал пожарный ЗиЛ-131 с аэродрома. Горела в штабе стена, кто-то забыл обогреватель отключить на ночь. Прогорела дыра примерно 1м х 1м. Пожар в штабе Было еще одно происшествие в нашей казарме, совмещенной со штабом. Зимой случилась авария на теплотрассе. Помещение постепенно покрывалось инеем. В соседней все было нормально, а у нас намечалась катастрофа, т.к. в системе осталась вода. К вечеру в казарме было уже холоднее чем на улице. Выручила аэродромная техника. Не знаю как правильно называется тепловой агрегат, установленный на ЗИЛ-131, но он через гофрированные рукава, вставленные в окна казармы, всю ночь подавал тепло. Мы правда слегка угарели от его выхлопов, но на следующий день систему починили.

Dron: Выручила аэродромная техника. Не знаю как правильно называется тепловой агрегат, установленный на ЗИЛ-131, но он через гофрированные рукава, вставленные в окна казармы, всю ночь подавал тепло Вот такая машина прогревала нашу казарму. Жаль не показаны гофрированные рукава диаметром наверное миллиметров 300.

Dron: К печальным спискам могу добавить майора Павленко Юрия, комбата 3-го дивизиона. Он умер на Родине, на Украине. Даты не знаю.



полная версия страницы